25RS0003-01-2021-004799-33
Дело № 2-79/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2023 года гор. Владивосток
Первореченский районный суд гор. Владивосток Приморского края в составе: председательствующего судьи Смадыч Т.В.,
при секретаре Гутник Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапарь Лилии Алексеевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноармейская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате, возмещении расходов,
установил:
Шапарь Л.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 02.09.2015 по 21.06.2021 она работала в КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» в должности врача-хирурга. При увольнении Шапарь Л.А. были предоставлены справка 2-НДФЛ за 2021, справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 года, предшествующих увольнению. Однако в нарушение требований законодательства РФ, в частности, постановлений Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, от 12.04.2020 № 484, от 30.10.2020 № 1762, Шапарь Л.А. не были выплачены денежные средства стимулирующего характера, за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Кроме того, в период с 23.02.2021 по 27.02.2023 Шапарь Л.А. находилась в служебной командировке, однако ей не были в полном объеме выплачены расходы, связанные со служебной командировкой. На основании изложенного просила взыскать с КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» задолженность по заработной плате в виде денежных средств стимулирующего характера за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, расходы по суточным и другим расходам, связанным со служебной командировкой в размере 31 800 рублей.
В процессе судебного разбирательства истцом неоднократно уточнялись исковые требования. В последней редакции просила взыскать с КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» задолженность по заработной плате в виде денежных средств стимулирующего характера за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в размере 707 005,27 рублей, расходы по суточным и другим расходам, связанным со служебной командировкой 31 350 рублей, расходы по оплате юридических услуг 45 000 рублей, проценты за несвоевременную выплату командировочных расходов 9 108,41 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. До начала судебного заседания представил в суд отзыв, в соответствии с которым просит в удовлетворении требований отказать, поскольку оснований для выплаты стимулирующих выплат за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не было, а сумма выплат за командировочные и суточные расходы была рассчитана в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Выслушав истца, ее представителя, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Судом установлено, что 02.09.2015 КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» заключило с Шапарь Л.А. трудовой договор № 194, согласно которому Шапарь Л.А. принята на работу на должность врача – хирурга поликлиники. 02.09.2015 издан приказ № 338-к о приеме Шапарь Л.А. на должность врача-хирурга поликлиники КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ».
26.12.2018 между сторонами было подписано дополнительное соглашение, согласно которого установлены критерии выплаты выплат стимулирующего характера.
14.10.2019 между сторонами было подписано дополнительное соглашение, об установлении заработной платы, которое вступало в силу с 01.01.2020.
01.11.2019 между сторонами было подписано дополнительное соглашение, об установлении заработной платы, которое вступало в силу с 01.01.2020.
Приказом от 22.06.2020 № 319/1-с врачу-хирургу поликлиники Шапарь Л.А. установлена доплата за расширенный круг обязанностей (фомс) в размере 25% от оклада с 22.06.2020 по 10.08.2020.
Приказом от 26.06.2020 № 324-с врачу-хирургу Шапарь Л.А.разрешено совмещение врача-хирурга экстренной помощи (фомс) с окладом 20 482,00 рубля с 27.06.2020.
Приказом от 01.09.2020 № 457/2-с врачу-хирургу поликлиники Шапарь Л.А. разрешено совмещение 0,5 ставки врача-хирурга хирургического отделения (фомс0 с оплатой с 01.08.2020 по 31.12.2020.
Приказом от 03.08.2020 № 402/3-с врачу-хирургу поликлиники Шапарь Л.А. установлена доплата за расширенный круг обязанностей (фомс) в размере 33% от оклада с 22.06.2020 по 10.08.2020.
Приказом от 11.01.2021 № 17-с, врачу-хирургу Шапарь Л.А разрешено совмещение 0,5 ставки врача-хирурга хирургического отделения (фомс) с оплатой в размере 43% от оклада ч 11.01.2021.
Приказом КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» от 21.06.2021 № 249-к, на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, трудовой договор с работником расторгнут и Шапарь Л.А. 21.06.2021 уволена, с работником произведен окончательный расчет, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 03.02.2020 по 21.06.2021.
Согласно тексту искового заявления, в период с 01.04.2020 по 21.06.2021 Шапарь Л.А. принимала пациентов, у которых в том числе было подтверждено заражение новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вследствие чего, ей были положены выплаты стимулирующего характера за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), однако такие выплаты ей не выплачивались.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Шапарь Л.А. в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В связи с возникновением новой короновирусной инфекции (COVID-19) государством были разработаны специальные меры поддержки за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена нова коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, были изданы Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, от 02.04.2020 № 415, впоследствии от 30.10.2020 № 1762.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 484 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в соответствии с локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, действующего до 30.10.2020, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.
При этом согласно разъяснениям Минздрава, отраженных в письме от 06.05.2020 № 16-3/И/2-595, стимулирующие выплаты положены помимо сотрудников, непосредственно оказывающих помощь больным COVID-19, медработникам, контактирующим с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с их биоматериалом.
Впоследствии постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 были утверждены новые Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой корона вирусной инфекции (COV1D-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-I9). внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации», специальная социальная выплата производится врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-I9), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVTD-19) при выполнении должностных обязанностей. Данная социальная выплата производится по основному месту работы и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Приморского края от 24.04.2020 № 18/пр/450 «Об утверждении перечня краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусиая инфекция COVID-19» медицинские работники структурных подразделений КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» оказывающие скорую медицинскую помощь имеют право получать стимулирующую выплату за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484. На основании указанного приказа главным врачом КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» 29.04.2020 издан приказ №229/1-с «Об утверждении перечня наименований подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусиая инфекция COVID-19».
На основании распоряжения Правительства Приморского края от 10.04.2020 № 134-рп «О расходовании средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставленного Приморскому краю и целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств Приморского края, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражений новой коронавирусной инфекцией» приказом главного врача КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» от 20.04.2020 № 195-с утвержден Перечень наименований подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусиая инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».
Согласно принятым приказам должность врача-хирурга поликлиники в перечень медицинских работников, которым положены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с выявлением новой коронавирусной инфекции, не входит.
Материалами дела подтверждается, что приказом главного врача КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» № 324-с от 26.06.2020 врачу-хирургу Шапарь Л.А. разрешено совмещение врача – хирурга экстренной помощи (фомс) с 27.06.2020.
Приказом главного врача КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» № 457/2-с от 01.09.2020 врачу-хирургу поликлиники Шапарь Л.А. разрешено совмещение 0,5 ставки врача – хирурга хирургического отделения (фомс) с 01.08.2020 по 31.12.2020.
Приказом главного врача КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» № 17-с от 11.01.2021 врачу-хирургу Шапарь Л.А. разрешено совмещение 0,5 ставки врача – хирурга хирургического отделения (фомс) с 11.01.2021.
Между тем, за оказание медицинской помощи больному новой коронавирусной инфекцией COVID-I9 в условиях стационара (хирургическое отделение), где у Щапарь Л.А. было оформлено совмещение врача-хирурга (без заключения трудового договора), данная социальная выплата была не предусмотрена.
Согласно отзыву ответчика на исковое заявление, по основному месту работы в должности врача-хирурга поликлиники, контакта с больными новой коронавирусной инфекцией при выполнении должностных обязанностей у Шапарь Л.А. зафиксировано не было.
Специальная социальная выплата производится врачам и медицинским работникам, среднему медицинскому и младшему медицинскому персоналу не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению НКИ COVID-19, но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом НКИ COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
При контакте с такими больными врач должен зафиксировать факт оказания медицинской помощи по диагностике и лечению НКИ COVID-19 соответствующим образом, который регламентируется методическими рекомендациями: заводится история болезни пациента с диагнозом НКИ вызванной COVID-19 подтверждённая ПЦР тестом, данные больные осматриваются ежедневно врачом с внесением ежедневной записи в историю болезни пациента, в котором указывается все процедуры проводимые врачом, далее заместитель гл. врача по медицинской части формирует необходимый пакет документов, создаётся врачебная комиссия о признании случая страховым, затем документы отправляли в ФСС (Фонд социального страхования), который на основании документов переданных КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» принимает решение для начисления выплат, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. № 1762, ФСС перечисляет данную выплату на банковский счет получателя.
