Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-366/2024 (2-1852/2023;) ~ М-1679/2023 от 21.12.2023

УИД № 42RS0040-01-2023-002601-05

Номер производства по делу № 2-366/2024 (№ 2-1852/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово                                                                               25 марта 2024 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

с участием помощника судьи Бойко С.В.,

при секретаре Климакиной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО Научно-производственная фирма "Плутон" о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности полетов, транспортной безопасности

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО Научно-производственная фирма "Плутон" о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности полетов, транспортной безопасности, требования мотивировал тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований воздушного законодательства и законодательства о транспортной безопасности.

Согласно п. 4 Приказа Минтранса России от 05.11.2020 № 449 аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 01.01.2022.

Согласно п. 1, п. 2, п. 5, п. 6, п. 11, п. 12, п. 13 Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации (АНП) организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки. Разработка АНП включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению № 2 к настоящему приказу. Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП. АНП утверждается оператором аэродрома (вертодрома), владельцем посадочной площадки при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП. Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку полученных АНП (поправок к АНП) на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления. При отсутствии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта в срок не превышающий 7 календарных дней с даты завершения проверки, направляет АНП (поправки к АНП) на официальное опубликование в АИП России.

Красноярским транспортным прокурором Западно-Сибирской транспортной прокуратуры установлено, что земельный участок с <адрес>, на котором размещена посадочная площадка "Солнечный", принадлежит на праве собственности ООО Научно-производственная фирма "Плутон".

Указанная посадочная площадка эксплуатируется на постоянной основе для выполнения авиационных работ, воздушных перевозок и полетов воздушных судов, в том числе авиации общего назначения.

Вместе с тем ООО Научно-производственная фирма "Плутон" до настоящего времени не разработан аэронавигационный паспорт посадочной площадки "Солнечный" в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации; соответствующий экземпляр аэронавигационного паспорта на бумажном носителе и его копия на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не направлены.

Кроме того, ООО Научно-производственная фирма "Плутон" длительное время не принимаются меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности в части разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку "Солнечный".

Согласно п. 10, п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Основным принципом обеспечения транспортной безопасности является непрерывность (деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий). Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 раздела III приложения к Приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" на воздушном транспорте к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию относятся, в том числе посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно ч. 1.3, ч. 1.4 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности" паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 (утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2021 № 2090) утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию" паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящего постановления подлежат аннулированию одновременно с утверждением субъектами транспортной инфраструктуры паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, разработанных в соответствии с требованиями, утвержденными п. 1 настоящего постановления.

Таким образом утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.40.2020 № 1603 паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, подлежат аннулированию до 30.12.2021 и в этот же срок (до 30.12.2021) субъекты транспортной инфраструктуры обязаны разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в соответствии с Требованиями от 29.11.2021 № 2090.

Вместе с тем в срок до 30.12.2021 паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку <адрес> расположенную на земельном участке с , находящемся в собственности ООО Научно-производственная фирма "Плутон", не разработан и не утвержден, соответствующие экземпляры (два экземпляра) паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в установленный срок не направлены, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных норм.

Красноярским транспортным прокурором Западно-Сибирской транспортной прокуратуры руководителю ООО Научно-производственная фирма "Плутон" по вышеуказанным фактам в 2022 и 2023 году вносились представления об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени данные нарушения закона не устранены.

Посадочная площадка "Солнечный" продолжает использоваться для выполнения авиационных работ, воздушных перевозок и полетов воздушных судов.

Таким образом ООО Научно-производственная фирма "Плутон" не исполнена возложенная законом обязанность по соблюдению законодательства о безопасности полетов, обеспечению транспортной безопасности.

Учитывая, что несоблюдение требований названного законодательства создает угрозу жизни, здоровью граждан, пользующихся посадочной площадкой, услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому названные меры должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.

Предъявление данного заявления обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить точное количество людей, пользующихся посадочной площадкой "Солнечный", объективно не представляется возможным.

В связи с ухудшением геополитической обстановки ежегодно на территории Российской Федерации увеличивается миграционный поток, что в свою очередь осложняет установление круга лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта.

Красноярский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры просит признать незаконным бездействие ООО Научно-производственная фирма "Плутон", выразившееся в не разработке в установленный законом срок до 01.01.2022 в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационного паспорта посадочной площадки "Солнечный" (<адрес>), расположенной на земельном участке с , а также не направление утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки "Солнечный" (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНГ1 (поправок к АНП) в АИП России в Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта; в не разработке и в не утверждении в установленный законом месячный срок до 30.12.2021 паспорта обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочную площадку "Солнечный" (<адрес>), расположенную на земельном участке с а также в не направлении в установленный законом семидневный срок двух экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности - Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта; обязать ООО Научно-производственная фирма "Плутон" исполнить требования законодательства о безопасности полетов путем разработки в течении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, аэронавигационного паспорта посадочной площадки "Солнечный" (<адрес>), расположенной на земельном участке с а также направления утвержденного экземпляра аэронавигационного паспорта посадочной площадки "Солнечный" (поправок к нему) на бумажном носителе и его копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта; обязать ООО Научно-производственная фирма "Плутон" исполнить требования законодательства о транспортной безопасности путем разработки и утверждения в течении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу паспорта обеспечения транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры - посадочную площадку "Солнечный" (<адрес>), расположенную на земельном участке с , с последующим направлением в установленный законом семидневный срок двух экземпляров паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности - Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

В судебном заседании представитель ООО Научно-производственная фирма "Плутон" Березин Ю.Г., действующий на основании доверенности от 20.10.2022 (срок до 31.12.2024) (л.д. 94) исковые требования не признал полностью и пояснил, что исковое заявление не может быть удовлетворено, а производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что прокурором не доказано, что вменяемые нарушения законодательства о безопасности полетов и транспортной безопасности затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, в ООО Научно-производственная фирма "Плутон" имеется утвержденный 10.06.2014 аэронавигационный паспорт посадочной площадки (АНП) "Солнечный", зарегистрированный Западно-Сибирским МТУ ВТ Росавиации 05.09.2014, регистрационный номер СПЗ-421, который не требует актуализации ввиду того, что какие-либо физические изменения посадочной площадки после регистрации данного паспорта не производились. В том случае, если бы посадочная площадка реконструировалась, модернизировалась, то в аэронавигационный паспорт посадочной площадки от 10.06.2014 были бы внесены соответствующие изменения.

Заслушав объяснения прокурора Мошкина В.Е., представителя ООО Научно-производственная фирма "Плутон" Березина Ю.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 1, ст. 8 ГК РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.

В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2023 <данные изъяты> расположен земельный участок площадью 64 442,6 кв.м с ; категория земли – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – под строительство "Посадочной площадки "Солнечный"; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2004; право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за ООО Научно-производственная фирма "Плутон" 31.10.2019.

Посадочная площадка предназначена для взлета, посадки и базирования вертолетов R-44, Ми-2, Ми-8 и его модификаций, Ми-1, воздушных судов класса А, типа Ан-2, Ан-3, Як-52, Як-18, СЛА при выполнении коммерческих воздушных перевозок, авиационных работ, а также при выполнении ПСР и АСР на вертолетах (л.д. 77).

Согласно п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 26, п. 27 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта РФ (п. 26).

Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (п. 27).

Во исполнение Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации Приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449 утвержден Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Согласно п. 4 Приказа Минтранса России от 05.11.2020 № 449 аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) гражданской авиации подлежат приведению в соответствие с требованиями Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, при первом внесении в них поправок, но не позднее 01.01.2022.

Согласно п. 1, п. 2, п. 5, п. 6, п. 11, п. 12, п. 13 Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации (АНП) организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки (п. 1).

Разработка АНП включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению № 2 к настоящему приказу (п. 2).

Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП (п. 5).

АНП утверждается оператором аэродрома (вертодрома), владельцем посадочной площадки при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП (п. 6).

Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется (п. 11).

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку полученных АНП (поправок к АНП) на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления (п. 12).

При отсутствии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта в срок, не превышающий 7 календарных дней с даты завершения проверки, направляет АНП (поправки к АНП) на официальное опубликование в АИП России (п. 13).

Как указано выше, земельный участок с <адрес> используется в качестве посадочной площадки на постоянной основе для выполнения авиационных работ, воздушных перевозок и полетов воздушных судов, в том числе авиации общего назначения.

Вместе с тем ООО Научно-производственная фирма "Плутон" до настоящего времени не разработан аэронавигационный паспорт посадочной площадки "Солнечный" в соответствии с Порядком разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации; соответствующий экземпляр аэронавигационного паспорта на бумажном носителе и его копия на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России в Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не направлены.

При таких обстоятельствах требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Возражения представителя ООО Научно-производственная фирма "Плутон" Березина Ю.Г. в этой части суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 2, ч. 5 ст. 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (ч. 2).

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении (ч. 5).

Пунктом 3 Приказа Минтранса России от 05.11.2020 № 449 "Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации признан утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2011 № 14 "Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)".

Имеющийся в ООО Научно-производственная фирма "Плутон" аэронавигационный паспорт посадочной площадки (АНП) "Солнечный" от 10.06.2014, зарегистрированный Западно-Сибирским МТУ ВТ Росавиации 05.09.2014, регистрационный номер СПЗ-421, разработан на основании Приказа Минтранса РФ от 13.01.2011 № 14, утратившего силу.

Приказ Минтранса России от 05.11.2020 № 449 применительно к порядку разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, содержит совершенно иные требования, нежели те, которые были предусмотрены Приказом Минтранса РФ от 13.01.2011 № 14.

Красноярский транспортный прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры также просит обязать ООО Научно-производственная фирма "Плутон" принять меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности в части разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку "Солнечный".

Согласно п. 10, п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10).

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9).

