Дело №<номер>
91RS0№<номер>-92
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
17 февраля 2023 года <адрес>
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре судебного заседания Заковряжиной М.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, действующего в интересах Евтушенко Н. Н., Евтушенко Е. А. к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<дата> заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Евтушенко Н.Н., Евтушенко Е.А, мотивируя его следующим. Истцам на праве собственности принадлежит <адрес> в пгт. Отрадное <адрес> Республики Крым. Постановлением администрации <адрес> от 29.08.2022 №<номер>-п «Об утверждении заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещений <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пгт. Отрадное, <адрес>, проектной документации и требованиям действующего законодательства Российской Федерации» <адрес> указанном доме признана непригодной для проживания. Евтушенко Н.Н. и Евтушенко Е.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.. До настоящего времени ответчиком не обеспечено переселение истцов из аварийного жилого помещения. Просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из <адрес> в пгт. Отрадное <адрес> Республики Крым; обязать Администрацию <адрес> Республики Крым передать Евтушенко Н.Н. и Евтушенко Е.А. вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 40,7 кв.м., в черте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Помощник прокурора <адрес> Редок А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки представителя суду не известны.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В силу положений частей 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер>, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 1 ч. 2 чт. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Евтушенко Н.Н., Евтушенко Е.А на праве собственности принадлежит <адрес> в пгт. Отрадное <адрес> Республики Крым (л.д. 16-23).
Постановлением администрации <адрес> от <дата> №<номер>-п «Об утверждении заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещений <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пгт. Отрадное, <адрес>, проектной документации и требованиям действующего законодательства Российской Федерации» <адрес> указанном доме признана непригодной для проживания (л.д. 24-27).
На основании постановления администрации <адрес> от <дата> №<номер>-п Евтушенко Н.Н. и Евтушенко Е.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем (л.д..
Вместе с тем, администрацией <адрес> Республики Крым до настоящего времени не приняты меры по предоставлению Евтушенко Н.Н. и Евтушенко Е.А. другого благоустроенного жилого помещения. Бездействие администрации <адрес> нарушает жилищные права Евтушенко Н.Н. и Евтушенко Е.А..
Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от <дата>, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пгт. Отрадное, <адрес> не включен, поскольку признан аварийным после <дата>
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. "и" п. 20 Постановления от <дата> №<номер> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Истцы избрали способ защиты своих жилищных прав, предусмотренный частью 8 статьи 32 ЖК РФ, - предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным.
Полагая, что Администрацией <адрес> допущено бездействие, выразившееся в непринятии на протяжении длительного времени мер к переселению из аварийного жилья и по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения, заместитель прокурора <адрес>, действуя в защиту интересов истцов, обратился с настоящим иском в суд.
Частью 10 ст. 32 ЖК РФ регламентировано, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что уполномоченным органом местного самоуправления допущено длительное бездействие относительно выполнения процедур, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Ответчиком не принято решение о расселении жильцов из аварийного дома, что свидетельствует о бездействии ответчика и нарушении жилищных прав истца.
Разрешая заявленные требования, суд также исходит из того, что дом, в котором расположено принадлежащее на праве собственности истцу жилое, признан аварийным и подлежащим сносу, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем, приходит к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением во внеочередном порядке.
Иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, действующего в интересах Евтушенко Н. Н., Евтушенко Е. А. к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Отрадное, <адрес>, признанной непригодной для проживания.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым передать Евтушенко Н. Н., Евтушенко Е. А. в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 40,7 кв.м, в черте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Заочное решение в окончательной форме составлено <дата>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Двирнык