дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рязанская область, Пронский район,
г. Новомичуринск 23 апреля 2024 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Пучки В.В., с участием истца - старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А., при секретаре Черкесовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пронского районного суда Рязанской области в г. Новомичуринске Рязанской области гражданское дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Пронская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пронский районный суд Рязанской области с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, в частности, законодательства о социальной защите инвалидов в МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес> в ходе которой установлено, что в МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» в полном объеме не созданы условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель. Соответствующая обязанность образовательной организации предусмотрена совокупностью требований Федерального Закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ч. 6 и пп. 2, 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ от <дата> «Об образовании в Российской Федерации», пп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> №, а также положениями Устава образовательного учреждения. Непринятие мер к соблюдению указанного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц в части условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.
В связи с изложенным, руководствуясь правом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор <адрес> просит обязать муниципальное образовательное учреждение «Пронская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес> предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> №; установить муниципальному образовательному учреждению «Пронская средняя общеобразовательная школа» срок для совершения вышеуказанных действий - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением, в котором указал на то, что в установленный срок решение суда будет исполнено, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Пронского района Исаковой О.А., изучив материалы дела и представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к указанным объектам. К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата> № «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от <дата> № «Об образовании в Российской Федерации»).
Приказом Минобрнауки России от <дата> № утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Индукционные системы - это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди.
Во исполнение п.п. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации были разработаны совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проекты (программы) по различным направлениям, в том числе «Образование». Подп. «б» пункта 5 Указа Президента № в части решения задачи достижения стратегических целей по направлению «Образование» до 2024 предусмотрено достижение цели по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Во исполнение указанной задачи разделом 6 Паспорта национального проекта «Образование» предусмотрено развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, целью вышеуказанной Программы является, в том числе, выравнивание стартовых возможностей, обучающихся за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.
Согласно Уставу МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, от своего имени вправе заключать договоры, нести обязанности (п. 1.10). Финансовое обеспечение образовательнойдеятельности МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа», выполнения им муниципального задания, на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с муниципальным заданием с учетом расходов на содержание имущества, переданного в оперативное управление учреждения, осуществляется за счет субсидий, выделяемых из муниципального бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством (п. 6.12).
Из толкования вышеизложенных норм и положений Устава образовательного учреждения следует, что образовательное учреждение, в силу указанных норм и положений Устава, являясь самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность и разрешающим вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств, должно реализовать данную обязанность путем оборудования одного из помещений здания школы, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пронского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в МОУ «Пронская СОШ» МО - Пронский муниципальный район Рязанской области, в результате которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МОУ «Пронская СОШ» условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования в полном объеме не созданы, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционных петель.
Согласно сообщению МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» от <дата> прокурору Пронского района Рязанской области, в МОУ «Пронская СОШ» не установлены технические средства для слабослышащих (индукционные петли) (л.д. 9).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства отсутствие в одном из помещений МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа», предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель препятствуют реализации гарантированных положениями Конституции РФ и Федеральных законовправ инвалидов в части условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.
В связи с этим допущенные ответчиком МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» нарушения законодательства подлежат устранению.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить ответчику, суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения настоящего судебного решения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требованияпрокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Пронская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Пронская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> №.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - В.В. Пучка
Решение суда изготовлено в окончательной форме <дата>.
Судья - В.В. Пучка