Мотивированное решение составлено 28.02.2022 года Дело № 2-146/2022
УИД 76RS0021-01-2021-002443-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах Башловского А.Б. к Департаменту труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа о признании семьи малоимущей, установлении факта совместного проживания, возложении обязанности,
установил:
Тутаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Башловского А.Б. к Департаменту труда и социального развития Администрации ТМР, в котором просил признать незаконным отказ ответчика № 2663 от 23.09.2021 года в выдаче справки о признании семьи Башловского А.Б. малоимущей в соответствии со ст. 41 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»; установить факт совместного проживания Башловского А.Б. с его членами семьи ФИО1, ФИО2 по адресу: <адрес>; обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Башловского А.Б. о признании его семьи малоимущей с учетом установления факта совместного проживания Башловского А.Б. с членами его семьи ФИО1, ФИО2 по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой по обращению Башловского А.Б. была проведена проверка по вопросу отказа Департаментом труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района (далее Департамент) в выдаче справки о признании семьи малоимущей, в ходе которой установлено, что 26.08.2021 года Башловский А.Б. обратился в Департамент с заявлением о выдаче справки о признании его семьи малоимущей, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что заявителем не представлено документов, подтверждающих совместное проживание Башловского А.Б., ФИО3 и их детей, а также делается вывод о том, что Башловский А.Б. признан одиноко проживающим гражданином и его среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, установленный в соответствии с постановлением Правительства ЯО № 25-п от 29.01.2021 года. Решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи принимается на основании заявления и перечня документов, перечисленных в п. 1.5 Приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 г. № 2 «Об утверждении Порядка назначения социальной помощи». В указанном перечне не имеется документа, который должен подтверждать совместное проживание и ведение совместного хозяйства членами семьи заявителя. Вместе с тем орган социальной защиты вправе сам проверить факт совместного проживания, чего сделано не было. Согласно заявлению Башловского А.Б. и ФИО3 они, в том числе и их дети, проживают по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленский М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец, он же законный представитель несовершеннолетнего третьего лица ФИО1 - Башловский А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в состав его семьи входит его сожительница ФИО3 и дети: ФИО2 и ФИО1. Всего у него пятеро детей. С ФИО3 совместно проживают 27 лет, но брак не зарегистрирован. Дочь ФИО4 учится в ГПОУ ЯО Рыбинский <данные изъяты>, сын ФИО1 является несовершеннолетним, дочь ФИО2 учится в Тутаевском политехническом техникуме. Все дети находятся на его иждивении. Единственным источником дохода ФИО2 является ее стипендия по месту учебы. Сам он не трудоустроен, является <данные изъяты>, кроме пенсии по инвалидности доходов не имеет. ФИО3 трудоустроена в детском саду, ее единственным доходом является заработная плата по месту работы. Сотрудники Департамента выходили по месту жительства, но не выясняли его материальное положение и факт совместного проживания. В 2020 году ему выдавали справку о признании семьи малоимущей.
Представитель истца, она же представитель несовершеннолетнего третьего лица ФИО1 и она же третье лицо ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что с Башловским А.Б. проживают совместно 27 лет, имеют пятерых детей. Их семья проживает по двум адресам, по факту проживают в <адрес>, а на выходных, в каникулы, а в течение последних трех лет на карантине проживают в <адрес>. В данной квартире хранятся их вещи. Предыдущее решение суда Департамент исполнил в полном объеме – их дочери ФИО4 выдали справку на получение социальной стипендии. Ей (ФИО3) выдали справку о признании семьи малоимущей. Полагала, что сотрудники Департамента могли проверить родство и социальное положение семьи. По выданной ей справке она не получает меры социальной защиты, поскольку обратилась в суд за компенсацией морального вреда. По выданной справке о признании семьи малоимущей она может получить пособие на ребенка, а Башловский А.Б. не сможет оформить это пособие, так как его может оформить только тот родитель, с которым зарегистрирован ребенок по месту жительства. За детей ФИО4, ФИО2 и ФИО1, находящихся на иждивении истца ему производится доплата к пенсии. Членами ее семьи являются: она, Башловский А.Б. и трое их детей – ФИО4, ФИО2 и ФИО1.
Представитель ответчика Департамента труда и социального развития Администрации ТМР – по доверенности Шарова А.С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что в августе 2021 года Башловский А.Б. обратился за справкой о признании его семьи малоимущей, представил документы: копии паспортов и свидетельств о рождении детей, копию паспорта ФИО3, справку об инвалидности, справку о заработной плате ФИО3, справки из образовательного учреждения и размере стипендии ФИО2, справку о получении бесплатного питания ФИО1, справку о выплаченных ФИО3 пособиях и расчет. По результатам рассмотрения данного заявления было принято решение о признании истца одиноко проживающим гражданином. Регистрация по месту жительства ФИО3 и детей не совпадала с регистрацией истца. Брак между Башловским А.Б. и ФИО3 не зарегистрирован. При расчете среднедушевого дохода семьи была взята только пенсия истца, которая превышает установленный размер прожиточного минимума. Выход по месту жительства истца в <адрес> не был осуществлен, так как это было бы возможно только в том случае, если бы брак между истцом и ФИО3 был зарегистрирован. В данном случае, не было оснований для признания их единой семьей. Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области признал отказ истцу правомерным. Кроме того участковым уполномоченным полиции был составлен рапорт, в котором он указал, что выходил по адресу <адрес> со слов соседей в квартире № дети не проживают, а сам Башловский А.Б. приезжает туда периодически. По решению суда ФИО3 была выдана справка, в том числе и в отношении детей. Срок действия данной справки составляет 3 месяца. В случае удовлетворения иска и признания Башловских и ФИО3 одной семьей, Департамент будет требовать расчет алиментов, так как брак между родителями не зарегистрирован, а отец обязан содержать своих детей. В настоящее время с Башловского А.Б. не взыскиваются алименты на содержание детей. Решение суда от 2021 года исполнено в полном объеме, семья ФИО3 признана малоимущей, выдана соответствующая справка, но состав семьи в ней не указан. Факт совместного проживания истца с детьми могли бы установить только в отношении супругов, проживающих по разным адресам. В данном случае истец и его дети не являются членами одной семьи, так как нет доказательств их совместного проживания и ведения совместного хозяйства.
Представитель ответчика Администрации ТМР в судебное заседание не явился, отношения к заявленным требованиям не выразил.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что все ее 18 лет родители проживают совместно. Она с родителями, братом ФИО1 и сестрой ФИО4 периодически проживают по двум адресам в <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав свидетельские показания, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.08.2021 года Башловский А.Б. обратился в Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о предоставлении справки о признании его семьи малоимущей в соответствии со ст. 41 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс» Ярославской области.
К заявлению Башловским А.Б. предоставлен пакет документов, среди которых были копии паспорта Башловского А.Б., ФИО3, ФИО2, копии свидетельств о рождении и установлении отцовства ФИО2, ФИО1, копия справки МСЭ об инвалидности Башловского А.Б., справка о заработной плате ФИО3, о невыплаченных пособиях по временной нетрудоспособности, справка из образовательного учреждения о размере стипендии ФИО2, справка о получении бесплатного питания ФИО1 в школе.
Письмом Департамента от 23.09.2021 года в выдаче справки о признании гражданина малоимущим Башловскому А.Б. отказано.
В качестве основания для отказа Департамент указал на то, что адресом постоянного проживания заявителя является <адрес>. Адресом постоянного проживания детей и ФИО3 является <адрес>. Подтверждающих совместное проживание Башловского А.Б., ФИО3 и их детей, документов заявителем не представлено, в связи с чем, он является одиноко проживающим гражданином. Среднедушевой доход заявителя в размере 17464,38 рублей превышает прожиточный минимум, установленный в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области № 25-п от 29.01.2021 года - 10742 рубля.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи регулируется Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 05.04.2003 N 44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период) (ст. 4 ФЗ от 05.04.2003 N 44-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Орган социальной защиты населения вправе направлять межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.
Согласно ст. 13 Закона N 44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
В силу ст. 15 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
В силу ст. 41 Закона Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" малоимущие граждане - семья или одиноко проживающий гражданин, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход, не превышающий величины прожиточного минимума, определенного в соответствии с Законом Ярославской области "О порядке определения прожиточного минимума в Ярославской области".
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Признание гражданина малоимущим осуществляется по его заявлению, поданному в орган социальной защиты населения по месту жительства, и подтверждается справкой, выдаваемой указанным органом по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
В целях реализации Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" Департаментом труда и социальной поддержки населения ЯО издан приказ от 30.01.2009 N 2 "Об утверждении Порядка назначения социальной помощи" (далее Порядок), согласно п. 14 которого, социальная помощь назначается гражданину по заявлению об оказании социальной помощи (далее - заявление), поданному в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя (далее - орган социальной защиты населения), с учетом уровня доходов, состава семьи и иных обстоятельств конкретной жизненной ситуации, в которой оказался заявитель.
В силу п. 1.5 Порядка решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи принимается на основании заявления и документов, указанных в настоящем пункте Порядка.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Башловский А.Б. является отцом ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., рожденных у ФИО3 и совместно с ней зарегистрированных.
Таким образом, Башловский А.Б. является членом семьи по отношению к своим детям: ФИО4, ФИО2, ФИО1.
В соответствии с п. 1.14 Приказа департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 г. № 2 «Об утверждении Порядка назначения социальной помощи» основаниями для отказа в назначении социальной помощи являются:
- представление заявителем недостоверной или ложной информации либо непредставление им необходимых документов;
- несоответствие заявителя требованиям, установленным Порядком назначения социальной помощи.
Принимая решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Башловскому А.Б., ответчиком указано, что к его заявлению не представлено документов, подтверждающих совместное проживание Башловского А.Б., ФИО3 и их детей в связи с несовпадением адресов их регистрации. Кроме того, Департаментом сделан вывод о том, что Башловский А.Б. признан одиноко проживающим гражданином и его среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, установленный в соответствии с Постановлением правительства Ярославской области № 25-п от 29.01.2021 года.
В свою очередь, в п. 1.5. Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, и необходимых наряду с заявлением, для принятия органом социальной защиты решения о назначении (отказе в назначении) социальной помощи. В указанном перечне документ, подтверждающий совместное проживание и ведение совместного хозяйства членами семьи заявителя, отсутствует.
В соответствии 1.8. Порядка для решения вопроса о назначении социальной помощи к членам семьи относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, родители (усыновители, опекуны (попечители), в том числе приемные родители), их сыновья и дочери (усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье) в возрасте до 18 лет (обучающиеся по очной форме обучения - в возрасте до 23 лет).
При расчете среднедушевого дохода семьи супруг (супруга), зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания по разным адресам, включаются в состав семьи заявителя на основании сведений, указанных о нем (о ней) в заявлении. В этом случае факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства подтверждается актом обследования материально-бытовых условий проживания, составленным органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя (п. 1.9. Порядка).
Кроме того, согласно п. 3.2 Приказа Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 29.06.2012 N 57-12 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению социальной помощи" для получения дополнительной информации органы социальной защиты населения проводят обследование социально-бытовых условий заявителя. Составляются акт обследования социально-бытовых условий проживания граждан по форме согласно приложению 6 к Административному регламенту и (или) акт обследования социально-бытовых условий семьи по форме согласно приложению 7 к Административному регламенту.
Из материалов дела следует, что Департаментом факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства Башловского А.Б. с членами его семьи по адресу регистрации Башловского А.Б. в рамках его заявления от 26.08.2021 года не выяснялся, акт обследования социально-бытовых условий проживания Башловского А.Б. в установленном законом порядке не составлялся.
Факт совместного проживания Башловского А.Б. с членами его семьи по адресу: <адрес> подтверждается в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО4 и ФИО5.
Так свидетель ФИО4 в суде пояснила, что ФИО3 и Башловский А.Б. являются ее родителями. Она проживает совместно с родителями, сестрой ФИО2 и братом ФИО1, он является несовершеннолетним. Она, брат и сестра находятся на содержании родителей. Она и сестра ФИО2 учатся и получают стипендию по месту учебы. Кроме стипендии иных доходов не имеет, не трудоустроена. Отец является инвалидом, получает пенсию по инвалидности, иных доходов не имеет. Мама работает в детском саду, получает заработную плату. Ее семья проживает по двум адресам: в будние дни в <адрес>, а на выходных и каникулах в <адрес>.
Свидетель ФИО5 в суде пояснила, что ФИО3 и Башловский А.Б. ей знакомы более 20 лет, поскольку ранее проживали по соседству в доме <адрес>. Сейчас они и их дети ФИО4, ФИО2 и ФИО1 проживают периодически в доме <адрес> и в <адрес>. У Башловских есть еще совершеннолетние дети, которые проживают отдельно.
Ссылка стороны ответчика в обоснование своих доводов на рапорт участкового уполномоченного МО МВД России «Тутаевский» Грандобоева А.Ф., в котором он указывает на то, что постоянно в квартире <адрес> никто не проживает, не может служить основанием для установления факт раздельного проживания и ведения совместного хозяйства.
Вместе с тем, истцом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт совместного проживания Башловского А.Б. с членами его семьи, в том числе с ФИО1 и ФИО2 Однако, доказательств преимущественного проживания Башловского А. Б. и членов его семьи именно по адресу: <адрес>, суду не представлено. В то же время суд принимает во внимание, что семья Башловского А. Б. и ФИО3 постоянно проживает на территории Тутаевского района Ярославской области как по указанному адресу, так и в квартире по адресу: <адрес>.
По мнению суда, вопрос о признании семьи Башловского А. Б. малоимущей не может быть поставлен в зависимость от факта проживания семьи истца лишь по одному из указанных адресов. Данное требование истцом заявлено излишне.
При таких обстоятельствах, рассмотрев заявленные требования, выяснив обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в назначении Башловскому А.Б. социальной помощи не имелось. Истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде получения справки о признании его семьи малоимущей с учетом факта совместного его проживания с членами его семьи – ФИО1 и ФИО2 и актуальных доходов всех членов семьи.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения обязанности, возложенной судом, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 23.09.2021 года № 2663 по заявлению Башловского А. Б. от 26.08.2021 года о выдаче справки о признании его семьи малоимущей.
Возложить на Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Башловского А. Б. о выдаче справки о признании его семьи малоимущей с учетом факта совместного его проживания с членами его семьи – ФИО1 и ФИО2 и актуальных доходов всех членов семьи
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Д. М. Бодров