Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома                                                                                 15 февраля 2024 года

        Судья Костромского областного суда Шагабутдинов Анатолий Анатольевич рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу             защитника Шабровой Н.А., действующей на основании доверенности в интересах администрации Костромского муниципального района Костромской области на постановление судьи Ленинского районного суда города Костромы от 22 декабря 2023 года, вынесенное в отношении администрации Костромского муниципального района Костромской области (в дальнейшем также – администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Огласив жалобу, заслушав защитника Шаброву Н.А., выступающую в интересах администрации Костромского муниципального района Костромской области на основании доверенности, судья Костромского областного суда

    у с т а н о в и л:

        постановлением судьи Ленинского районного суда города Костромы от 22 декабря 2023 года администрация Костромского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.

        В жалобе защитник Шаброва Н.А. просит об отмене вынесенного в отношении администрации постановления судьи, считая его незаконным.

        Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив представленные дополнительно материалы, доводы жалобы, с учетом требований части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, нахожу, что постановление судьи подлежит отмене по следующим основаниям.

        В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

        Частью 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

        Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, исполнительным листом, выданным 20 сентября 2010 года на основании решения Костромского районного суда Костромской области от                     23 декабря 2009 года по гражданскому делу № 2-739/2009, администрация Кузнецовского сельского поселения Костромского района Костромской области обязана до 1 сентября 2010 года:

        1. Провести мероприятия по организации условий водоснабжения питьевой водой населения в д. Мотово и с. Кузнецово в соответствии с требованиями СанПин 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу, благоприятным органолептическим свойствам;

        2. Обеспечить проведение лабораторного и производственного контроля качества питьевой воды согласно программам производственного контроля, в том числе комплекса мероприятий по решению вопроса установки водоподготовки на системе водоснабжения с. Кузнецово, д. Мотово с целью обеспечения подачи питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по показателям химического состава, органолептическим, микробиологическим показателям;

        3. Разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО водозаборных сооружений, предупреждения загрязнения питьевой воды, с указанием сроков выполнения и ответственных лиц, в том числе установить ограждение 1 пояса зоны санитарной охраны у скважин в с. Кузнецово № 4475, № 2616, в д. Мотово, № 679, а также принять меры по восстановлению работы скважины № 4476.

        Определением Костромского районного суда Костромского района Костромской области от 12 февраля 2019 года произведена замена должника администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского района Костромской области на правопреемника администрацию Костромского муниципального района Костромской области.

        Основанием для привлечения администрации к административной ответственности послужили изложенные в протоколе судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России об административном правонарушении от 3 ноября 2023 года № 430 и в постановлении судьи Ленинского районного суда города Костромы о назначении административного наказания от 22 декабря 2023 года выводы о том, что администрация не исполнила содержащееся в исполнительном документе требование в срок до 30 октября 2023 года, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

        Согласно протоколу об административном правонарушении к неисполненным должником требованиям отнесены содержащиеся в            пунктах 1, 2 и 3 исполнительного документа требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, решение суда в части установки ограждения 1 пояса зоны санитарной охраны у скважин в с. Кузнецово № 4475, № 2616, в                           д. Мотово, № 679, восстановление работы скважины № 4476 исполнено.

        Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

        Эти требования закона по настоящему делу должностным лицом и судом в полной мере не выполнены.

    Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет деяние, выраженное в неисполнении должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

        Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от           13 апреля 2023 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда» признано, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Одновременно Конституционным Судом Российской Федерации признано, что данные положения распространяются и на порядок привлечения к административной ответственности по части 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют, что настоящее дело разрешено должностным лицом и судом без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

        Согласно материалам дела об административном правонарушении основанием для привлечения администрации к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 3 ноября 2023 года № 430 и в постановлении о назначении административного наказания от 22 декабря 2023 года выводы о том, что администрация не исполнила содержащееся в исполнительном документе требование в срок до 30 октября 2023 года, вновь установленный судебным приставом-исполнителем 24 октября 2023 года после наложения постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП России от 27 октября 2023 года № 375 административного штрафа по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Названное постановление вступило в законную силу 13 ноября             2023 года, протокол об административном правонарушении № 430 по настоящему делу составлен 3 ноября 2023 года.

        Таким образом, требование от 24 октября 2023 года об установлении нового срока исполнения направлено до вынесения постановления о назначении административного наказания от 27 октября 2023 года № 375, а это постановление о назначении административного наказания, послужившее основанием для применения административной ответственности по части 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не вступило в законную силу на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении.

        При таких обстоятельствах основания для привлечения администрации к ответственности по части 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

        Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

        В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

        Санкция части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строго наказание, чем санкция части 21 этой статьи.

        Вместе с тем решить вопрос об изменении постановления при рассмотрении жалобы не представляется возможным в связи со следующим.

        Согласно представленному административным органом по запросу судьи Костромского областного суда постановлению о взыскании исполнительного сбора оно вынесено 22 сентября 2017 года, утверждено руководителем 9 февраля 2024 года, с указанием в постановлении двух должников - администрация Кузнецовского сельского поселения Костромского района Костромской области и администрация Костромского муниципального района Костромской области, при этом на первого возложена обязанность исполнить требование исполнительного документа, на второго – уплатить исполнительный сбор.

        Поскольку привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно при условии вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, по настоящему делу требуется проверить порядок его вынесения.

        При новом рассмотрении подлежит оценке также и возможность исполнения решения Костромского районного суда Костромской области от              23 декабря 2009 года по гражданскому делу № 2-739/2009 с учетом того, что указанные в решении суда санитарные правила 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января             2021 года № 2 признаны утратившими силу с 1 марта 2021 года.

        Одновременно судья Костромского областного суда обращает внимание на следующее.

        Суждение судьи Ленинского районного суда города Костромы в постановлении от 22 декабря 2023 года о том, что администрацией в полном объеме не выполнено содержащееся в исполнительном документе требование противоречит указанию в протоколе об административном правонарушении от 3 ноября 2023 года № 430 о частичном исполнении решения суда.

        Вопреки положениям части 2 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность администрации, повторное совершение однородного административного правонарушения, без учета того, что данное обстоятельство является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 17.15 Кодекса.

        В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.

        Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу, исходя из указанного в протоколе об административном правонарушении времени совершения административного правонарушения, не истек.

        Поскольку постановление судьи Ленинского районного суда города Костромы от 22 декабря 2023 года о назначении административного наказания администрации Костромского муниципального района Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено на неполном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, оно подлежит отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.

        Руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда

р е ш и л:

        ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 21 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.

░░░░░                                                             ______________________________

12-13/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Администрация Костромского района КО
Другие
Шаброва Н.А.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Шагабутдинов Анатолий Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud--kst.sudrf.ru
26.01.2024Материалы переданы в производство судье
15.02.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее