УИД 28RS0009-01-2022-000220-07
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре (помощнике судьи) Теньковой Т.И.,
с участием представителя истца - помощника военного прокурора Благовещенского гарнизона Черкесова А.С., действующего на основании доверенности от 13.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в защиту интересов ФИО1, к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» о признании действий по включению премии в состав заработной платы незаконными, и взыскании недоплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л:
Заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона Скориков В.Г., действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», в обоснование указав, что военной прокуратурой Благовещенского гарнизона по заявлению гражданки ФИО1 проведена проверка, которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (далее – Управление). ФИО1 работает в войсковой части 59313-15 в должности делопроизводителя отдела хранения (топографических карт, обособленного) с 03.02.2020 года. Войсковая часть 59313-15 в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» состоит на финансовом обеспечении Управления без открытия отдельного лицевого счета. Между тем, ФИО1 не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ №1010). Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года составлял 12130 руб. в месяц (согласно Федерального закона от 27.12.2019 №463-ФЗ), а с 1 января в 2021 года – 12792 руб. в месяц (согласно Федерального закона от 29.12.2020 №473-ФЗ). В силу частей 1 и 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение данного Указа Минобороны России издан приказ от 26.07.2010 №1010, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок). Пункт 2 приказа №1010 предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно пунктам 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах, доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Исходя из указанных положений, можно прийти к выводу о том, что премия, выплачиваемая на основании приказа №1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала военной комендатуры, поскольку является дополнительным материальным стимулированием и соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Установлено, что 03.02.2020 между войсковой частью 59313-15 и ФИО1 заключен трудовой договор №1, по условиям которого последняя с 03.02.2020 принята на должность делопроизводителя отдела хранения (топографических карт, обособленного) названной организации. В соответствии с пунктом 13 данного трудового договора ФИО1 установлена заработная плата: должностной оклад - 6690 руб., районный коэффициент - 30%, премия по результатам работы за месяц - до 25%, а также единовременное вознаграждение по итогам работы за год. При этом, из расчетных листков следует, что в различные периоды времени по декабрь 2021 года ФИО1 начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России №1010. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 №17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова» определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П и от 28.06.2018 №26-П; Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 №1622-О-О). Кроме того, постановлением Верховного Суда РФ от 10.02.2020 №65-АД20-1 установлено, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014, в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П. Согласно разъяснениям Минтруда России от 05.06.2018 №14-0/10/В-4085, если работник работает неполное рабочее время или является совместителем, то его зарплата может быть ниже МРОТ, но минимальный ее порог определяется как часть МРОТ, пропорциональная отработанному времени. В ходе проверки установлено, что в период с февраля 2020 года по ноябрь 2021 года ФИО1 не доплачивалась заработная плата в следующих размерах: - в феврале 2020 года – 3767 руб., в апреле 2020 года – 3767 руб., в мае 2020 года – 2140 руб., в июне 2020 года – 1680 руб., в июле 2020 года – 1306 руб. 15 коп., в августе 2020 года – 3432 руб. 50 коп., в сентябре 2020 года – 1767 руб. 50 коп., в октябре 2020 года – 2451 руб. 08 коп., в феврале 2021 года – 1400 руб., в марте 2021 года – 2800 руб., в апреле 2021 года – 3833 руб. 45 коп., в мае 2021 года – 3833 руб. 45 коп., в июне 2021 года – 2373 руб. 71 коп., в августе 2021 года – 1500 руб., в сентябре 2021 года – 3172 руб. 08 коп., в октябре 2021 года – 3300 руб., в ноябре 2021 года – 3488 руб. 90 коп., а всего в размере 46012 руб. 82 коп. Сумма НДФЛ = 46012,82 х 13% = 5981 руб. 67 коп. Таким образом, с учётом необходимого удержания налога на доходы физических лиц с причитающейся ФИО1 заработной платы, сумма, подлежащая выплате, составляет 40031 руб. 15 коп.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.21, 22, 132, ч.1 ст.129, ч.3 133 ТК РФ, ч.1 ст.45 ГПК РФ и ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», связанные с включением премии, выплачиваемой ФИО1 на основании приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав заработной платы, незаконными; взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» в пользу ФИО1 недоплаченную заработную плату за период работы в должности делопроизводителя отдела хранения (топографических карт, обособленного), с февраля 2020 года по ноябрь 2021 года, в общей сумме 40031,15 рублей.
Согласно письменным возражениям (от 05.04.2022 исх.№5/2410), представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» - Врио начальника Управления И.О.Скляднев, полагает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Указывает, что позиция Управления в обоснованности действий должностных лиц по правильности начисления заработной платы работнику войсковой части 59313-15 ФИО1, включению в размер минимальной оплаты труда дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, основана на нормах действующего законодательства и разъяснениях Департамента социальных гарантий МО РФ от 09.07.2021 №182/5/5241нс по данному вопросу. В соответствии с указаниями Минобороны России от 31.01.2018 №205/2/45 представители Министерства обороны РФ, осуществляющие полномочия работодателя, должны обеспечить выплату месячной заработной платы гражданскому персоналу, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда не ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в пределах доведенных на оплату труда гражданского персонала лимитов бюджетных средств, предусмотрев в локальных нормативных актах стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала. С учётом постановлений Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, от 16.12.2019 №40-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Взаимосвязанное толкование положений ч.3 ст.133 ТК РФ и ч.1 ст.129 ТК РФ позволяет сделать вывод, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (районный коэффициент, надбавка за отдаленность, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время). МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. В соответствии с ч.2 ст.133 ТК РФ МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, предназначенное работнику как стороне трудового договора и выплачиваемое ему работодателем в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающее также компенсационные и стимулирующие выплаты. Поскольку дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №1010, являются оплатой труда работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 №212-ФЗ и от 29.12.2006 №255-ФЗ, то есть они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №1010, не предусмотрены системой оплаты труда, которая установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545, не означает, что данные дополнительные премии не входят в состав заработной платы, определенной ст.129 ТК РФ, которая учитывается при выплате минимального размера оплаты труда в соответствии со ст.133 ТК РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ в пункте 4 Постановления от 07.12.2017 №38-П указал, что основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. В сообщении первого заместителя Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.04.2021 №14-1/10/П-2796 указано, что с учётом Постановлений Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П, от 11.04.2019 №17-П, от 16.12.2019 №40-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТ. Следовательно, остальные выплаты, произведенные работодателем работнику за месяц, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №1010, являются частью вознаграждения работника за труд, а значит, должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. Изложенная правовая позиция поддержана Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (исх.№182/5/5241нс от 09.07.2021). В постановлении Конституционного суда РФ от 26.03.2021 №8-П изложено аналогичное толкование взаимодействия норм федерального законодательства и приказов МО РФ. Таким образом, премия, выплачиваемая работнику в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 и стимулирующие выплаты, выплаченные по указанию Министра обороны РФ от 31.01.2018 №205/2/45, являются неотъемлемой составной частью вознаграждения за труд работнику работодателем, в связи с чем, должны учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ, и указанные действия должностных лиц Управления не нарушали прав ФИО1 Кроме того, в соответствии со ст.392 ТК РФ, с учётом даты подачи искового заявления 10.03.2022, следует применить срок специализированной исковой давности рассматриваемых исковых требований на период, превышающий один год после указанной даты. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В судебном заседании помощник военного прокурора Благовещенского гарнизона Черкесов Алексей Сергеевич, действующий на основании доверенности от 13.12.2021, поддержал изложенные в исковом заявлении доводы, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме. Возражал против заявления ответчика о пропуске предусмотренного ст.392 ТК РФ годичного срока на обращение в суд, поскольку данный срок не подлежит применению с учётом длящегося характера нарушений работодателем прав работника, так как на момент обращения ФИО1 в военную прокуратуру с заявлением о защите её нарушенного права в декабре 2021 года, а также на момент первоначального обращения военного прокурора Благовещенского гарнизона в Благовещенский городской суд в январе 2022 года ФИО1 состояла в трудовых отношениях с войсковой частью.
