Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-969/2023 ~ М-570/2023 от 12.04.2023

Дело № 2-969/2023 (59RS0025-01-2023-000700-64)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск            05.06.2023

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре Карповой К. А.,

с участием прокурора г. Краснокамска ФИО3,

представителя администрации Краснокамского городского округа ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности оборудовать уличное электрическое освещение автомобильных дорог,

Установил:

прокурор г.Краснокамска обратился в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности обеспечить уличное электрическое освещение автомобильных дорог в <адрес> и <адрес>, сроком до – ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с установленными требованиями.

Исковые требования мотивированы тем, что от жителей населенного пункта поступило обращение по вопросу отсутствия уличного электрического освещения в <адрес> и <адрес>, в ходе рассмотрения которого, прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка соблюдения требований законодательства о благоустройстве, о безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлено нарушение требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, а именно отсутствует стационарное электрическое уличное освещение на территории населенного пункта <адрес> и <адрес>. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией округа законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры, а также безопасности дорожного движения.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала. Суду пояснила, что в прокуратуру г.Краснокамска поступали жалобы жителей <адрес> и <адрес> на отсутствие уличного освещения. Прокуратура вносила в адрес главы Краснокамского городского округа представление, однако из-за отсутствия ассигнований, меры для оборудования уличного освещения в населенном пункте не предприняты, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Также указала, что суду стоит критически отнестись к суждению, что проживание в населённых пунктах только сезонное, поскольку имеются дома, в которых граждане проживают постоянно.

Представитель ответчика не согласна с заявленными требованиями, указав, что не оспаривают факт отсутствия уличного освещения в <адрес> и <адрес> однако из-за дефицита бюджета оборудовать освещение не представляется возможным. Просила учесть, что орган местного самоуправления вправе сам решать, когда и на какие цели направить средства соответствующего бюджета. Просила отказать в удовлетворении иска.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п.4 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п.1 ч.2 ст.50 названного закона в собственности городского округа может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №35-Ф3 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», общими принципами организации государственной политики в сфере электроэнергетики является, в том числе, обеспечение энергетической безопасности.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании статей 17 и 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно пункту 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги (с Изменениями № 2-5)», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17.12.1985 № 233. стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.

Судом установлено, что жительница <адрес> обратилась в прокуратуру г.Краснокамска с заявлением по вопросу ненадлежащего исполнения администрацией Краснокамского городского округа законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 8, 22).

На требование прокурора г.Краснокамска ОГИБДД Отдела МВД России по Краснокамскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка улично-дорожной сети автомобильных дорог на территории <адрес> и <адрес> в ходе которой был выявлен недостаток, угрожающий безопасности дорожного движения, в нарушении п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», отсутствует стационарное электрическое освещение (л.д. 12).

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД Отдела МВД России Краснокамскому городскому округу в адрес главы г.Краснокамска было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (л.д. 13).

На данное представление Глава Краснокамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ дал ответ, согласно которому в связи с утвержденным бюджетом на год выполнить мероприятия по устройству стационарного освещения в д<адрес> и <адрес> в текущем году не представляется возможным (л.д. 29).

Прокурором г. Краснокамска вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о благоустройстве, безопасности дорожного движения, по вопросу отсутствия стационарного уличного освещения.

В ответ на представление глава городского округа глава администрации Краснокамского городского округа ответил, что ежегодно в срок до 01 сентября проводится актуализация муниципальной программы с учетом выявленных недостатков и нарушений. Ассигнования необходимые для устройства стационарного уличного освещения в вышеуказанных населенных пунктах будут учтены при формировании муниципальной программы на год ( л.д. 20-21).

На территории Краснокамского городского округа действуют Правила благоустройства территории Краснокамского городского округа, утвержденные решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ . Правила обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Контроль за исполнением Правил осуществляют: администрация <адрес> и муниципальные учреждения, созданные для осуществления деятельности по благоустройству территорий округа.

Правила благоустройства и содержания территории Краснокамского городского округа разработаны с целью определения порядка содержания и уборки территорий населенных пунктов в зимний и летний периоды, установления требований при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственности за нарушение санитарного содержания и благоустройства территорий населенных пунктов, состояние объектов наружного освещения, зеленых насаждений, зданий, сооружений и других объектов городской и сельской инфраструктуры, создания безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию Краснокамского городского округа.

Согласно п. 1.16 Правил, комплексный проект благоустройства должен учитывать следующие принципы формирования безопасной городской среды:

- ориентация на пешехода, формирование единого (безбарьерного) пешеходного уровня;

наличие устойчивой природной среды и природных сообществ, зеленых насаждений - деревьев и кустарников;

комфортный уровень освещения территории.

Особенности содержания отдельных элементов благоустройства регламентированы гл.17 Правил. В силу п.17.2 Правил улицы, дороги, площади, набережные, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города. Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовать освещение объектов, указанных в настоящем пункте.

Согласно п. 17.2.13 Правил для освещения проезжей части улиц и сопутствующих им тротуаров рекомендуется в зонах интенсивного пешеходного движения применять двухконсольные опоры со светильниками на разной высоте, снабженными разноспектральными источниками света. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники на опорах рекомендуется устанавливать на высоте не менее 8 м. В пешеходных зонах высота установки светильников на опорах принимается не менее 3,5 м и не более 5,5 м. Светильники (бра, плафоны) для освещения проездов, тротуаров и площадок, расположенных у зданий, рекомендуется устанавливать на высоте не менее 3 м. (п. 17.2.14 Правил). Опоры уличных светильников для освещения проезжей части автомагистралей (общегородских и районных) располагаются на расстоянии не менее 0,6 м от лицевой грани бортового камня до цоколя опоры, на иных автомобильных дорогах это расстояние допускается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия автобусного или троллейбусного движения, а также регулярного движения грузовых машин. Опоры уличных светильников не должны находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улиц и дорог (п. 17.2.15 Правил). Опоры на пересечениях автомобильных дорог с иными автомобильными дорогами устанавливаются до начала закругления тротуаров и не ближе 1,5 м от въездов, не нарушая единого строя линии их установки (п. 17.2.16 Правил).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что непринятие мер по организации уличного освещения населенного пункта <адрес> и <адрес> может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создаст предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в темное время суток.

Отсутствие уличного электрического освещения существенно нарушает права жителей <адрес> и <адрес>, ставит под угрозу их права на безопасное проживание в принадлежащих им индивидуальных жилых домах, расположенных в границах населенного пункта, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Краснокамск, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы стороны ответчика о том, что бюджет Краснокамского городского округа принимается с дефицитом, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по улицам в темное время суток. При этом суд также учитывает, что нарушения требований законодательства о благоустройстве, законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в отсутствии стационарного уличного электричества освещения в <адрес> и <адрес>, выявлено в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем фактически ответчику предоставлено 3 года для устранения нарушений законодательства о благоустройстве, безопасности дорожного движения. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд признает разумным.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования прокурора г.Краснокамска о возложении обязанности оборудовать уличное электрическое освещение автомобильных дорог – удовлетворить.

Обязать администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать уличное электрическое освещение автомобильных дорог <адрес> и <адрес> в соответствии с требованиями :

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.,

СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги (с Изменениями № 2-5)», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17.12.1985 № 233.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Щербакова А.В.

2-969/2023 ~ М-570/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Краснокамского городского округа
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Щербакова Алевтина Васильевна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2023Предварительное судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее