Дело № 2-2234/2022г.
УИД 16RS0046-01-2022-002914-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2022г. Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Л.Х. Рахматуллиной,
при секретаре А.Р.Хасаншиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО СК «Татфлот» о признании незаконным бездействия,-
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику в вышеизложенной формулировке, указывая в обоснование иска, что проведенной Татарской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение п.п.3 и 4 п.7 Требований ... АО СК «Татфлот» не исполнена обязанность по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 ст.9 ФЗ «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению.
Кроме того, в нарушение п.п. 2 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не назначено лицо ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры - объекта транспортной инфраструктуры - Казанского пассажирского порта -филиала АО «СК «Татфлот».
В нарушение п.п. 11 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не проведена проверка сил обеспечения транспортной безопасности из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры на предмет наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», а именно лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств АО «СК «Татфлот».
В нарушение п.п. 6 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не исполнило обязанность по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - филиала АО «СК «Татфлот» «Казанский пассажирский порт» (...) в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом 9 пункта 5 Требований ... установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану объекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, указанная обязанность АО «СК «Татфлот» не выполнена, соответствующие организационно-распорядительные документы, перечисленные в п.п. 9 п. 5 Требований ... не утверждены.
По выявленным нарушениям требований федерального законодательства транспортной прокуратурой ... за исх. ... генеральному директору АО «Судоходная компания «Татфлот» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (законодательства о безопасности плавания и законодательства о транспортной безопасности), с требованиями безотлагательного рассмотрения указанного представления, принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
... за исх. ... за подписью начальника - главного диспетчера службы перевозок и обработки флота ФИО4 поступил ответ на представление, из которого следует (дословно), что в остальной части рассмотрения предписания просим перенести на более позднюю дату в связи с отсутствием руководителей по причине болезни.
В связи с не поступлением в транспортную прокуратуру ответа на представление в части соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, транспортной прокуратурой в отношении АО «СК «Татфлот» и Генерального директора АО «СК «Татфлот» возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа и дисквалификации соответственно.
Неисполнение АО СК «Татфлот» требований законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность речного транспорта и повлечь негативные последствия для населения, окружающей среды и иных охраняемых законом интересов.
На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие АО «Судоходная компания «Татфлот» выразившееся в: 1) не назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной
безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры - объекта транспортной инфраструктуры - Казанского пассажирского порта -филиала СК «Татфлот»;
2)не проведении проверки сил обеспечения транспортной безопасности из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры на предмет наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», а именно, лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств АО «СК «Татфлот»;
3) не исполнении обязанности по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (РНО-0000350) в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
4) не утверждении организационно-распорядительных документов, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
5) не исполнении обязанности по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной "безопасности",
6) не исполнении обязанности по разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме.
Возложить обязанность на Акционерное общество «Судоходная компания «Татфлот» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, поступил отзыв на иск, согласно которому иск не признал.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положений ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из содержания ст. ст. 3, 11, 12 ГПК РФ в их взаимосвязи, следует, что условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения субъективного материального права или охраняемого законом интереса истца именно тем лицом, к которому предъявлено требование.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно пункту 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ "О транспортной безопасности") транспортной безопасностью является состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Частью 1 ст.10 ФЗ "О транспортной безопасности" установлены основания, по которым лица определенной категории не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. ... «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта. (далее- Требования ...).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. ... «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта» утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта. (Требования ...).
Судом установлено, что проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение п.п.3 и 4 п.7 Требований ... АО СК «Татфлот» не исполнена обязанность по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 ст.9 ФЗ «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению.
Кроме того, в нарушение п.п. 2 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не назначено лицо ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры - объекта транспортной инфраструктуры - Казанского пассажирского порта -филиала АО «СК «Татфлот».
В нарушение п.п. 11 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не проведена проверка сил обеспечения транспортной безопасности из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры на предмет наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», а именно лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств АО «СК «Татфлот».
В нарушение п.п. 6 п. 5 Требований ... АО «СК «Татфлот» не исполнило обязанность по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - филиала АО «СК «Татфлот» «Казанский пассажирский порт» (РНО-0000350) в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом 9 пункта 5 Требований ... установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану объекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, указанная обязанность АО «СК «Татфлот» не выполнена, соответствующие организационно-распорядительные документы, перечисленные в п.п. 9 п. 5 Требований ... не утверждены.
По выявленным нарушениям требований федерального законодательства транспортной прокуратурой ... за исх. ... генеральному директору АО «Судоходная компания «Татфлот» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (законодательства о безопасности плавания и законодательства о транспортной безопасности), с требованиями безотлагательного рассмотрения указанного представления, принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.(л.д.17-21).
... за исх. ... за подписью начальника - главного диспетчера службы перевозок и обработки флота ФИО4 поступил ответ на представление, с просьбой перенести рассмотрение предписания в части на более позднюю дату в связи с отсутствием руководителей по причине болезни.(л.д.22-23).
В связи с не поступлением в транспортную прокуратуру ответа на представление в части соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, транспортной прокуратурой в отношении АО «СК «Татфлот» и Генерального директора АО «СК «Татфлот» возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа и дисквалификации соответственно.(л.д.25-26,27-28).
Неисполнение АО СК «Татфлот» требований законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность речного транспорта и повлечь негативные последствия для населения, окружающей среды и иных охраняемых законом интересов.
Таким образом, ответчик не исполняет требования законодательства, в связи с чем суд считает необходимым признать незаконными бездействия АО «Судоходная компания «Татфлот» и возложить обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Доводы представителя ответчика о том, что АО СК «Татфлот» не является собственником объектов, включенных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, суд считает не состоятельными, поскольку АО "СК "Татфлот", использующее объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства на праве собственности или ином законном основании, является субъектом транспортной инфраструктуры (часть 9 статьи 1 Федерального закона от ... N 16-ФЗ "О транспортной безопасности") и на Общество возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте (часть 1 статьи 4 Федерального закона от ... N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"). В результате проведенной в отношении АО "СК "Татфлот" проверки вынесено представление от ... N ..., которым заявителю предписано устранить нарушение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, которые не устранены, указанное предписание не обжаловано.
Поскольку законные требования в настоящее время не выполнены, а также в связи с отсутствием в деле доказательств осуществления ответчиком деятельности с соблюдением всех требований, учитывая, что доказательств отсутствия нарушений ответчиком в дело не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя ответчика о непризнании иска суд полагает несостоятельными, данные доводы опровергаются совокупностью вышеуказанных доказательств, оснований не доверять которым у суда не имеется.
В связи с чем, оснований для оставления без удовлетворения иска Татарского транспортного прокурора у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Акционерного общества «Судоходная компания «Татфлот» выразившееся в:
1) не назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры - объекта транспортной инфраструктуры - Казанского пассажирского порта -филиала АО «СК «Татфлот»;
2) не проведении проверки сил обеспечения транспортной безопасности из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры на предмет наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», а именно лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств АО «СК «Татфлот»;
3) не исполнении обязанности по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (...) в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
4) не утверждении организационно-распорядительных документов, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
5) не исполнении обязанности по представлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";
6) не исполнении обязанности по разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме.
Возложить обязанность на Акционерное общество «Судоходная компания «Татфлот» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Вахитовский районный суд г.Казани.
Судья: Л.Х. Рахматуллина
Мотивированное решение составлено 19.04.2022г.
Судья: Л.Х. Рахматуллина