В письменном заявлении (от 21.04.2022 исх.№5/2712) представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» И.О.Скляднев указал, что требования полагает необоснованными и неподлежащими удовлетворению по обстоятельствам, изложенным в отзыве, просил рассмотреть дело без его участия.
Дело рассмотрено судом в силу ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания ФИО1 и представителей ответчика, просивших о рассмотрении дела без их участия, а также третьего лица войсковой части 59313-15, причины неявки суду не сообщившего, о рассмотрении дела без участия представителя не просившего.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Павлов Игорь Викторович, действующий на основании доверенности №2/21 от 13.07.2021, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме по доводам, указанным в письменных возражениях, поддержал заявление о частичном пропуске истцом срока на обращение в суд.
ФИО1 и третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающим на стороне ответчика, - войсковой частью 59313-15 позиция по заявленному иску суду не представлена.
Суд, изучив материалы дела, исследовав доводы, изложенные в исковом заявлении и письменных возражениях ответчика, выслушав пояснения представителя истца, приняв во внимание позицию ответчика, приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в целях создании условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложены обязанности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 ТК РФ).
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22).
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 03.02.2020 по 28.02.2022 состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 59313-15.
Приказом №14 от 03.02.2020 начальника склада (по хранению автобронетанкового имущества) войсковой части 59313-15 ФИО1 с 03.02.2020 принята в отдел хранения (топографических карт, обособленный), войсковая часть 59313-50, на должность делопроизводителя, с установлением должностного оклада 6690 руб. в месяц и ежемесячных надбавок: за стаж работы в южных районах Дальнего Востока – 30%, за выслугу лет – 0% (выписка из приказа №14 от 03.02.2020).
Приказом начальника склада (по хранению автобронетанкового имущества) войсковой части 59313-15 от 24.02.2022 ФИО1 уволена 28 февраля 2022 года в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника, ст.77 п.3 ТК РФ (выписка из приказа №29 от 24.02.2022).
Согласно условиям трудового договора №1 от 03.02.2020, заключенного между начальником склада (по хранению автобронетанкового имущества), войсковая часть 59313-15 ФИО9 и ФИО1, последняя с 03.02.2020 (на неопределенный срок) принята на должность делопроизводителя отдела хранения (топографических карт, обособленный) (пункты 1 -7 договора); За выполнение трудовых обязанностей ей устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы 6690 рублей, выплаты компенсационного характера: районный коэффициент – 30%, выплаты стимулирующего характера: премиальные выплаты по итогам работы за месяц – до 25% ежемесячно, иные выплаты стимулирующего характера единовременно в конце года - до 2 должностных окладов по занимаемой должности (пункт 13 договора).
Полагая, что её заработная плата вопреки требованиям закона не достигает уровня МРОТ в регионе, поскольку в её составе учитывается премия, предусмотренная приказом Министра обороны России №1010, ФИО1 обратилась к военному прокурору Благовещенского гарнизона с заявлением от 28.12.2021 о защите её прав на справедливую оплату труда.
По результатам проведенной проверки первоначально военный прокурор Благовещенского гарнизона, действуя в защиту прав и законных интересах ФИО1 на оплату труда в полном объёме, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области (оставивший исковое заявление без движения определением от 07.02.2022, а потом возвративший исковое заявление определением от 01.03.2022, в связи с его неподсудностью данному суду, разъяснив право на обращение в суд, к территориальности которого относится адрес нахождения истца или ответчика); в последующем заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона Скориков В.Г. обратился в Ивановский районный суд Амурской области (направив исковое заявление по почте 11.03.2022, согласно штампа на почтовом конверте), указывая на незаконность действий ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» по недоплате ФИО1 в период с февраля 2020 года по ноябрь 2021 года заработной платы до минимального размера оплаты труда, в связи с незаконным включением в состав её заработной платы премии, выплаченной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
На основании учредительных документов, Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (сокращенное наименование – ФКУ «УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)») является юридическим лицом, к основным видам деятельного которого относится, в том числе начисление и своевременное обеспечение личного состава денежных довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным Минобороны России порядком.
01 декабря 2017 года между ФКУ «УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (Исполнитель) и войсковой частью 59313-15 (Заказчик) заключён договор на обслуживание №25, по условиям которого Исполнитель по поручению Заказчика осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 59313-15 и других воинских частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации» (пункт 1.1 договора); финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление Исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах Заказчика, в том числе по такому направлению деятельности, как начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным Минобороны России порядком (пункт 1.2 договора).
Таким образом, исковые требования заявлены заместителем военного прокурора Благовещенского гарнизона к надлежащему ответчику - ФКУ «УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», в обязанности которого входят начисление и своевременное обеспечение личного состава войсковой части 59313-15 (в том числе и лиц из числа гражданского персонала) заработной платой и другими установленными выплатами.
Ответчиком заявлено о частичном пропуске истцом предусмотренного ст.392 ТК РФ годичного срока на обращение в суд с требованиями о взыскании недоплаченной заработной платы за период, выходящий за рамки одного года с даты направления иска в суд.
Представитель истца с данным заявлением не согласился, указав на длящийся характер нарушений прав ФИО1, поскольку на момент обращения её к военному прокурору за защитой нарушенных трудовых прав, а также на момент первоначального обращения военного прокурора в Благовещенский городской суд с исковым заявлением ФИО1 находилась в трудовых отношениях с работодателем.
Рассматривая вопрос о пропуске истцом срока на обращение в суд, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы 7, 15, 16 ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч.2). При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч.5).
Предусмотренный указанной нормой срок для обращения в суд выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Как установлено судом, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 59313-15 в период с 03.02.2020 по 28.02.2022 (уволена по собственной инициативе, ст.77 п.3 ТК РФ), к военному прокурору Благовещенского гарнизона с заявлением о защите её прав на справедливую оплату труда она обратилась 28.12.2021, по результатам проведенной проверки военный прокурор Благовещенского гарнизона в интересах ФИО1 на оплату труда в полном объёме обратился с аналогичным рассматриваемому исковым заявлением в Благовещенский городской суд Амурской области, который сначала оставил исковое заявление без движения определением от 07.02.2022, а потом возвратил его в связи с неподсудностью определением от 01.03.2022, с рассматриваемым исковым заявлением заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона обратился в Ивановский районный суд Амурской области путём направления его по средствам почтовой связи – 11.03.2022 (согласно штампа на почтовом конверте).
С учётом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае трудовые отношения носили длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объёме выплате работнику заработной платы, сохранялась в течение всего периода действия трудового договора, трудовые отношения с ФИО1 прекращены 28.02.2022, работодатель в силу ст.140 ТК РФ был обязан произвести ей выплату всех причитающихся сумм в день увольнения, в связи с чем суд полагает, что именно с даты увольнения ФИО1 подлежит исчислению годичный срок (ч.2 ст.392 ТК РФ) на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением. Поскольку исковое заявление подано в Ивановский районный суд 11.03.2022, то срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора заместителем военного прокурора Благовещенского гарнизона не пропущен.
Рассматривая по существу доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении, на которых настаивал в судебном заседании представитель истца, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно расчетным листкам за период с февраля 2020 года по декабрь 2021 года (включительно), исчисление заработной платы ФИО1 производилось исходя из размера установленного оклада, процентной надбавки за выслугу лет (начиная с июля 2020), районной надбавки, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, выплат стимулирующего характера, а именно премиальной выплаты по итогам работы за месяц, ЕДВ по итогам года.
Кроме того, ФИО1 выплачивалась премия по Приказу №1010 за месяц, в частности, в 2020 году: в марте – в размере 2700 руб., в апреле– 2140 руб., в мае – 1600 руб., в июне – 2500 руб., в июле – 2800 руб., в августе – 2500 руб., в сентябре – 2700 руб., в октябре – 2500 руб., в ноябре – 2000 руб., в декабре – 2900 руб., а также годовая – 11000 руб.; в 2021 году: в феврале – 1400 руб., в марте – 2800 руб., в апреле – 4000 руб., в мае – 5000 руб., в июне – 4000 руб., в июле – 2500 руб., в августе – 1500 руб., в сентябре – 4000 руб., в октябре – 3300 руб., в ноябре – 3500 руб., в декабре – 3500 руб. и 3000 руб., а также годовая – 14000 руб.
При этом, премия по Приказу №1010 учитывалась при расчёте заработной платы на предмет соответствия её размера минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), и необходимости осуществления доплаты до МРОТ. Так, доплата МРОТ была произведена: в марте 2020 года – 3767 руб., в мае 2020 года – 1627 руб., в июне 2020 года – 2167 руб., в июле 2020 года 1347 руб., в сентябре 2020 года – 932,50 руб. и 732,50 руб., в январе 2021 года – 1533,58 руб., в феврале 2021 года – 2433,45 руб., в марте 2021 года – 1033,45 руб., в августе 2021 года – 2741,90 руб., в октябре 2021 года – 188,90 руб.
Обращаясь в суд, заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона, полагает незаконными действия - ФКУ «УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» по включению в состав заработной платы ФИО1 премии, выплачиваемой на основании приказа Министра обороны от 26.07.2010 №1010.
Как установлено ст.349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, …, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно положениям ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст.130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимального размера оплаты труда устанавливается федеральным законом в едином размере для всей территории Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, согласно положениям статей 148, 315, 316 и 317 ТК РФ.
Как предусмотрено ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В этой связи, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов с размером минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
На территории Амурской области с 1 марта 2015 года региональное соглашение о размере минимальной заработной платы отсутствует, в связи с чем необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.
Минимальный размер оплаты труда установлен статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", и составлял с 1 января 2020 года – 12130 рублей в месяц (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 №463-ФЗ), а с 1 января 2021 года - 12792 рублей в месяц (в редакции Федерального закона от 29.12.2020 №473-ФЗ).
При этом, с учётом требования ст.133 ТК РФ, предусматривающей, что величина МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, принимая во внимание установленный на территории Российской Федерации размер величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, размер МРОТ не должен был быть ниже: во II квартале 2020 года – 12392 руб., в III квартале 2020 года – 12542 руб., в IV квартале 2020 года – 12273 руб.
Установленный на 2021 год размер МРОТ превышал величину минимального прожиточного минимума для трудоспособного населения, которая была установлена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2406 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 12702 рубля.
Согласно п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Оплата труда гражданского персонала воинских частей и организаций регулируется приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации").
Приложением №2 к данному приказу ("Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") предусмотрены следующие положения:
В пункте 21 указано, что в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №818 (с изменениями), гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Согласно пункту 23, выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26.07.2010 №1010, пунктом 2 которого предусмотрено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком лицам гражданского персонала, работающим в … воинских частях, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам работы (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование).
Как следует из пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, а также из утвержденного данным приказом «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», дополнительное материальное стимулирование производится периодически (при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения лицами гражданского персонала своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности (пункт 11).
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, является периодической выплатой, предоставляемой лицам гражданского персонала, за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих трудовых обязанностей.
Основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты труда, входящим в состав заработной платы.
На основании изложенного, суд полагает, что премии, выплаченные ФИО1 в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, являются неотъемлемой составной частью её заработной платы, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Довод стороны истца о том, что премия, выплаченная ФИО1 на основании данного приказа, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала, является дополнительным материальным стимулированием и подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составляющими элементами заработной платы.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах ФИО1, в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ 40031,15 ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░