Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2799/2024 ~ М-2628/2024 от 25.06.2024

№ 2-2799/2024

61RS0005-01-2024-004098-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«23» июля 2024 года

г. Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре судебного заседания Носовой А.Н.,

с участием:

помощника прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Бирюковой Н.А., представителя ответчикаМКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону - Тихоновой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону к МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании принять бесхозяйные объекты в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании принять бесхозяйные объекты в муниципальную собственность в обоснование заявленных требований ссылаясь на то что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прокуратурой района 20.10.2023 внесено представление в целях выявления, постановки на учет и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инфраструктуры: автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> <...> до кольцевой развязки на <...>; внутриквартального проезда <...> от <...> до многоквартирного <...>.

В соответствии с информацией МКУ «УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» данные объекты на учете в качестве бесхозяйных объектов на территории Октябрьского района не стоят, работы по постановке на учет в качестве бесхозяйных не проводились. В настоящее время балансодержатель вышеуказанных объектов инфраструктуры не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, полномочия по принятию указанных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке органами местного самоуправления не реализуется, объекты на учете в качестве бесхозяйных на территории Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не поставлены.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства и положения норм материального пава, прокурор просил обязать МКУ «УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону», Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на принятие в муниципальную собственность следующих бесхозяйных объектов: элементов улично-дорожной сети в г. Ростове-на-Дону: автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> от <...> до кольцевой развязки на <...>; внутриквартального проезда <...> от <...> до многоквартирного <...>.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Бирюкова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» по доверенности Тихонова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, ссылаясь на то, что работы по принятию объектов в муниципальную работу начаты. Вместе с тем, в постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» в январе 2024 года внесены изменения, в соответствии с которым необходимо провести большой перечень мероприятий для принятия объектов в муниципальную собственность, что привело к увеличению и временных затрат на их осуществление. Данным Положением ограничены полномочия местных органов принятием документов для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону".

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается обратным уведомлением о вручении судебной повестки, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инфраструктуры.

В ходе проведенной проверки выявлены следующие бесхозяйные объекты инфраструктуры: автомобильная дорога общего пользования местного значения <...> от <...> до кольцевой развязки на <...>; внутриквартального проезда <...> от <...> до многоквартирного <...>.

Положениями ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п. 6 ст. 6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 21.06.2011 № 123 администрации районов города осуществляют, в том числе, мероприятия по выявлению бесхозяйного, выморочного имущества, расположенного: в границах территории района; готовят пакет документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный, выморочный объект; вносят в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» предложения по постановке на учет бесхозяйного имущества.

Пунктами 2.1-2.1.2 Порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336, предусмотрен комплекс мероприятий, проводимых администрацией района г. Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, для принятия его: в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону.

Согласно п. 2.4.32 Устава МКУ «УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» (далее - Устав) МКУ «УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону» (далее - МКУ) осуществляет выявление бесхозяйных движимых и недвижимых объектов: инженерных коммуникаций систем -электро, -газо, -водо, теплоснабжения, водоотведения, объектов улично-дорожной сети, внутриквартальных проездов согласно отмежеванной территории, расположенных на территории Октябрьского района, проведение мероприятий по включению в муниципальную собственность города бесхозяйных объектов.

В соответствии с п.4.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выполнение установленных Стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В силу ст. 24 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Прокуратурой района 20.10.2023 внесено представление в целях выявления, постановки на учет и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инфраструктуры – автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> от <...> до кольцевой развязки на <...>; внутриквартального проезда <...> от <...> до многоквартирного <...>.

В соответствии с информацией МКУ данные объекты на учете в качестве бесхозяйных объектов на территории Октябрьского района не стоят, работы по постановке на учет в качестве бесхозяйных не проводились.

Согласно ч. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Инициирование процедур, указанных в Порядке принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336, необходимо для определения организации, которая на законных основаниях будет осуществлять обслуживание и ремонт улично-дорожной сети.

Таким образом, непринятие мер органами местного самоуправления может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации при аварии на элементах улично-дорожной сети, что как следствие создаст угрозу безопасности для неопределенного круга лиц.

В настоящее время балансодержатель вышеуказанных объектов инфраструктуры не определен, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, полномочия по принятию указанных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке органами местного самоуправления не реализуется, объекты на учете в качестве бесхозяйных на территории Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не поставлены.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства по постановке на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчика, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от ответчиков в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать МКУ «УЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону», Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону выполнить мероприятия, предусмотренные постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на принятие в муниципальную собственность следующих бесхозяйных объектов: элементов улично-дорожной сети в <...>: автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> от <...> до кольцевой развязки на <...>; внутриквартального проезда <...> от <...> до многоквартирного <...>.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд счел возможным предоставить ответчикам двенадцать месяцев со дня вступления решения в законную силу для его исполнения для устранения нарушения требований законодательства по постановке на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 25.04.2019 №336 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░ 11.01.2024, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. <...> <...> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <...>; ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <...>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.

2-2799/2024 ~ М-2628/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
Администрация Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Агрба Диана Абхазгиреевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--ros.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее