Дело № 2-28/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 11 марта 2024 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Видманкина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в деятельности администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения требований законодательства о водоснабжении, в частности на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения схемы водоснабжения не разрабатывались и не утверждались. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района главе Сиалеевско-Пятинского сельского поселения внесено представление, в котором указывалась необходимость устранения выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления прокуратуры администрацией Сиалеевско-Пятинского сельского поселения нарушения устранены не были. Утвержденные схемы водоснабжения соответствующие требованиям законодательства, до настоящего времени отсутствуют.
Просит обязать администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить соответствующие требованиям законодательства схемы водоснабжения на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Видманкин А.П. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо – представитель администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3-4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ч.ч. 1-1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ) организация в границах сельского поселения водоснабжения населения относится к вопросам муниципального района.
Решением Совета депутатов Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 24.05.2023 № 35 «О передаче части полномочий Инсарского муниципального района по вопросам организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации сельским поселениям Инсарского муниципального района» полномочия по вопросам организации в границах поселения водоснабжения населения переданы сельским поселениям Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Совета депутатов Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 02.06.2023 № 22 «О приеме части полномочий Инсарского муниципального района по вопросам организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации» полномочия по вопросам организации в границах поселения водоснабжения населения принято Сиалеевско-Пятинского сельским поселением Инсарского Муниципального района Республики Мордовия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе: утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов (ч. 1 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011№416-ФЗ).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (ч. 2 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой соды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч. 3 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ).
В соответствии сч.ч.4-5 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов утверждаются органами местного самоуправления, учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевом, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, муниципальных округов, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в нарушение требований законодательства на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения не разрабатывались и не утверждались схемы водоснабжения. По данному факту прокуратурой было внесено представление главе Сиалеевско-Пятинского сельского поселения, в котором указывалось на принятие конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений (л.д.6-7). Однако администрацией Сиалеевско-Пятинского сельского поселения нарушения требований законодательства о водоснабжении не устранены, в частности не утверждены схемы водоснабжения. Отсутствие схем водоснабжения может исключать возможность заключения концессионного соглашения, может стать административным барьером для субъектов предпринимательства. Отсутствие утвержденных схем, отвечающих требованиям законодательства, на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения, не только нарушает установленный порядок ведения правоотношений в рассматриваемой сфере, но и может создать неустранимые препятствия при подключении граждан и юридических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Доказательств разработки и утверждения схемы водоснабжения на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения, ответчиком суду не представлено.
Установив указанные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить, в соответствии с требованиями статьи 204, части 2 статьи 206 ГПК РФ, срок исполнения решения суда пять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения, удовлетворить.
Обязать администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить соответствующие требования законодательства схемы водоснабжения на территории Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 5 (пяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: В.Н. Адушкин
Мотивированное решение составлено 11.03.2024
Судья В.Н. Адушкин