№11-6/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 августа 2023 года с. Петропавловка
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Чимбеевой М.А.,
при секретаре Нимацыреновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Плюснин М.Е. на решение мирового судьи судебного участка №1 Джидинского района от 10 мая 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «ЭкоАльянс» к Плюснин М.Е. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» обратилось к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с ответчика Плюснина М.Е. задолженности за оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 г. по 30.09.2022 г. в размере 5936 рублей 87 копеек, судебных расходов на уплату госпошлины в размере 400 рублей.
В обоснование исковых требований указало, что с 01.04.2019 г. в силу п.4 и 5 ст. 24.7 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и в соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ между ООО «ЭкоАльянс» и собственником жилого дома по адресу: <адрес>, заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде открытия лицевого счета № 303107.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Джидинского района Республики Бурятия от 10 мая 2023 года исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены в полном объеме, с Плюснина М.Е. взыскана задолженность за оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.04.2019 г. по 30.09.2022 г. в размере 5 936 рублей 87 копеек, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Плюснин М.Е. просит отменить решение мирового судьи как незаконное, вынесенное с нарушением норм. Податель жалобы указывает, что ООО «ЭкоАльянс» фактически ему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывает, а лишь занимается загрязнением экологии местности Шулюк в окрестностях с. Петропавловка Джидинского района, никакого специализированного оборудования не применяет. Кроме того, мировой судья не применил нормы о пропуске истцом срока исковой давности.
Представителем истца по доверенности М.П. Федоровой направлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании Плюснин М.Е. доводы поданной им апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебное заседание не явился.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд считает необходимым апелляционную жалобу удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Республики Бурятия ООО «ЭкоАльянс» наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плюснин М.Е. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Истцом начислена ответчику плата за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.04.2019 г. по 30.09.2022 г. в размере 5936 рублей 87 копеек.
Разрешая настоящий спор, мировой судья пришел к выводу о том, что ООО «ЭкоАльянс» представлены надлежащие доказательства по оказанию услуг по вывозу и утилизации отходов, в связи с чем, отсутствие письменного договора с ответчиком на обращение с ТКО не свидетельствует о неосновательности начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии со статьёй 1 ФЗ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их пользования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Доводы апелляционной жалобы Плюснина об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договорных отношений с ООО «ЭкоАльянс» несостоятельны.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи. 24.7).
Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктов 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 мая 2018 г. между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "ЭкоАльянс" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц.
Фактически свои полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоАльянс" осуществляет с 01 апреля 2019 г.
Таким образом, учитывая, что региональным оператором в Республике Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «ЭкоАльянс», мировой судья пришел к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, рассматриваются как договорные.
Доводы стороны ответчика о том, что истец не оказывал услуги по обращению с ТКО, также отклоняются судом как необоснованные. Из пояснений ответчика следовало, что ООО «ЭкоАльянс» ему услуги не оказывал, поскольку свой мусор он не выставлял и самостоятельно утилизировал, однако, это не свидетельствует об отсутствии факта оказания услуг истцом.
Кроме того, условия типового договора предусматривают определенный порядок фиксации нарушений по договору, в соответствии с которым в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В данном случае ответчиком не представлено надлежащих доказательств нарушения истцом обязательств по договору,
Доказательств того, что в спорный период ответчик самостоятельно осуществлял утилизацию твердых коммунальных отходов способом, предусмотренным действующим законодательством и не нарушающим санитарного законодательства, не представлено.
Вместе с тем доводы Плюснина М.Е. о пропуске истцом срока исковой давности являются обоснованными и заслуживают внимания.
Так, в соответствии с п.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 2 п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. п. 1, 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому платежу.
В данном случае истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги, которая образовалась в период с 01.04.2019 г. по 30.09.2022 г.
Установлено, что определением от 26 августа 2022 года и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Джидинского района Республики Бурятия отменен судебный приказ № 2-227/2022 от 18 февраля 2022 года о взыскании с Плюснина М.Е. задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 2449 рублей 35 копеек.
Настоящий иск поступил к мировому судье 6 апреля 2023 года, то есть после истечения шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа от 26 августа 2022 года по делу № 2-227/2022, в связи с чем, обстоятельство обращения истца с заявлением о вынесении указанного судебного приказа для исчисления срока исковой давности правового значения не имеет.
Таким образом, поскольку за защитой нарушенного права истец обратился согласно входящему штампу 6 апреля 2023 года, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок исковой давности по платежам с 01.03.2020 по 30.09.2022, а более ранний период подлежит исключению из расчета.
При этом суд исходит из того, что согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
То есть срок исковой давности по коммунальным платежам начинает течь за истекший месяц с 11-го числа следующего месяца и истекает по прошествии трех лет с указанной даты.
В связи с чем, срок исковой давности с учетом ч.1 ст. 155 ЖК РФ, ч.2 ст. 200 ГК РФ по требованию за март 2020 года начинает течь с 11.04.2020.
То есть с учетом пропуска истцом срока исковой давности взысканию подлежит задолженность, образовавшаяся за период с 01.03.2020 по 30.09.2022 в размере 5166 рублей 35 копеек (5936 рублей 87 копеек (задолженность с 01.04.2019 по 30.09.2022) - 770 рублей 52 копейки (задолженность с 01.04.2019 до 01.03.2020).
Таким образом, вывод мирового судьи о необоснованности заявления ответчика о пропуске срока исковой давности является ошибочным.
В связи с чем, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а судебное решение мирового судьи изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу Плюснин М.Е. удовлетворить частично, решение мирового судьи судебного участка №1 Джидинского района Республики Бурятия от 10 мая 2023 г. по исковому заявлению ООО «ЭкоАльянс» к Плюснин М.Е. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами изменить.
Взыскать с Плюснин М.Е. в пользу ООО «ЭкоАльянс» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2022 года в размере 5166 рублей 35 копеек (пять тысяч сто шестьдесят шесть рублей 35 копеек).
В остальной части оставить решение мирового судьи судебного участка №1 Джидинского района от 10 мая 2023 года без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Джидинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: М.А. Чимбеева