Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2024-000912-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 26 февраля 2024 года по делу № 2-85/2024
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
с участием представителя истца Артеева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о признании записи о правообладателе в едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости недействительной, признании квартиры бесхозной и имущества выморочным,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» (далее – ГУ РК «Усть-Куломское лесничество», Учреждение, лесничество) обратилось в суд с иском к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее – Комитет) о признании записи о правообладателе в едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости недействительной, признании квартиры бесхозной и имущества выморочным. В обоснование исковых требований указано, что в 2001 году ведомственная квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, передана в собственность сотруднику лесничества ФИО1 Основание – договор передачи квартиры, площадью 53,9 кв.м для дальнейшей приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в администрации МО «<адрес>»). В октябре 2021 года ФИО2 отказался от принятия наследства после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде вышеуказанного жилого помещения. В декабре 2022 года в адрес лесничества начали поступать претензионные письма с фонда Республики Коми капремонта МДК об имеющейся задолженности на вышеуказанную квартиру. Для решения вопроса лесничеством направлены запросы в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений, федеральную налоговую службу о предоставлении статуса недвижимости и о наличии перечня объектов недвижимости. С Комитета предоставлена выписка из единого государственного реестра, согласно которой квартира является собственностью ГУ РК «Усть-Куломское лесничество». Известно, что квартира за лесничеством не числится. Собственником является физическое лицо. Как следует из письма Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная регистрация права собственности на квартиру зарегистрирована за лесничеством ошибочно. За период с 2001 года до настоящего времени на балансе истца квартира не состоит. Перечисления налогов, сборов в контролирующие органы на вышеуказанную квартиру не перечисляются. За квартирой числятся долги по коммунальным услугам, электроснабжению, услугам ТКО, услугам капремонта и другим счетам. Лесничество отказывается принимать на баланс спорную квартиру. Истец считает нарушением его прав ответчиком в связи с несвоевременным внесением в базу данных о правообладателе жилья. Спорная квартира передана в собственность работнику лесничества ФИО1 Дата снятия с учета баланса лесничества ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим просит суд считать запись «правообладатель» - ГУ РК «Усть-Куломское лесничество», ИНН 1114001835, ОГРН 1021101033128 в выписке из ЕГРН филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ошибочной, недействительной, признать спорную квартиру бесхозной, а имущество выморочным.
В судебном заседании представитель истца Артеев А.О. отказался от исковых требований в части признания записи «правообладатель» - ГУ РК «Усть-Куломское лесничество», ИНН 1114001835, ОГРН 1021101033128 в выписке из ЕГРН филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ошибочной, недействительной. Остальные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от части исковых требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Ответчик надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела участие в судебном заседании не принял, своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего представителя. В письменных возражениях, направленных в суд, указано, что ответчик с исковыми требованиями не согласен, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку спорная квартира находится в оперативном управлении ГУ РК «Усть-Куломское лесничество». Договор передачи квартиры в собственность подлежит государственной регистрации. Ввиду отсутствия государственной регистрации договора передачи квартиры, подписанного между лесничеством и ФИО1, переход права на квартиру от лесничества к ФИО1 является несостоявшимся, в связи с чем квартира из оперативного управления истца не выбыла и не может быть признана бесхозяйной, выморочным имуществом.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Росреестра по <адрес>, администрация сельского поселения «Усть-Кулом».
Представители третьих лиц надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель администрации сельского поселения «Усть-Кулом» с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Управления Росреестра по <адрес> в разрешении данного спора полагался на мнение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Пунктами 1, 3 статьи 299 ГК РФ определено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости – квартиру, с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, внесены следующие записи: запись о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, правообладатель – Республика Коми, документом для государственной регистрации прав послужили: распоряжение территориального управления Росимущества по Республике Коми № от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи федеральных учреждений (лесхозов) из федеральной собственности в государственную собственность Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение Правительства Республики Коми №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Запись о государственной регистрации права оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ за государственным учреждением Республики Коми «Усть-Куломское лесничество», документом основанием для государственной регистрации послужил договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за №.
Установлено, что спорное жилое помещение передано на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в общую совместную собственность с целью приватизации. Договор зарегистрирован в администрации МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с порядком передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установленным пунктом 11 статьи 154 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании распоряжения Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №, Распоряжения ТУ по РК Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» передано из федеральной собственности в государственную собственность Республики Коми как имущественный комплекс.
Согласно Перечню федеральных государственных учреждений, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Республики Коми (приложение к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Коми от 28.12.2006 № 182) передается все имущество за исключением помещений, занимаемых Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Республики Коми.
Таким образом, судом установлено, что спорная квартира была передана в составе имущественного комплекса Учреждения. При этом в процессе передачи имущественного комплекса из федеральной собственности в собственность Республики Коми право оперативного управления на спорную квартиру сохранено, в связи с чем квартира в государственную казну Республики Коми не поступала, оставаясь на балансе истца.
Кроме того, в силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), действовавшего на момент подписания Учреждением договора передачи квартиры, государственной регистрации подлежали права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Аналогичные положения содержались в статье 131 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения рассматриваемой сделки.
При таких обстоятельствах в силу приведенных выше норм указанный договор передачи квартиры подлежал государственной регистрации.
На основании статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент подписания Учреждением договора передачи квартиры), части 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент подписания истцом договора передачи, и законодательства действующего в настоящее время, сделка передачи квартиры в отсутствие ее государственной регистрации не влечет юридических последствий в виде перехода прав на переданное по договору имущество.
Кроме того, исходя из требований части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Между тем, в материалах дела отсутствует информация о принадлежности квартиры к служебным жилым помещениям, а также о соблюдении истцом предусмотренного законодательством порядка распоряжения служебным жилым помещением.
Касаемо выморочного имущества суд отмечает следующее.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (статья 1151 ГК РФ).
Для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 4 статьи 1152 ГК РФ).
При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (пункт 1 статьи 1157 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Исковое требование о признании недвижимого имущества бесхозяйным нормами ГПК РФ, в частности, Главой 33, не предусмотрено.
Таким образом, ввиду отсутствия государственной регистрации договора передачи квартиры, подписанного между истцом и ФИО1, переход права на квартиру от учреждения к ФИО1 является несостоявшимся, в связи с чем, квартира из оперативного управления истца не выбыла и не может быть признана бесхозяйной, выморочным имуществом.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о признании квартиры бесхозной и имущества выморочным отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 04 марта 2024 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца