Дело № 2-285/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 года п. Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Октябрьского района Трушкова П.В.,
представителя ответчика – МО «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Туголуковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюшевская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Тюшевская СОШ», Учреждение), Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. С учетом уточнения требований указал, что в мае 2023 года по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по <адрес> (далее – 25 ОДНиПР) прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «Тюшевская СОШ» требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено:
МБОУ «Тюшевская СОШ» является общеобразовательным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии. В соответствии с п. 1.1 Устава МБОУ «Тюшевская СОШ», учреждение является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением.
Юридический и фактический адрес Учреждения: <адрес>.
Согласно п. 1.7. Устава Учреждение имеет следующие структурные подразделения, не наделенные правом юридического лица: «Мосинская школа», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; «Тюшевской детский сад», расположенный по адресу: <адрес> «Верх-Тюшевской детский сад», расположенный по адресу: <адрес>.
В нарушение требований пожарной безопасности в здании МБОУ «Тюшевская СОШ», расположенном по <адрес>, и его структурных подразделений «Мосинская школа», расположенной по <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад» по адресу <адрес> СПС и СОУЭ эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации.
Кроме того, руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей СПС и СОУЭ при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке.
Помимо указанного, в здании Учреждения, расположенного по <адрес> имеются иные нарушения требований пожарной безопасности.
Так регламент технического обслуживания СПС и СОУЭ на здание МБОУ «Тюшевская СОШ» составлен без учета требований технической документации на технические средства, функционирующие в составе указанных систем.
Допущено проведение изменений, связанных с устройством системы противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности. Так, в помещениях коридора 1 этажа, кабинетов №, 6, 7 на первом этаже, книгохранилище на 2 этаже, помещении кабинета учительской на 2 этаже, помещения раздевалки на 1 этаже, помещениях лыжной базы и гимнастического зала произведен монтаж СПС без разработки проектной, в том числе рабочей, исполнительной документации.
В здании класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 СПС не обеспечивает автоматическое дублирование о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Так, при нажатии кнопки извещателя пожарного ручного в помещении коридора первого этажа возле выхода, сигнал о пожаре не поступил на пульт пожарной части, СОУЭ не включилась, при этом корпус пожарного извещателя отсоединился.
Таким образом, в рассматриваемых зданиях общеобразовательного учреждения фактически не обеспечена пожарная безопасность, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения.
Ввиду отсутствия денежных средств у МБОУ «Тюшевская СОШ» на проведение работ по монтажу новой СПС и СОУЭ, Учреждение неоднократно направляла ходатайства о их выделении в Управление образования администрации Октябрьского городского округа.
Учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» и в случае отсутствия достаточных денежных средств, обязанность по дополнительному финансированию на обеспечение пожарной безопасности возлагается на администрацию Октябрьского городского округа.
По информации администрации Октябрьского городского округа в 2023 году запланировано выделение денежные средств МБОУ «Тюшевская СОШ», но только на проведение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли здания Учреждения и для проведения работ по монтажу системы СПС и СОУЭ в здании МБОУ «Тюшевская СОШ».
На 2023 год денежные средства на проведение мероприятий по монтажу СПС и СОУЭ в зданиях структурных подразделений МБОУ «Тюшевская СОШ»-«Тюшевской детский сад», «Мосинская школа», «Верх-Тюшевской детский сад» не запланированы.
Также постановлением главы администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы (далее-Дорожная карта).
Согласно Дорожной карте предполагаемый срок выделения денежных средств на замену автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации в зданиях структурных подразделений МБОУ «Тюшевская СОШ» - «Тюшевской детский сад», «Мосинская школа», «Верх-Тюшевской детский сад» - 2025 год.
При названных обстоятельствах СПС и СОУЭ на рассматриваемых объектах не подлежат эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и, как следствие, своевременная эвакуация людей из зданий (до истечения необходимого времени эвакуации людей в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара). Имеющаяся на объектах СОУЭ также не выполняет свою функцию.
В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем.
Наличие в зданиях образовательных организаций дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта является важным и безоговорочным требованием Технического регламента, учитывая существенные индикаторы рисков объектов образования, такие как нахождение детей разного возраста и уровня мобильности. Невыполнение указанного требования напрямую влияет на время сообщения о пожаре и прибытия подразделений пожарной охраны на объект образования для спасения людей и тушения пожара. Данное нарушение, принимая во внимание неисправность СПС и СОУЭ, влечет недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей.
Своевременному принятию образовательными учреждениями исчерпывающих мер по приведению зданий школ в надлежащее противопожарное состояние препятствует, в том числе недостаточное финансовое обеспечение.
Кроме того, негативными последствиями указанных нарушений является нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия нахождения в образовательном учреждении.
С учетом уточненных требований просит возложить на МБОУ «Тюшевская СОШ» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ФИО6 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ФИО6 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ФИО6 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 правил противопожарного режима); провести работы по обеспечению автоматического дублирования о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, путем приведения в исправное состояние технических средств в соответствии с ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- в зданиях структурных подразделений - «Тюшевской детский сад» расположенного по адресу: <адрес>, «Мосинская школа», расположенного по <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад», расположенного по адресу <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ФИО6 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ФИО6 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ФИО6 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 правил противопожарного режима).
Возложить на МО «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МБОУ «Тюшевская СОШ» денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности:
- в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно для: проведения работ по обеспечению автоматического дублирования о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, путем приведения в исправное состояние технических средств в соответствии с ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
- в зданиях структурных подразделений «Тюшевской детский сад» расположенного по адресу: <адрес>, «Мосинская школа», расположенного по <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад», расположенного по адресу <адрес>, а именно для: проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
Заместитель прокурора Октябрьского района Трушков П.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, по существу изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Ответчик – представитель муниципального образования «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Туголукова Н.В. с исковыми требованиями согласилась частично, просила установить срок для выделения денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку необходимых денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании школы и его структурных подразделениях в бюджете не предусмотрено.
Ответчик – представитель МБОУ «Тюшевская СОШ» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Октябрьского районного суда oktjabrsky.perm@sudrf.ru, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ).
В соответствии со ст.16 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Во исполнение вышеназванной нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), а приказами МЧС России утверждены своды правил систем противопожарной защиты (далее - СП) и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждены государственные стандарты в сфере пожарной безопасности (далее по тексту - ГОСТы).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.1.1 ГОСТ Р 59638-2021. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.08.2021 № 791-ст (далее - ГОСТ Р 59638-2021) установлены общие требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту системы пожарной сигнализации (далее - СПС), которая включает в себя подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СПС (изучение технической документации); использование СПС по назначению; контроль технического состояния СПС; техническое обслуживание (ТО); ремонт СПС (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СПС, выявление их причин; испытания на работоспособность СПС; своевременную замену технических средств СПС.
Пунктом 6.1.1 «ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.08.2021 № 792-ст (далее – ГОСТ Р 59639-2021), установлено, что эксплуатация системы оповещения и управления эвакуацией (далее -СОУЭ) включает в себя: обучение и подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СОУЭ; ввод в эксплуатацию СОУЭ; контроль технического состояния СОУЭ; ТО и ремонт СОУЭ (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СОУЭ, выявление их причин; периодические проверки (испытания) СОУЭ; своевременную замену технических средств СОУЭ; ведение эксплуатационного журнала.
При достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния организация должна принять меры к созданию новой системы (п.5.1.7. «ГОСТ Р 54101-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 № 768-ст (далее – ГОСТ Р 54101-2010).
Судом установлено и из материалов дела следует:
16.05.2023 заместителем прокурора Октябрьского района принято решение № 88 о проведении проверки деятельности МБОУ «Тюшевская СОШ» требований законодательства о пожарной безопасности (л.д.22).
Согласно справке о результатах проведенной проверки деятельности МБОУ «Тюшевская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Октябрьского района Чепкасовой ФИО9 по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что в здании МБОУ «Тюшевская СОШ», расположенном по <адрес>, и его структурных подразделений «Мосинская школа», расположенного по <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад» по адресу <адрес>, система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации. Руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей СПС и СОУЭ при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке. В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем (л.д. 17-21).
Начальником 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю 01.02.2023 прокурору Октябрьского района направлена информация, в которой указано, что на объектах образования Октябрьского городского округа, в том числе: в здании МБОУ «Тюшевская СОШ» и его структурных подразделениях допущена эксплуатация систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с истекшими сроками службы, в отсутствие проектной, в том числе исполнительной и технической документации. Просит в рамках надзора за исполнением законодательства оказать содействие в предотвращении угрозы причинении вреда охраняемым законом ценностям, создаваемой эксплуатацией объектов образовательных учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (л.д. 23-24).
К указанной информации приложены предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 63/1, № 38/1-1, № 38/1-2, № 3/1в отношении МБОУ «Тюшевская СОШ» (л.д. 25-28, 29-30, 31-32, 33-34).
Согласно ответу администрации Октябрьского городского округа Пермского края от 03.03.2023 № 266-1/02-01-53 указано, что на разработку проектно-сметной документации системы АПС и СОУЭ в структурных подразделениях МБОУ «Тюшевская СОШ» в 2023 году запланировано 107578,74 руб. (л.д. 39-40).
Постановлением администрации Октябрьского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Дорожная карта проведения мероприятий по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением населённых пунктов Октябрьского городского округа в период с 2023- по 2025 годы, согласно которой предполагаемый срок исполнения в Богородском территориальном отделе д. Верх-Тюш, <адрес> – 2025 год (л.д. 42 оборот-43)
Согласно плану мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы, предполагаемый срок выделения денежных средств на замену СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации в здании МБОУ «Тюшевкая СОШ», расположенного по адресу: <адрес> - 2023 год, МБОУ «Тюшевкая СОШ» (СП «Мосинская школа»), расположенного по адресу: <адрес> – 2025 год, МБОУ «Тюшевкая СОШ» (СП «Тюшевской детский сад»), расположенного по адресу: <адрес> – 2025 год, МБОУ «Тюшевкая СОШ» (СП «Верх-Тюшевской детский сад»), расположенного по адресу: <адрес> – 2025 год (л.д. 41 оборот-42).
Согласно ответу МБОУ «Тюшевская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ указывают, что по предписаниям 25 ОДНиПР проведены мероприятия по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании МБОУ «Тюшевская СОШ» и его структурных подразделениях (л.д. 35-38).
Согласно локальных сметных расчетов на монтаж АПС и СОУЭ на объектах МБОУ «Тюшевская СОШ» составляет 2117166,02 руб. (л.д.93-99).
В соответствии с п. 1.1 Устава МБОУ «Тюшевская СОШ», утвержденного постановлением администрации Октябрьского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Учреждение является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением.
В силу п. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Октябрьского городского округа Пермского края.
В соответствии с п.п. 1.7, 1.8 в Учреждении действуют структурные подразделения, не наделенные правами юридического лица: «Мосинская школа», адрес места осуществления образовательной деятельности структурного подразделения: <адрес>; «Тюшевской детский сад», адрес места осуществления образовательной деятельности структурного подразделения: <адрес>; «Верх-Тюшевской детский сад», адрес места осуществления образовательной деятельности структурного подразделения: <адрес> (л.д. 57-61).
Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности МБОУ «Тюшевская СОШ» осуществляет свою деятельность по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, д. Верх-Тюш, пер. <адрес>
Согласно п.п.14 п.1 ст.8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (л.д. 80-81).
Поскольку МБОУ «Тюшевская СОШ» является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ», функции и полномочия которого осуществляет администрация Октябрьского городского округа Пермского края, следовательно обязанность по финансированию на обеспечение пожарной безопасности должна быть возложена на муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах МБОУ «Тюшевская СОШ» по адресу: <адрес> его структурных подразделениях: «Тюшевской детский сад» расположенного по адресу: <адрес>, «Мосинская школа», расположенного по адресу: <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад», расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируются с истекшим сроком эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и как следствие своевременная эвакуация людей в безопасную зону. Отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ исключает правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом изготовителем.
Таким образом, невыполнение указанных требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья несовершеннолетних и работников Учреждения, а также на безопасные условия нахождения их в образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчикам потребуется изыскать дополнительные денежные средства, организовать и провести необходимые мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, а также учитывая, что образовательная деятельность должна быть безопасной для здоровья и жизни обучающихся и других работников школы, поэтому суд находит разумным и достаточным срок для устранения данных нарушений как указано прокурором до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеуказанного, суд считает, что доводы представителя ответчика администрации Октябрьского городского округа Пермского края об установлении срока для устранения нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ являются не состоятельными.
Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки или отсрочки его исполнения (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюшевская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края, о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ФИО6 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ФИО6 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ФИО6 59639-2021. Национальный стандарт
Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;
- обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 правил противопожарного режима);
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 правил противопожарного режима);
- провести работы по обеспечению автоматического дублирования о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, путем приведения в исправное состояние технических средств в соответствии с ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях структурных подразделений - «Тюшевской детский сад» расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад», расположенного по адресу <адрес>, а именно:
- провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ФИО6 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ФИО6 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ФИО6 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;
- обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 правил противопожарного режима);
- обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 правил противопожарного режима).
Обязать муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно для:
- проведения работ по обеспечению автоматического дублирования о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, путем приведения в исправное состояние технических средств в соответствии с ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Обязать муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в зданиях структурных подразделений «Тюшевской детский сад» расположенного по адресу: <адрес>, Октябрьский городской округ, <адрес>, <адрес>, «Верх-Тюшевской детский сад», расположенного по адресу <адрес>, а именно для:
- проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 ФИО6 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.1.1 ФИО6 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1.1 «ФИО6 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 14 июля 2023 года.
Председательствующий Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-285/2023