ёДело №2-2747/23
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.А.
при секретаре Безруковой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Страховое общество газовой промышленности» к Сиротко Павлу Евгеньевичу о признании недействительным договора страхования,
установил:
АО «Страховое общество газовой промышленности» обратилось в суд с иском к Сиротко П. Е. о признании недействительным договора по страхованию жизни и здоровья, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Сиротко Кариной Алексеевной и АО «Страховое общество газовой промышленности» (далее по тексту – АО «СОГАЗ»).
В обоснование иска АО «СОГАЗ» указало, что одновременно с заключением ДД.ММ.ГГГГ с Баком ВТБ кредитного договора № Сиротко К.А. ДД.ММ.ГГГГ заключила с АО «СОГАЗ» договор добровольного страхования, по условиям которого страховщик обязался выплатить выгодоприобретателю страховую выплату, установленную договором, в связи с болезнью или смертью застрахованного лица, если болезнь или смерть наступили в период действия договора. Сиротко К.А. при заключении договора страхования сообщила ложные сведения о состоянии своего здоровья, не сообщив о том, что она страдала онкологическим заболеванием. Наследнику Сиротко К.А. Сиротко П.Е., обратившемуся за страховой выплатой, не может быть произведена эта выплата, поскольку договор страхования подлежит признанию недействительным.
Представитель истца Давыдова О.Л. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Сиротко П.Е. о рассмотрении дела извещен по последнему известному месту жительства в порядке ст.119 ГПК РФ.
В отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материла дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 944 Гражданского кодекса РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 166 ГПК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Пунктами 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Из материалов дела следует, что Сиротко К.А. ДД.ММ.ГГГГ заключила с Баком ВТБ кредитный договор №.
Затем Сиротко К.А. ДД.ММ.ГГГГ заключила с АО «СОГАЗ» договор добровольного страхования, удостоверенный полисом «Финансовый резерв» (версия 3.0) № FRVTB№, предметом которого являлось страхование жизни и здоровья застрахованного лица, неотъемлемой частью которого являются Условия страхования по страховому продукту «Финансовый резерв», которые составлены в соответствии с Правилами общего добровольного страхования от несчастных случаев и болезней. Договор был заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Предметом договора является страхование имущественных интересов застрахованного лица в связи с риском смерти в результате несчастного случая или болезни (основной риск); инвалидность 1 и 2 группы в результате несчастного случая и болезни, травма, госпитализация в результате несчастного случая и болезни.
Выгодоприобретателем по договору страхования указано застрахованное лицо, а в случае смерти застрахованного лица – его наследники.
Из представленного полиса от ДД.ММ.ГГГГ следует, что страхователь подтвердила, что не страдает помимо прочих заболеваний онкологическими заболеваниями, не находилась в течение последних 6 месяцев на стационарном лечении по поводу этих заболеваний.
В силу п.3.2 Условий страхования не принимаются на страхование лица, страдающие онкологическими заболеваниями, таковые лица принимаются на страхование от несчастных случаев и болезней на индивидуальных условиях, включая страховую премию.
Договор добровольного страхования, оформленного в виде полиса, был подписан; указана фамилия физического лица, подписавшего договор - Сиротко К.А.
ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть застрахованного лица Сиротко К.А., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.48).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследником Сиротко К.А., вступившим в наследство, является ее муж Сиротко П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Сиротко П.Е. обратился в адрес АО «СОГАЗ» с заявлением о наступлении события, имеющего признаки страхового случая, сообщив о смерти Сиротко К.А.
Согласно выписке из протокола паталого-анатомического вскрытия от ДД.ММ.ГГГГ № причиной смерти Сиротко К.А. явилась полиорганая недостаточность. Клиничко- паталого- анатомический эпикриз: при патологоанатомическом исследовании тела умершей Сиротко К.А. выявлены морфологические признаки вирусной пневмонии, вызванной вирусом SARS-CoV-2 в сочетании с острым лейкозом.
Предъявляя исковые требования, АО «СОГАЗ» ссылается на то, что страхователь Сиротко К.А., при заключении договора страхования, предоставил заведомо ложные сведения относительно своего состояния здоровья.
Из выписного эпикриза ГБУЗ «ГКБ им В.В.Виноградова ДЗМ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сиротко К.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учреждении на стационарном лечении, также из выписного эпикриза ГБУЗ г.Москвы «Городская клиническая больница им С.П.Боткина от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сиротко К.А. находилась в учреждением с клиническим диагнозом: «ОМЛ, М1 вариант по ФАБ…Короновирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19…Двухсторонняя полисегментарная пневмония…» (основное), «опухолевая интоксикация…» (осложнения). Состояние тяжелое, тяжесть состояния обусловлена течением острого лейкоза (л.д.65-66).
Из регистрационной карты ГБКЗ г.Москвы «ГКБ им С.П.Боткина» следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сиротко К.А. был установлен диагноз «Острый миелоидный лейкоз» (л.д.70-72).
Сиротко К.А. по состоянию на день заключения договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ было известно, что она страдает онкологическим заболеванием, о чем она не сообщила при заключении договора.
Согласно п.3.2 Условий страхование не принимаются на страхование лица, в том числе, страдающие онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, заболеваниями, вызванными воздействием радиации, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лица, не соответствующие указанным выше существенным обстоятельствам, принимаются на страхование от несчастных случаев и болезней и добровольного медицинского страхования на индивидуальных условиях, включая страховую премию, в офисах страховщика после заполнения ими заявления на страхование с учетом предусмотренного ст.945 ГК РФ права страховщика на оценку страхового риска.
В соответствии с абз.9 п.3.2 Условий страхования если будет установлено, что договор страхования заключен в пользу лица, указанного в п.3.2 Условий, без согласия страховщика, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных ст.179 ГК РФ.
Согласно содержанию под.2.2 п.2 полиса, заполненного Сиротко К.А., страхователь (застрахованное лицо) указала, что не страдает онкологическим заболеванием, не находилась в течение последних 6 (шести) месяцев на стационарном лечении по поводу вышеуказанного заболевания.
Таким образом, при оформлении полиса Сиротко К.А. намеренно не сообщила сведения, влияющие на существенные условия договора страхования.
Сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием признания договора недействительным.
После смерти Сиротко К.А. наследником, вступившим в наследство, является Сиротко П.Е., который обратился к нотариусу за принятием наследства, ему было выдано свидетельство о праве на наследство.
В этой связи иск АО «СОГАЗ» к Сиротко П.Е. о признании недействительным договора страхования следует удовлетворить, признать договор страхования от несчастных случаев и болезней от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Оплата страховой премии была произведена Сиротко К.А. в сумме 131 241 рубль 00 копеек,
Возврат денежной премии следует произвести в порядке, установленной ст.167 ГК РФ, предусматривающей правило о реституции сторон.
Оплаченная Сиротко К.А. страховая премия в сумме 131 241 рубль 00 копеек подлежит взысканию в пользу Сиротко П.Е. с АО «СОГАЗ» в порядке ст.167 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ,
решил:
иск АО «Страховое общество газовой промышленности» к Сиротко Павлу Евгеньевичу о признании недействительным договора страхования удовлетворить.
Признать договор страхования, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между АО «Страховое общество газовой промышленности» и Сиротко Кариной Алексеевной, недействительным.
Привести стороны в первоначальное состояние, а именно: взыскать (обязать произвести возврат) со АО «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Сиротко Павла Евгеньевича 131 241 рубль 00 копеек суммы страховой премии.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.А.Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 31 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Макарова К.А. секретарь суда_______________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Безрукова В.И. (Фамилия, инициалы) «____»________2023 г. |
УИД 67RS0002-01-2023-002401-54
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2747/2023