УИД 66RS0050-01-2024-000706-17
Дело №2-471/2024
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 24 июля 2024 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Башковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Брылиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО17, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО5, к Легаевой Н. Ю. о принудительном обмене жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО18 действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО5, обратилась в Североуральский городской суд с иском к Легаевой Н.Ю. о принудительном обмене жилого помещения указав, что она является опекуном несовершеннолетнего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который занимает жилое помещение по договору социального найма как член семьи нанимателя по адресу: <адрес> Данное жилое помещение занимают Легаева Н.Ю. – биологическая мать несовершеннолетнего ФИО5, несовершеннолетний ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ и его сестра Шавшукова Е.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Легаева Н.Ю. решением Североуральского городского суда от 30.03.2012 лишена родительских прав в отношении ФИО5, ФИО5 в настоящее время в квартире не проживает, а Легаева Н.Ю. злоупотребляет алкоголем и ведет аморальный образ жизни. Совместное проживание ответчика и несовершеннолетнего негативно отразится на ребенке, единственным решением данной проблемы, по мнению истца, является размер жилого помещения, однако ответчик истца игнорирует, что послужило основанием для обращения в суд. Ссылаясь на положения абзаца второго подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просила обязать Легаеву Н.Ю. к принудительному обмену квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец ФИО19. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Легаева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту жительства.
Представители третьих лиц Окружного управления социального развития № 3 Министерства социального развития Московской области, Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 18, администрации Североуральского городского округа, третье лицо Соколова М.Б. в судебное заседание не явились, о месте и времени разбирательства дела извещены надлежащим образом.
Из отзыва представителя администрации Североуральского городского округа на исковое заявление следует, что в муниципальной собственности отсутствуют подходящие для обмена жилые помещения (л.д. 57).
Из отзыва Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики № 18 следует, что сведениями о сохранении жилого помещения по <адрес> за несовершеннолетним ФИО5 Управление не располагает. ФИО5 получаем меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.02.2016 № 91-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных пунктом 2 статьи 22 Областного закона от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»» по адресу: <адрес>, на основании приказа Управления социальной политики по г. Североуральску от 27.08.2012 № 617…». Приказом Управления социальной политики № 18 от 11.04.2022 № 176-о.п. «Об установлении факта невозможности проживания ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего ФИО5 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с признанием помещения непригодным для проживания постановлением Администрации Североуральского городского округа. Приказом Управления социальной политики № 18 от 11.04.2022 № 177-о.о. «О включении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Североуральскому городскому округу» несовершеннолетний ФИО5 включен в соответствующий список в целях обеспечения жилыми помещениями. Иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Свердловской области, несовершеннолетний ФИО5 в Управлении не получает в связи с передачей его личного дела по месту жительства законного представителя несовершеннолетнего в Окружное управление социального развития № 3 Министерства социального развития Московской области. Общая площадь жилого помещения по договору социального найма, куда в качестве членов семьи нанимателя Легаевой Н.Ю. включены ее дети ФИО5 и Шавшукова Е.Л., составляет 45,0 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по 15,0 кв.м., жилое помещение непригодным для проживания не признано. При указанных обстоятельствах ФИО5 будет исключен из числа лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечен им в соответствии с учетной нормой. В случае имеющегося решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене жилого помещения, ФИО5 сохранит свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Считают целесообразным в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 71, 86-87).
Из отзыва Окружного управления социального развития № 3 Министерства социального развития Московской области следует, что поскольку стороны не представили вариантов размера и согласно сложившейся практике такие государственные услуги как разрешение органов опеки и попечительства на обмен муниципальными жилыми помещениями, где зарегистрированы несовершеннолетние, оказываются крайне редко, сторонам будет крайне затруднительно предоставить варианты обмена жилого помещения, в связи с чем считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению (л.д. 96).
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав стороны, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
По смыслу приведенных норм действующего жилищного законодательства в предмет доказывания по спору о принудительном обмене жилыми помещения, в частности, входят:
1) факт предоставления жилых помещений, предлагаемых для обмена, по договору социального найма;
2) соответствие жилого помещения, предлагаемого для обмена, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) наличие или отсутствие условий, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается (статья 73 Жилищного кодекса Российской Федерации);
4) соблюдение законных интересов граждан, проживающих в данных жилых помещениях (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
5) подтверждение того, что спор существует между членами семьи и нанимателем жилого помещения (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
6) состояние здоровья, возраст граждан, которые производят обмен;
7) варианты обмена и их соответствие интересам обменивающихся сторон;
8) состав лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении;
9) другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 Порядка предусмотрено, что документом, подтверждающим факт невозможности проживания в жилом помещении, является вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается.
Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что наряду с другими названными в этой норме категориями детей лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет (абзацы второй и третий пункта 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Из материалов дела следует, что решением Североуральского городского суда Свердловской области от 30.03.2012г., вступившим в законную силу03.05.22012г., Владимирова (Легаева, Новосельцева) ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Шавшуковой Е. Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетние переданы на попечение органу опеки и попечительства г. Североуральска (л.д. 72-76).
Приказом № 177-о.п. от 11.04.2022 Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 18 несовершеннолетний ФИО5, 10.06.2007г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Североуральскому городскому округу (л.д. 78).
Приказом органа опеки и попечительства № 176-о.п. от 11.04.2022 установлен факт невозможности проживания ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания (л.д. 79).
Ответчик Легаева Н. Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании договора социального найма жилого помещения № 2753 от 03.04.2023, заключенного с МКУ «Служба заказчика», является нанимателем жилого помещения – двухкомнатной квартиры общей площадью 45,0 кв.м. по адресу: <адрес>. Совместно с нею в качеств членов семьи нанимателя жилого помещения включены ФИО5 и Шавшукова Е.Л. (л.д. 81-83).
Постановлением администрации Североуральского городского округа № 493 от 09.04.2013г. на территории Североуральского городского округа учетная норма площади жилого помещения являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 15 в.м. общей площади на одного человека (л.д. 90).
Согласно Акту проверки состояния жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, от 17.06.2024г., составленному специалистом отдела опеки и попечительства Ситниковой А.С., нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишенная родительских прав. В качестве членов семьи нанимателя жилого помещения включены несовершеннолетние ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Шавшукова Е. Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшиеся без попечения родителей и проживающие с приемным родителем. ФИО5 находится в приемной семье ФИО20 и ФИО21 и проживает по адресу: <адрес>; Шавшукова Е.Л. – в семье ФИО12 и Соколовой М.Б. и проживает по адресу: <адрес>. Обследуемая квартира представляет собой двухкомнатную квартиру в многоквартирном доме, благоустроена (электричество, централизованное отопление, водоснабжение, канализация). Меры социальной поддержки по освобождению от платы за сохраненное жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на жилое помещение по адресу? <адрес> меры социальной поддержки в проверяемом жилом помещении не предоставляются, так как указанное жилое помещение за детьми не сохранено, распорядительный документ о сохранении жилого помещения за несовершеннолетними не издавался. По жилому помещению имеется задолженность за коммунальные услуги. Фактическое пользование жилым помещением осуществляется бабушкой подопечного ФИО5 – ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дядей подопечного ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Наниматель ФИО4 в жилом помещении не проживает. Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения удовлетворительное, проживание несовершеннолетних в жилом помещении возможно (л.д. 54-55, 56).
Учитывая то обстоятельство, что истцом не представлено каких-либо вариантов жилых помещений для обмена, жилое помещение, предоставленное по договору социального найма ответчику Легаевой Н.Ю. и ее несовершеннолетним детям, в отношении которых она лишена родительских прав, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, пригодно для проживания, наниматель и члены его семьи обеспечены жилым помещением площадью не менее учетной нормы, приходящейся на каждого члена семьи, в рамках рассмотрения настоящего спора невозможно установить наличие совокупности условий, необходимых в силу закона для обмена сторон жилыми помещениями.
Доводы ФИО22 о том, что вследствие поведения ответчика несовершеннолетний ФИО5 не имеет возможности проживать в спорном жилом помещении, сами по себе не могут являться основанием для удовлетворения заявленных ею требований. Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о привлечении Легаевой Н.Ю. к административной ответственности за правонарушения против общественного порядка, согласно характеристике участкового уполномоченного ОМВД России «Североуральский» со стороны соседей характеризуется удовлетворительно, в злоупотреблении спиртными напитками замечена не была (л.д. 48).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО23 исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО24, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО5, к Легаевой Н. Ю. о принудительном обмене жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Башкова С.А.
Копия верна