Материалами дела не подтверждено, что у истца такие случаи, были зафиксированы.
На основании п.2б Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 г. № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020- 2021 годах медицинских и иных работников медицинских организаций (их структурных) подразделений, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению НКИ COVID-19 специальная социальная выплата производится врачам и медицинским работникам, среднему медицинскому и младшему медицинскому персоналу не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению НКИ COVID-19, но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом НКИ COVID-19 при выполнении должностных обязанностей. Данная социальная выплата производится по основному месту работы и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства.
За оказание медицинской помощи больному НКИ COVID-19 в условиях стационара (хирургическое отделение), где у Шапарь Л.А. было оформлено совмещение врача-хирурга (без заключения трудового договора), данная социальная выплата не предусмотрена.
По основному месту работы врачом-хирургом поликлиники, подтвержденного контакта с пациентами заболевшими НКИ COVID -19 при выполнении должностных обязанностей у Шапарь Л.А зафиксировано не было.
Согласно п. 2.6.2 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» утвержденного приказом врио главного врача от 11.10.2019 №548, стимулирующие выплаты производятся по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения, формируемого за счет бюджетных средств и средств, поступающих от приносящей доход деятельности учреждения.
Однако поскольку в КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» имелся перерасход заработной платы, в частности, среднемесячная заработная плата по категории медицинского персонала «врачи» составляет 86 300,63 рублей, что превышает утвержденную среднемесячную заработную плату по «дорожной карте» для КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» (79456,00 руб.) на 8.6 %, какие-либо стимулирующие выплаты Шаварь Л.А. не начислялись и не выплачивались.
В связи с чем, суд не находит правовых оснований для признания требований Шапарь Л.А. о взыскании с ответчика денежных средств стимулирующего характера за работу в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, обоснованными.
Давая правовую оценку законности требованиям Шапарь Л.А. о взыскании с КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» расходов, связанным со служебной командировкой, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 168 Трудового кодекса РФ).
Распорядительным документом, регламентирующим учет расчетов с подотчетными лицами, является приказ об Учетной политике учреждения, которым определен предельный размер подотчетных сумм, сроки выдачи денежных средств под отчет и сдачи авансовых отчетов.
На основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 и постановления администрации Приморского края от 14.06.2016 № 266-па "О возмещении расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах Приморского края, и работникам краевых государственных учреждений, подведомственных государственным органам Приморского края" и постановлению Губернатора Приморского края от 30.03.2017 № 23-пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 30.07.2008 № 73-пг, в учреждении разработано Положение о служебных командировках, которое устанавливает порядок организации и оформления служебных командировок.
Пунктом 14 указанного Положения размер суточных при служебных командировках в учреждении определен в сумме 200 рублей за каждый день нахождения в командировке.
Пунктом 1.6 указанного Положения размер расходов по найму жилого помещения в служебной командировке в учреждении определен в сумме 550 рублей в сутки.
Бюджетные учреждения не могут осуществлять дополнительные затраты средств на оплату командировочных расходов сверх установленных норм, так как согласно Разделу III. Расходы бюджетов Главы 10. Общие положения о расходах бюджетов статьи 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами-и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов; расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Согласно приказу (распоряжению) о направлении работника в командировку № 9-к от 20.02.2021 Шапарь Л.А. была направлена в служебную командировку в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток, сроком на 33 календарных дня, с 23.02.2021 по 27.03.2021, с целью профессиональной переподготовки на цикл «Физическая и реабилитационная медицина».
Согласно представленным в материалы дела авансовому отчету подотчетного лица Шапарь Л.А. от 29.03.2021 № 194 - расходы произведены в сумме 59 800 рублей, сумма к утверждению – 28450 рублей. Не учтены расходы в сумме 31350 рублей за наем жилого помещения (33 дня * 950 рублей - сверх установленной нормы).
Оплата командировочных расходов произведена платежным поручением № 611030 от 30.08.2021 после поступления дебиторской задолженности за оказанные платные медицинские услуги от организации.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Шапарь Л.А. к КГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» о взыскании задолженности по заработной плате, возмещении расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шапарь Лилии Алексеевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноармейская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате, возмещении расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд гор.Владивостока.
Председательствующий: