<данные изъяты>
Дело № 2-267/2024 (№ 2-1491/2023)
УИД: 29RS0021-01-2023-002150-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 20 февраля 2024 года
Плесецкий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Мамошиной М.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Шариковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведен анализ состояния законности в сфере исполнения администрацией Плесецкого муниципального округа законодательства о собственности, об объектах культурного наследия. Установлено, что на территории Плесецкого муниципального округа расположено 26 объектов культурного наследия, сведений о собственниках которых не имеется. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» «Часовня Никольская» расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, дер. <адрес>, д. 2, поставлена на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес> и является объектом культурного наследия регионального значения и подлежит сохранению. Согласно информации Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект культурного наследия является бесхозяйным, так как в данном ведомстве сведений о собственнике объекта не имеется. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из регистрирующих органов. <адрес> просит обязать администрацию Плесецкого муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия регионального значения «Часовня Никольская» (<адрес>, д. <адрес>, д. 2).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Инспекция по охране объектов культурного наследия <адрес>; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по <адрес> и Ненецкому автономному округу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шарикова В.С. исковые требования к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> поддерживает по доводам искового заявления.
Представитель администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> Букина Е.А. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Представители третьих лиц Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, извещались о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В ранее представленных письменных пояснениях руководитель Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> Некрасова Н.Г. указывает о том, что спорный объект был принят на государственную охрану постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> территории данного объекта культурного наследия установлены постановлением инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> охраны не утвержден, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, не оформлялось.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> и представителей третьих лиц Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона № 73-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях применения этого Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Федеральным законом.
Подпунктом 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесена охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории округа.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в ходе анализа состояния законности в сфере исполнения администрацией Плесецкого муниципального округа законодательства об объектах культурного наследия установлено, что на территории муниципального округа расположено 26 объектов культурного наследия, в отношении которых не имеется сведений о собственниках.
По информации Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, предоставленной в прокуратуру <адрес>, в числе объектов культурного наследия значится «Часовня Никольская», расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, д. <адрес>, д. №.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» указанный объект был поставлен на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения и подлежит сохранению.
Охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия не выдавалось, информация о собственнике отсутствует.
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> и <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> и Ненецкому автономному округу, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, ГБУ АО «АрхОблКадастр», Управления муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа <адрес>, сведения о собственнике объекта культурного наследия «Часовня Никольская» по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> отсутствуют.
Как следует из информации Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> объект культурного наследия регионального значения «Часовня Никольская», находящийся по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, был принят на государственную охрану постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р с присвоением регистрационного номера №. Сведениями о собственнике (пользователе) объекта культурного наследия Инспекция не располагает. Границы территории данного объекта культурного наследия установлены постановлением Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> охраны не утвержден, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, не оформлялось.
Полагая, что вопреки требованиям ст. 225 ГК РФ администрация Плесецкого муниципального округа <адрес> до настоящего времени не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, прокурор в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском о понуждении органа местного самоуправления обратиться с таким заявлением.
Между тем, в силу ст. 4 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшего до принятия Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятники истории и культуры, которые не имеют собственника, считались находящимися в собственности государства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Спорный объект, как памятник истории и культуры регионального значения не указан в Приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, следовательно, подлежал передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации – <адрес>, а до оформления такой передачи является федеральной собственностью.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу п. 2 ст. 21 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в РСФСР», действовавшего до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, в собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных образований Федерации.
Таким образом, объект «Часовня Никольская», расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, как объект культурного наследия регионального значения, до момента оформления на него права собственности субъекта Российской Федерации – <адрес>, является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.
Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорный объект культурного наследия прекращалось, либо собственник в лице уполномоченного органа отказался от права собственности, не имеется, доказательств, свидетельствующих об этом, прокурором не представлено.
Сам по себе факт нахождения на территории Плесецкого муниципального округа объекта культурного наследия не может являться основанием для изменения установленного законом правового режима.
Не оформление государственными органами права собственности на спорный объект культурного наследия, а также отсутствие данных о зарегистрированных правах на спорный объект культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости, внесение которых имеет заявительный порядок, а также в реестрах федерального, регионального либо муниципального имущества, не может свидетельствовать о выбытии объекта из государственной собственности.
Спорный объект культурного наследия в силу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года и Федерального закона № 73-ФЗ находился и находится под государственной охраной.
Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы VI, VII вышеуказанного Федерального закона № 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения – на соответствующие органы местного самоуправления (статья 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
Кроме того, спорный объект является объектом религиозного назначения, и при решении вопроса о праве собственности на данный объект необходимо учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отправление религиозного культа не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> о возложении обязанности обратиться в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия «Часовня Никольская», расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, дер. <адрес>, д. № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд <адрес>.
Председательствующий <данные изъяты> А.Ю. Доильницын
<данные изъяты> Судья А.Ю. Доильницын
Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2024 года.