Дело № 2-141/2024
55RS0026-01-2023-003749-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре Абубакировой К.Р.,
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 31 января 2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района <адрес> обратилась в Омский районный суд <адрес> с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что данный объект недвижимого имущества поставлен на учет в качестве бесхозяйного более трех месяцев назад, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В течение этого времени с момента постановки объекта на учёт как бесхозяйного никто своих прав на данные объекты не заявлял. Сведения об эксплуатирующей организации заявитель не обладает. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на данный объект как бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>
Представитель заявителя - администрации Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - АО «Омскгазстройэксплуатация», ООО «Межоблгаз», ООО "ЮЗА-Инвест", ООО «ЮЗА-Газ», Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Министерства имущественных отношений по <адрес>, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений суду не представили.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального законараспространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В свою очередь требования администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>, направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.
По информации, представленной ППК «Роскадастр» по <адрес>, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>
По информации, представленной Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>, - в реестре муниципального имущества не значится, собственностью <адрес> не является.
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-23/МИО/03-01/17405, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об испрашиваемом объеме недвижимости.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не состоит.
Из ответа администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> не значится.
Как следует из ответа АО «Омскгазстройэксплуатация» от ДД.ММ.ГГГГ сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>, находится на обслуживании АО «Омскгазстройэксплуатация» на основании договора на обеспечение технической эксплуатации объектов, заключенного с Администрацией Омского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ответом АО «Омскоблгаз» от ДД.ММ.ГГГГ сети газораспределения, эксплуатируемые данным лицом, по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.
Заявителем выбран способ защиты права путем обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
По истечении более 3-х месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проанализировав представленные материалы, суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровод) с кадастровым номером №, общей протяженностью 14 м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.А. Реморенко
Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2024 года.