Основным принципом обеспечения транспортной безопасности является непрерывность (деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий) (п. 4 ст. 3).

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4).

Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 9).

Согласно п. 2 раздела III приложения к Приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" на воздушном транспорте к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию относятся, в том числе посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно ч. 1.3, ч. 1.4 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности" паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 1.3).

Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 1.4).

Согласно п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 (утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2021 № 2090) утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию" паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящего постановления подлежат аннулированию одновременно с утверждением субъектами транспортной инфраструктуры паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, разработанных в соответствии с требованиями, утвержденными п. 1 настоящего постановления.

Таким образом утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.40.2020 № 1603 паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, подлежат аннулированию до 30.12.2021 и в этот же срок (до 30.12.2021) субъекты транспортной инфраструктуры обязаны разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в соответствии с Требованиями от 29.11.2021 № 2090.

Вместе с тем в срок до 30.12.2021 паспорт обеспечения транспортной безопасности на посадочную площадку "Солнечный" (<адрес>), расположенную на земельном участке с , находящемся в собственности ООО Научно-производственная фирма "Плутон", не разработан и не утвержден, соответствующие экземпляры (два экземпляра) паспорта в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в установленный срок не направлены, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных норм.

Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1442 (ред. от 24.11.2023) "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" вертодромы и (или) посадочные площадки, за исключением вертодромов и посадочных площадок, используемых организациями авиационной промышленности в целях проведения испытательных полетов, вертодромов и посадочных площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года, а также вертодромов и посадочных площадок, используемых только легкими и (или) сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения являются объектами транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 1, ч. 3 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Посадочная площадка "Солнечный" используется не только авиацией общего назначения.

В связи с этим на данной посадочной площадке исполнение требований постановления Правительства от 29.11.2021 № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603" является обязательным.

Доводы представителя ООО Научно-производственная фирма "Плутон" Березина Ю.Г., о том, что прокурором не доказано, что вменяемые нарушения законодательства о безопасности полетов и транспортной безопасности не затрагивают интересы неопределенного круга лиц, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Законодательство РФ не содержит легального определения понятия "неопределенный круг лиц".

Тем не менее, неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации.

Исковые требования прокурора направлены на обеспечение безопасности полетов и транспортной безопасности именно неопределенного круга лиц, поскольку посадочная площадка "Солнечный" предназначена для использования гражданской авиацией, в связи чем невозможно заранее определить круг лиц, непосредственно, или опосредованно использующих посадочную площадку "Солнечный" по назначению.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Прокурор просит совершить указанные в иске действия в течение 3 месяцев.

Как следует из материалов дела, совершение указанных в иске действий не только связано с действиями, которые должны быть совершены непосредственно ООО Научно-производственная фирма "Плутон".

Так по сообщению ООО "Геодинамика-М" срок выполнения работ по разработке аэронавигационного паспорта посадочной площадки (АННИН) "Солнечный" в соответствии с Типовой схемой аэронавигационного паспорта посадочной площадки, утвержденной приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449, включая геодезическую съемку аэронавигационных, ориентиров (АНО) и препятствий посадочной площадки (в радиусе 5 км от КТПП), может составить 75 рабочих дней с даты подписания договора и поступления аванса (30 %) на счет исполнителя. В указанный срок не входит время нахождения АНППП на согласовании и регистрации в территориальном органе Росавиации.

Согласно проекту договора между ООО Научно-производственная фирма "Плутон" и ООО "БАС-Технологии" на предоставление услуг по разработке проекта паспорта обеспечения транспортной безопасности посадочной площадки "Солнечный" срок выполнения работ может составлять до 100 рабочих дней.

При указанных обстоятельствах суд считает, что предлагаемый прокурором срок устранения нарушений законодательства может быть недостаточным для выполнения всего комплекса необходимых мероприятий, в связи с чем считает необходимым установить срок в 6 месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно пп. 1 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ организации, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, признаются плательщиками государственной пошлины, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Ст. 333.20 Налогового кодекса РФ установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

В пп. 8 п. 1 данной статьи определено, что если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.

Согласно абз. 2 и 3 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, организациями в размере 6 000 рублей.

Из приведенных правовых положений следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из материалов дела требования неимущественного характера о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности полетов, транспортной безопасности заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – граждан, использующих или могущих использовать посадочную площадку "Солнечный" ООО Научно-производственная фирма "Плутон".

Таким образом при обращении в суд общей юрисдикции с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга физических лиц в соответствии с абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.

Вместе с тем в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░: 1075405016257, ░░░: 5405347680) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░" (░░░░: 1022402296916, ░░░: 2464001953) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.11.2020 № 449, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░" (░░░░░░░░ ░ ░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░ ░ ░░░) ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 25.03.2024.

░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░

2-366/2024 (2-1852/2023;) ~ М-1679/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский транспортный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Плутон"
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Тупица Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
kemerovsky--kmr.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Подготовка дела (собеседование)
26.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2024Предварительное судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее