УИД 35МS0055-01-2023-000003-75
дело об административном правонарушении № 5-2/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 января 2023 года с. Тарногский Городок
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Ордина О.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Юшманова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Юшманова С.Г., <данные изъяты>
установил:
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, при проведении отделом надзора в области автомобильного транспорта и обеспечения сохранности автомобильных дорог в Псковской области Северо-Восточного МУГАДН государственного контроля в отношении транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании решения о проведении постоянного рейда № № от 28.10.2022 установлено, что 01.11.2022 в 11 часов 49 минут по адресу: г. Псков, пл. Ленина, д. 1, водитель <данные изъяты> (перевозчиком в соответствии с путевым листом № 64 от 30.10.2021 является индивидуальный предприниматель Юшманов С.Г., ИНН-№, ОГРНИП – №, адрес регистрации: ......) на транспортном средстве МА, государственный регистрационный знак АА55035, принадлежащем на праве собственности Юшманову С.Г., осуществлял заказную перевозку организованной группы детей по маршруту г. Вологда- Великий Новгород-Псков-Вологда. По информации предоставленной ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» ИП Юшманов Сг. в реестре поставщиков информации АЦБПДП зарегистрирован, регистрационный номер №, сведения о пассажирских перевозках, выполненных ИП Юшмановым С.Г. по указанному направлению Вологда- Великий Новгород-Псков-Вологда за период 30.10.2022 от перевозчика с регистрационным номером № в АЦБПДП не поступали. В действиях ИП Юшманова С.Г. нарушены п. 8з Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616, п. 7, 12 Порядка формирования и ведения автоматизированных центральных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного Приказом Минтранса от 19.07.2012 № 243; п. 6 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ИП Юшманова С.Г. протокола об административном правонарушении № 605000669 от 29.11.2022 по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Юшманов С.Г. вину в совершении правонарушения по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ не признал, пояснил, что не был надлежащим образом извещен о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении. Согласия на уведомление его посредством телефонограммы, или смс извещения не давал. При проведении рейда 01.11.2022 должностным лицом были зафиксированы совсем другие нарушения, - отсутвие договора страхования гражданской ответственности перевозчика. С данным правонарушением он был согласен. Ему был звонок, однако он не понял, какие именно протоколы будут составлять, а также где и когда будут составлять протоколы. Просил направить ему повестку по адресу регистрации его в качестве ИП.
Заслушав Юшманова С.Г. и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса. В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования, в том числе, з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В силу пункта 39 вышеназванного Постановления к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного в протоколе об административном правонарушении должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения.
Индивидуальный предприниматель является субъектом административного правонарушения как физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
При этом в действующем законодательстве отсутствует прямое указание на возраст, с наступлением которого граждане, в том числе и несовершеннолетние, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, что не препятствует их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном порядке,
Данные о физическом лице имеют важное значение: согласно части 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем; определение даты рождения необходимо для установления возраста гражданина с целью выяснения возможности привлечения его к административной ответственности.
Отсутствие указанных сведений свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении и является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и иных документов на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В составленном в отношении ИП Юшманова С.Г. протоколе № № от 29.11.2022 по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ не указаны дата и место его рождения, данное нарушение является существенным.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что основным условием возбуждения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть проинформировано заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться для составления протокола об административном правонарушении, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.
В материалы дела представлена телефонограмма, составленная главным инспектором Северо-Восточного МУГАДН, согласно которой Юшманов С.Г. был уведомлен о месте и времени составления указанного выше протокола на 10 часов 00 минут 29.11.2022 посредством телефонного звонка на номер №.
Согласно протоколу об административном правонарушении № № данный протокол был составлен должностным лицом 29.11.2022 в 10 часов 30 минут.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о согласии привлекаемого лица об уведомлении его посредством телефонограммы.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя Юшманова С.Г., указанное лицо не извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, данный протокол составлен с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть имеет существенные недостатки.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение данных протоколов для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, а также отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих виновность ИП Юшманова С.Г. по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что вина ИП Юшманова С.Г. в совершении инкриминируемого ему правонарушения не доказана, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Юшманова С.Г. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Ордина