Дело №2-704/2023
66RS0038-01-2023-000912-19
Мотивированное решение
составлено 25 сентября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невьянск Свердловской области 18 сентября 2023 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пичкуровой Е.В.,
с участием: заместителя прокурора г. Кировграда Терешкина А.В.,
представителя ответчика ГКУ СО «Невьянское лесничество» - Грязновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировграда, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ СО «Невьянское лесничество», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
установил:
Прокурор г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Невьянский городской суд с исковым заявлением к ГКУ СО «Невьянское лесничество», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности на ГКУ СО «Невьянское лесничество», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем сбора, вывоза и утилизации (переработки) не санкционированно размещенных отходов производства и потребления, расположенных на трех земельных участках (координаты ....) лесного фонда Российской Федерации, относящихся к зеленым зонам и лесопарковым зонам, расположенных в кварталах 56, 57, 58 Кировградского участка, Кировградского участкового лесничества ГКУ СО «Невьянское лесничество».
В обоснование иска указано, что прокуратурой города в порядке надзора проведена проверка по факту несанкционированного размещения неустановленными лицами отходов производства и потребления на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Кировградского городского округа, Свердловской области. Установлено, что на земельных участках (координаты ....) лесного фонда Российской Федерации, относящихся к зеленым зонам и лесопарковым зонам, расположенных в кварталах 56, 57, 58 Кировградского участка, Кировградского участкового лесничества ГКУ СО «Невьянское лесничество» обнаружены 3 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, - площадью не менее 20 кв.м, каждое. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие собственников земельных участков, которые обязаны в силу закона принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Иск мотивирован со ссылками на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 12, 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7, 8, 50.7, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 11, 51, 53, 78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст. 12, 13, 42, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 13.4, ст. 28 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614), Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 №832-ПП). ГКУ СО «Невьянское лесничество» является некоммерческой организацией созданной для оказания услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесных отношений и в соответствии с Уставом, создано в целях обеспечения рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, их охраны и защиты, в соответствии с ч. 3.2 обязано обеспечить реализацию этих целей. Несанкционированные свалки отходов располагаются на землях лесного фонда Российской Федерации, обслуживаемых ГКУ СО «Невьянское лесничества», не обременённых правами аренды.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанные земельные участки, на которых выявлено несанкционированное складирование отходов, в аренду третьим лицам не передавались, лица, совершившие несанкционированное размещение отходов в ходе проверки не установлены.
Поскольку лица, виновные в несанкционированном размещении отходов в лесах не выявлены, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда должна быть возложена на ответчиков. Неисполнение ответчиками требований природоохранного и лесного законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В ходе судебного разбирательств прокурор отказался от исковых требований в части: возложения на ответчиков обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем сбора, вывоза и утилизации (переработки) не санкционированно размещённых отходов производства и потребления, расположенных на двух земельных участках с координатами ....; судом 00.00.0000 вынесено определение о прекращении производства по делу в указанной части требований.
В дальнейшем прокурор предъявил исковые требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, просил: возложить обязанность на ГКУ СО «Невьянское лесничество», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем сбора, вывоза и утилизации (переработки) не санкционированно размещенных отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке (координаты ....) лесного фонда Российской Федерации, относящихся к зеленым зонам и лесопарковым зонам, расположенном в квартале 57 выдел 37 Кировградского участка Кировградского участкового лесничества ГКУ СО «Невьянское лесничество».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - ГКУ СО «Невьянское лесничество» - возражала в удовлетворении исковых требований по тем основанием, что в силу положений ст. 60.12 ЛК РФ, очистка лесов от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. На 2023 год в смету не заложены денежные средства на ликвидацию несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Срок устранения выявленного нарушения, предлагаемый прокурором, является неразумным.
Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - в судебное заседание не явился; в представленных возражениях указал, что в соответствии со ст. 60.3 ЛК РФ, Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047), очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Ликвидация свалок не относится к переданным полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации. (л.д. 48-49).
Представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - в судебное заседание не явился; извещался о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 вышеназванного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, несанкционированное место размещения отходов, располагается в границах участка с координатами .... лесного фонда Российской Федерации, относящегося к зеленым зонам и лесопарковым зонам, расположенном в квартале 57 выдел 37 Кировградского участка Кировградского участкового лесничества ГКУ СО «Невьянское лесничество».
Указанное обстоятельство подтверждено актом проверки, фотоматериалами.
Результаты проведенной проверки по исполнению природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о недостаточности предпринятых мероприятий по организации сбора и вывоза мусора, о ненадлежащем контроле со стороны ГКУ СО «Невьянское лесничество» за работами по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории лесного фонда.
Факт того, что земельный участок с расположенной свалкой ТБО, находится в границах земель лесного фонда, подтвержден представленными доказательствами. Его правообладателем является Российская Федерация.
Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса, согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами. При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации). Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
ГКУ СО «Невьянское лесничество» в силу Устава обязано обеспечивать принятие иных мер санитарной безопасности в лесах, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок (пункт 4.3 Устава).
Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что выявленные нарушения были ответчиком устранены, суд считает необходимым иск удовлетворить к ГКУ СО «Невьянское лесничество», исходя из положений части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Согласно п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. При рассмотрении спора фактических обстоятельств, свидетельствующих о принятии ответчиками на себя солидарной обязанности по устранению выявленных нарушений при использовании участка, не установлено. Также не подтверждена согласованность действий ответчиков.
С учетом изложенного, оснований возлагать солидарную обязанность по устранению несанкционированной свалки отходов, не имеется. К остальным ответчикам иск удовлетворению не подлежит.
Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление непосредственных виновных лиц в образовании несанкционированной свалки, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку законодательством обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен. Последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.
Ссылка ответчиков на то, что действующим законодательством ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, судом отклонена, с учетом того, перечень мер санитарной безопасности не является исчерпывающим, пунктом 5 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ и подпунктом "д" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах *** предусмотрены иные меры санитарной безопасности в лесах, к таким мерам по смыслу действующего законодательства относится также очистка лесных участков от загрязнений.
Срок для исполнения решения суд считает необходимым установить не позднее восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, исходя из того, что необходимы временные затраты, а также финансирования ответчика.
С ГКУ СО «Невьянское лесничество» следует взыскать в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ ***) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ....) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 57 ░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ *** ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –