Дело № 2-236/2024г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» мая 2024 года г. Котово Волгоградской области
Котовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Куготова М.Ф.
при секретаре Петровой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запорожского В. П. к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании договора приватизации действительным,
с участием истца Запорожского В. П.,
установил:
Запорожский В.П. обратился в суд с иском к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании договора приватизации действительным.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года между ним, ФИО3 и администрацией <адрес> заключен договор № на передачу квартиры в собственность граждан, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла супруга - ФИО3, после её смерти открылось наследство. Он является наследником первой очереди по закону, обратился с заявлением к нотариусу, с целью оформления своих наследственных прав. Ему разъяснено, что в выдаче свидетельства о праве на наследство может быть отказано, так как в договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ стоит одна подпись. В то же время, в вышеназванном договоре указано, что сторона по договору «Покупатель» приобрели в собственность квартиру на состав семьи 2 человека. Поскольку в договоре на передачу квартиры в собственность граждан в качестве стороны «Покупатель» перечислены: Запорожский В.П. и ФИО3, то есть один из покупателей, действуя от своего имени, выразил волю другого покупателя на приобретение указанной квартиры в их собственность. При жизни его супруга претензии не предъявляла, сделку фактически одобрила. Ввиду смерти приобретателя по договору - ФИО3 внести изменения в договор соглашением сторон во внесудебном порядке не представляется возможным.
Непризнание общей долевой собственности в равных долях за каждым в договоре объективно препятствует ему в оформлении наследственных прав на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости.
Просит признать действительным договор № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключенный ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> между администрацией Котовского района с одной стороны и Запорожским В.П., ФИО3 с другой стороны, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также признать, что Запорожский В.П., ФИО3 приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность в равных долях по 1/2 доли, каждый.
Истец Запорожский В.П. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Котовского муниципального района Волгоградской области - Яковлев А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явился, направил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации Котовского муниципального района Волгоградской области, исковые требования признают.
Выслушав истца Запорожского В.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ между Запорожским В.П., ФИО3 с одной стороны и администрацией Котовского района Волгоградской области с другой стороны был заключен договор № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан. Договор приватизации зарегистрирован в администрации Котовского района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, в документах Котовского муниципального предприятия по технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ (записан в реестровую книгу под №). Согласно договору приватизации, Запорожский В.П. и ФИО3 приобрели право собственности на трёхкомнатную квартиру, площадью 33,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. При этом в договоре приватизации не определены доли Запорожского В.П. и ФИО3 в праве собственности на квартиру, а также имеется подпись под договором приватизации лишь Запорожского В.П. и отсутствует подпись ФИО3 (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
В соответствии с частью первой статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно части второй статьи 2 названного Закона жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В соответствии со статьёй 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Если представляемый отказался одобрить сделку или ответ на предложение представляемому ее одобрить не поступил в разумный срок, другая сторона вправе потребовать от неуправомоченного лица, совершившего сделку, исполнения сделки либо вправе отказаться от нее в одностороннем порядке и потребовать от этого лица возмещения убытков. Убытки не подлежат возмещению, если при совершении сделки другая сторона знала или должна была знать об отсутствии полномочий либо об их превышении.
Поскольку в договоре на передачу квартиры в собственность граждан в качестве стороны покупателя указаны: Запорожский В.П. и ФИО3, то есть один из покупателей, действуя от своего имени, выразил волю другого покупателя на приобретение указанной квартиры в их собственность. При жизни претензии ФИО3 не предъявляла, сделку фактически одобрила.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, одним из условий выдачи свидетельства о праве на наследство является определение состава наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Ввиду смерти приобретателя по договору ФИО3 соблюсти требования статьи 450 ГК РФ и внести изменения в договор соглашением сторон во внесудебном порядке не представляется возможным.
Условия договора были выполнены сторонами: продавец администрация Котовского района Волгоградской области передала в собственность, а покупатели Запорожский В.П. и ФИО3 приобрели в собственность по 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. У суда не вызывает сомнение подлинность представленного в судебное заседание договора № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Котовского района, с одной стороны, и Запорожским В.П., ФИО3 с другой стороны.
В указанном договоре № не указаны доли сособственников, имеется только одна подпись покупателя.
На сегодняшний день истец намерен оформить наследственное имущество после ФИО3 надлежащим образом и распорядиться им по своему усмотрению, однако недостатки указанного договора не позволяют это сделать.
Согласно части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно части 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
С учётом изложенного, суд принимает признание иска ответчиком и принимает решение об удовлетворении заявленных Запорожским В.П. исковых требований.
Руководствуясь статьями 167, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать действительным договор № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключенный ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> между администрацией Котовского района с одной стороны и Запорожским В. П., ФИО3 с другой стороны, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать, что Запорожский В. П. и ФИО3 приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность в равных долях по одной второй доле каждый.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд Волгоградской области.
Судья М.Ф. Куготов
<данные изъяты>