Дело №5-5846/21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Дербент 20 августа 2021 года
Судья Дербентского городского суда РД Наврузов В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, в отношении юридического лица - частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт» (ИНН 0542015568), адрес: РД, <адрес изъят>, к.З, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Дербентский городской суд РД поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт».
Согласно протокола об административном правонарушении №АП-145/Л/З/-19.20.3 от ДД.ММ.ГГГГ составленного консультантом отдела проведения координации контрольно-надзорной деятельности Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 45 мин. в ходе проведения плановой документарной проверки в отношении частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт», расположенного по адресу: РД, <адрес изъят>, к.З, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19.05.2021г. <номер изъят>, по вопросу контроля соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.06.2021г. <номер изъят>/Л/З/К/Д) (лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>) обнаружено:
1. нарушение подпункта «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>:
- у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные им в соответствии с требованиями части 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 3ДД.ММ.ГГГГ Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), квалификация «Бухгалтер, специалист по налогообложению»; 4ДД.ММ.ГГГГ Дошкольное образование, квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)»; 4ДД.ММ.ГГГГ Преподавание в начальных классах, квалификация «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)»; 4ДД.ММ.ГГГГ Физическая культура, квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»;
- основные профессиональные образовательные программы высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 3ДД.ММ.ГГГГ Социальная работа (для обучающихся 2017, 2018, 2019, 2020 годов набора);
- основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлению подготовки 4ДД.ММ.ГГГГ Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (для обучающихся 2017, 2018, 2019, 2020 годов набора);
- основные профессиональные образовательные программы высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 4ДД.ММ.ГГГГ Психолого-педагогическое образование (для обучающихся 2017, 2018, 2019, 2020 годов набора);
- основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлению подготовки 4ДД.ММ.ГГГГ Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (для обучающихся 2017, 2018, 2019, 2020 годов набора);
- основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 4ДД.ММ.ГГГГ Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) (для обучающихся 2020 года набора);
- реализуемая основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения разработана лицензиатом с нарушением требований части 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так как в ее составе отсутствуют фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции по дисциплинам «Математика», «Информатика» (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация);
2. нарушение подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>:
- у лицензиата отсутствуют в штате или не привлечены им на ином законном основании соответствующие требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям:
3ДД.ММ.ГГГГ Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (для реализации учебных дисциплин: «Безопасность жизнедеятёльности», «Информатика» «Статистика»);
40.02.01 Право и организация социального обеспечения (для реализации учебных дисциплин: «Семейное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Страховое дело», «Менеджмент», «Статистика», «Документационное обеспечение управления»);
4ДД.ММ.ГГГГ Преподавание в начальных классах, 4ДД.ММ.ГГГГ Физическая культура (для реализации учебных дисциплин: «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», отсутствуют мастера производственного обучения);
3ДД.ММ.ГГГГ Социальная работа (для реализации дисциплины «Основы социальной медицины»);
3. у лицензиата отсутствуют в штате или не привлечены им на ином законном основании соответствующие требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки:
- Социальная работа (к реализации программы бакалавриата не привлечены руководители и (или) работники иных организаций, осуществляющие профессиональную деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (имеющие стаж работы в данной профессиональной сфере не менее трех лет);
4ДД.ММ.ГГГГ Специальное (дефектологическое) образование (к реализации программы бакалавриата не привлечены руководители и (или) работники иных организаций, осуществляющие профессиональную деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (имеющие стаж работы в данной профессиональной сфере не менее трех лет);
4. нарушение подпункта «г» пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, - договор <номер изъят> о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенный лицензиатом с муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа по футболу и легкой атлетике» городского округа <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям части 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, являются грубыми нарушениями лицензионных требований, повлекшие за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, административная ответственность, за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо - частное образовательное учреждение высшего образования «Социально-педагогический институт» надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явилось, о причинах неявки суду не сообщило, своего представителя в суд не направило, с ходатайством об отложении дела не обращалось.
По смыслу ст.25.1 КоАП РФ, и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка юридического лица привлекаемого к административной ответственности в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Проверив и исследовав материалы дела, суд считает вину юридического лица - частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, установленной по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, лицензионными требованиями к лицензиату являются: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
В соответствии с подпунктом «г» пунктом 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, Лицензионными требованиями к лицензиату являются: - наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом «г» пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах "а" - "ж" пункта 7 настоящего Положения, а также следующие требования: -наличие договора о сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся - нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Виновность юридического лица - частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт» в нарушении ч.3 ст.19.20 КоАП РФ подтверждается письменными материалами дела:
- приказом Рособрнадзора <номер изъят> от 19.05.2021г.;
- актом проверки <номер изъят>/Л/З/К/Д от 29.06.2021г., в котором зафиксированы указанные выше нарушения лицензионных требований;
- протоколом об административном правонарушении №АП-145/Л/З-19.20.3 от 22.07.2021г.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
У суда не имеется никаких оснований сомневаться в достоверности изложенных доказательств, которые последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой.
Как следует из протокола об административном правонарушении №АП-145/Л/З/-19.20.3 от 22.07.2021г. и акта проверки <номер изъят>/Л/З/К/Д от 29.06.2021г., юридическим лицом - частным образовательным учреждением высшего образования «Социально-педагогический институт» нарушены п.п.«в, г» п.7 и п.п.«в» п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020г. <номер изъят>, что прямо свидетельствует о допуске грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности со стороны частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт» и соответственно о наличии в действиях организации признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность юридического лица, допустившего административное правонарушение.
При определении наказания, суд, принимая во внимание изложенное выше, исходит из следующего.
Согласно ст.3.1. КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица - частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт» не установлено.
Согласно требованиям ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности. Оно назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, поскольку оно может быть применено в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Оценивая представленные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о необходимости применения ответственности в виде административного приостановления деятельности, поскольку наложение взыскания в виде штрафа не обеспечит достижение целей наказания, указанных в ст.3.1 КоАП РФ.
Такое наказание будет соответствовать цели административного наказания - предупреждению совершения новых правонарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признатьюридическое лицо - частное образовательное учреждение высшего образования «Социально-педагогический институт» (ИНН 0542015568) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде приостановления деятельности сроком на 5 суток.
Время приостановления деятельности исчислять со дня фактического приостановления деятельности частного образовательного учреждения высшего образования «Социально-педагогический институт».
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Г.Наврузов