Производство №
Дело (УИД) 28RS0№-64
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 27 мая 2022 г.
Сковородинский районный суд <адрес> в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес> о признании проживающими на условиях социального найма и признании подлежащими переселению из аварийного жилья,
у с т а н о в и л:
ФИО2, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании права переселения из аварийного жилищного фонда, в обоснование которого указал, что с 2007 года он проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 кв.м. Совместно с ним проживают сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако с ним договор социального найма заключен после признания договора аварийным. У него имеются свидетельские показания, подтверждающие его проживание на протяжении многих лет в данном жилом помещении, также имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. В июле 2018 года он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ему было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным и предложено обратиться в суд с иском об установлении факта проживания в спорном жилом помещении и включении её в список лиц, подлежащих переселению по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес>». На основании изложенного, просит установить факт проживания ФИО2, ФИО2, ФИО3 в <адрес> на условиях договора социального найма и признать их подлежащими переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В последующем исковые требования ФИО2 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 были уточнены, просит признать за ними право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма и признать за ними право на переселение из аварийного жилья.
Определениями Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация <адрес>, Министерство ЖКХ <адрес>, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, <адрес>, Министерство финансов <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО2, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, его представитель ФИО6, представитель ответчика – администрации <адрес>, третьи лица - Министерство ЖКХ <адрес>, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, <адрес>, Министерство финансов <адрес> не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40, часть 1).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Ст.60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1-2 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что муниципальное образование рабочий <адрес> является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между межведомственной районной жилищной комиссией и ФИО2 был заключён договор социального найма № на <адрес>. В качестве членов семьи в жилое помещение вселены: жена ФИО5, сын ФИО2, 2006 г.р.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются детьми ФИО2 и ФИО5 (свидетельства о рождении серии 1-ОТ № и серии 1-ОТ №).
Также судом установлено, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампами в паспорте.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из перечня аварийного жилого фонда на территории <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
Из выписки из ЕГРН следует, что ФИО2 в собственности жилых помещений не имеет.
Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов»
Согласно данной Программы, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья по причине заключения договора социального найма после признания дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным. ФИО2 предложено обратиться в суд с иском об установлении факта проживания в спорном жилом помещении на условиях социального найма и подлежащими переселению из аварийного жилья по муниципальной программе «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда».
В связи с чем, истец обратился в суд с иском о признании за ним права проживания в <адрес> на условиях социального найма.
Таким образом, судом установлено, что <адрес> была предоставлена ФИО2 в 2007 году на законном основании и ДД.ММ.ГГГГ с ним заключён договор социального найма, в качестве членов семьи в данное жилое помещение вселены сыновья ФИО2 и ФИО3.
Ответчиком, в силу ст. 12, 56 ГПК РФ, не представлены доказательства подтверждающие факт самовольного занятия истцами спорной квартиры, поэтому суд находит подтвержденным факт законного вселения в спорную квартиру.
Учитывая, что истец был вселен в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть на законных основаниях, то он приобрел право проживания в спорной квартире на условиях социального найма, каких-либо требований к нему о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
Статус служебной <адрес> не присваивался.
Из разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.20109 № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» следует, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции ФЗ № 100-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1) Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).
В соответствии со ст. 166 ГК РФ (в редакции ФЗ № 100-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (п. 2). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (п. 3).
Исходя из приведенных норм и разъяснений по их применению, основанием для признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключённого на его основании договора социального найма может являться обращение организации, органа местного самоуправления или иного уполномоченного органа, принявших решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также третьих лиц, чьи права и охраняемые законом интересы нарушает указанная сделка.
Между тем, с требованием о признании договора социального найма, заключенного с ФИО2 никто из перечисленных лиц в суд не обращался. В связи с чем, оснований для признания указанного договора недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания ФИО2, ФИО2 и ФИО3 проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма с момента вселения в указанное жилое помещение.
Также истцом заявлено требование о признании его и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 подлежащими переселению из аварийного жилья.
Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Вместе с тем, в силу ст. 52, 57, 86 ЖК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", признание граждан подлежащими переселению из аварийного жилья по программе переселения из аварийного жилья по региональной адресной программе возлагается на муниципальные образования, в связи с чем, суд не вправе предрешать указанный вопрос, поэтому, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к администрации <адрес> о признании проживающими на условиях социального найма и признании подлежащими переселению из аварийного жилья – удовлетворить частично.
Признать за ФИО2, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.Б. Федорчук