Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2022-004956-90 производство № 2-520/2023 (2-4522/2022;) |
06 февраля 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
ответчиков Алешкиной Е.Ю., Мельника И.С.,
старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжовой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ к Алешкиной Елене Юрьевне, Мельнику Ивану Сергеевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
В сентябре 2022 года истец ФГУА "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ обратился в суд с иском, в котором просил признать Алешкину Е.Ю. и Мельника И.С. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>, а также выселить ответчиков из спорного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований приведены обстоятельства обеспечения ответчиков денежной субсидией для приобретения жилого помещения, а также на невыполнение ответчиками обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, согласно поступившему в суд заявлению просил рассматривать дело в его отсутствие, требования иска подержал.
Ответчики Алешкина Е.Ю. и Мельник И.С. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражали.
Согласно заключению старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжовой А.Я. требования истца о выселении ответчиков из занимаемого жилого помещения являются обоснованными.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, о причинах неявки не известил, что не является препятствием в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения ответчиков, заключение прокурора, исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру города Севастополя от 06.08.2021 года право собственности на 1-комнатную квартиру с кадастровым номером 91:02:001002:10081, общей площадью 60,5 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>, зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления зарегистрировано за ФГАУ «Росжилкомплекс».
Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ предусмотрено представление служебного жилья военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены названным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определены категории жилых помещений отнесенных к специализированному жилищному фонду, к которым относятся в том числе: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Как следует из приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», служебное жилое помещение при обеспечении военнослужащего жильем на условиях социального найма подлежит сдаче, о чем выдается справка уполномоченным органом.
Часть 5 ст. 100 ЖК РФ предусматривает, что к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период прохождения военной службы уполномоченным органом 06.03.2003 года военнослужащей Алешкиной Е.Ю. представлено служебное жилое помещение по адресу: г. Севастополь, <адрес>, что подтверждается ордером № 34 серии 51 от 06.03.2003 года.
20.09.2019 года Алешкина Е.Ю. вступила в брак с Мельником И.С.
Согласно решению № 190 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от 28.06.2021 года, Алешкина Е.Ю. и Мельник И.С. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
На основании решения жилищного органа от 01 марта 2022 года № 24 Алешкиной Е.Ю. и членам её семьи выплачена денежная субсидия для приобретения (строительства жилого (жилых) помещений, что подтверждается платежным поручением от 25.06.2021 № 726914 о выплате денежных средств в размере 5 059 901,70 руб., соответственно последние сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем ответчики фактически продолжают проживать в спорном жилом помещении, что подтверждается актами о проживании от 15.02.2022 и от 09.09.2022, и не оспаривается самими ответчиками в суде.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с п.п.71 п. 7 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В силу ст. 304, 305 ГК РФ собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность указанной категории граждан по сдаче жилых помещений при обеспечении другим жильем за счет государства.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Федеральный закон N 76-ФЗ возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, в том числе, с предоставлением денежных средств жилищной субсидии при увольнении с военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания, законом не предусмотрено.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
05 апреля 2021 года ответчиками подписало соглашение, согласно которому последние обязались сдать помещение специализированного жилищного фонда Минобороны России в течение четырехмесячного срока с момента перечисления денежных средств.
Факт предоставления ответчикам субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения подтвержден надлежащими доказательствами и не оспаривается ответчиками.
Статьей 35 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательство по предоставлению военнослужащей Алешкиной Е.Ю. и членам её семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. В свою очередь необходимым условием для получения жилищной субсидии, является обязательство о сдаче занимаемого семьей Алешкиной Е.Ю. служебного жилого помещения.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Кроме того, поскольку действия ответчика, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, по сути, направлены на прекращение жилищных правоотношений, в силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ имеются основания для возложения на ответчиков обязанности освободить спорное жилое помещение.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, установив, что Министерством обороны Российской Федерации исполнены обязательства по обеспечению военнослужащей и членов её семьи жилищной субсидией, которая реализована ответчиком, то в силу требований закона, ответчики также должны исполнить обязанность сдать в установленном законом порядке ранее занимаемое ими служебное жилое помещение, в связи с чем исковые требования филиала "Крымский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ" в части признания Алешкиной Е.Ю. утратившей право пользования спорным жилым помещением и выселении ответчиков из него подлежат удовлетворению, однако поскольку Мельнику И.С. в установленном порядке данное жилое помещение не предоставлялось, в данной квартире по месту жительства он не был зарегистрирован, 17.10.2022 года снялся с регистрационного учета по воинской части А4591 добровольно, то требования в этой части удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 98, 103 ГПК Ф в пользу бюджета города Севастополя подлежит взысканию государственная пошлина с Алешкиной Е.Ю. в размере 600,00 руб. (два требования неимущественного характера о признании утратившей право пользования жильем и о выселении), а с Мельника И.С. 300,00 руб. за требование неимущественного характера о выселении.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ к Алешкиной Елене Юрьевне, Мельнику Ивану Сергеевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения – удовлетворить частично.
Признать Алешкину Елену Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Выселить Алешкину Елену Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Мельника Ивана Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать в доход бюджета в счет возмещения судебных расходов по делу с Алешкиной Елены Юрьевны - 600,00 руб., с Мельника Ивана Сергеевича - 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение в окончательной форме принято 11.02.2023 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО6 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------