Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2618/2022 ~ М-2015/2022 от 29.06.2022

Дело № 2-2618/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года                                                                   город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Конышева А.В.,

при секретаре Шекера А.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Искандерова Э.Э.,

представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Пермскому краю – Устюгова К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Ахметзянова А.А. о возложении обязанности произвести обследование гидротехнического сооружения – пруд на реке Пыж с сооружением, третьи лица- Западно-Уральское управление Ростехнадзора, ГУ МЧС России по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> (в интересах неопределенного круга лиц) обратился в суд с иском к Ахметзянова А.А. о возложении обязанности произвести обследование гидротехнического сооружения – пруд на реке Пыж с сооружением, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый .

В обоснование требований указано следующее.

<адрес> по Информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено следующее.

На поднадзорной территории <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый , расположено гидротехническое сооружение - пруд на реке Пыж с сооружением (завершение строительства 1990). Указанное ГТС принадлежит на праве собственности Ахметзянова А.А. c ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-Ф3 (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ). установлены основные понятия законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, так:

Собственник гидротехнического сооружения Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно- правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;

Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения – разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ, сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1893 «Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:

1 класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;

III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;

IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

В силу вышеуказанных требований законодательства (п.3 - п.5 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений) Регистр формируется и ведется в целях: а) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

б) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

в) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений;

г) сбора, обработки, хранения предоставления информации техническом состоянии уровне безопасности и гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации.

Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Сведения об эксплуатируемом гидротехническом сооружении вносятся в Регистр после утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее орган государственного надзора), декларации безопасности гидротехнического сооружения (далее-декларация безопасности).

Согласно ст. 10 Федерального закона № 117-43 декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что сведения о гидротехническом сооружении не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до 03.10.2016), подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 1 января 2019 года.

В случае, если сведения о гидротехническом сооружении не внесеныв Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновлены в Российском регистре гидротехнических сооружений с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса, плановые проверки в отношении такого гидротехнического сооружения проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.

Утвержденные Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона декларации безопасности гидротехнических сооружений сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений до окончания срока действия таких деклараций безопасности.

При отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларациябезопасности гидротехнического сооружения составляется и представляетсяна утверждение Федеральные в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п.13-п.14 Правил формирования и регистра гидротехнических сооружений внесение изменений в Регистр производится в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования собственника гидротехнического сооружения (или) эксплуатирующей организации, и (или) их места нахождения, адресов, и (или) контактной информации (телефона (факса), адреса электронной почты).

Внесение изменений Регистр осуществляется на основании направленного в орган государственного надзора собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией уведомления об изменении данных, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация вправе представить уведомление о внесении изменений в Регистр в орган государственного надзора в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В ходе проведенной проверки установлено, что ранее гидротехническое сооружение - пруд на реке Пыж с сооружением были поставлены на кадастровый учет как объекты недвижимости и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Племзавод «Верхнемуллинский».

В дальнейшем указанное имущество включено в конкурсную массу предприятия банкрота ФГУП «Племзавод «Верхнемуллинский» и продано на торгах ООО «Капитал-Девелопмент» (ООО «АПК «Красава»).

В последующем объект приобретен Ахметзянова А.А., ДД.ММ.ГГГГ право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ахметзянова А.А. вышеуказанные обязанности, том числе по уведомлению о внесении изменений в Регистр, получению декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, не исполнила.

Однако, Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» установлено, что до 31 декабря 2022 г. эксплуатация гидротехнических сооружений может осуществляться без предоставления их собственниками (или) эксплуатирующими их организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный сооружений, надзор декларации в области безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы; в 2022 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. (п.6, п.7 Приложения № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353).

Вместе с тем, в силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического снижения безопасности сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях 1 и 11 классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, a также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического за сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст.ст. 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического Сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ, нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 117-ФЗ, должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций несут ответственность в соответствии, с законодательством.

В силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, a организации административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

За период нахождения объекта в собственности Ахметзяновой А.А. 01.01.2021 законодательством было предусмотрена обязанность собственника провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения. Приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 № 506 была утверждена форма акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), содержащий анализ и оценку безопасности гидротехнического сооружения, включая определение возможных источников опасности.

С 01.01.2021 действует Приказ Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», который также содержит анализ и оценку безопасности гидротехнического сооружения, включая определение возможных источников опасности.

Согласно п. 6.2 СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003, утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 16.12.2019 № 811/пр (далее по тексту - СП 38.13330.2019), на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за контроль состояния и безопасную эксплуатацию сооружений, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные обязанности.

В соответствии с п. 6.3 СП 58.13330.2019 виды контроля технического состояния сооружения должны осуществляться в соответствии с проектной и действующей эксплуатационной документацией (программы натурных наблюдений, включающие критерии безопасности гидротехнических сооружений, инструкции по ведению мониторинга состояния сооружений, программы специальных обследований и пр.).

В силу п. 6.13 СП 58.13330.2019 гидротехнические сооружения. подлежащие декларированию и находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от состояния должны не реже чем один раз в пять лет подвергаться комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.

Применение на обязательной основе указанных пунктов СП 58.13330.2019 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, в целях обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, а также уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении Ахметзянова А.А. обязана организовать постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования).

Первоочередной задачей является понуждение собственника ГТС обеспечить проведение его обследования, т.к. именно по результатам данной процедуры решается вопрос о наличии оснований для дальнейшего учета объекта недвижимости в качестве ГТС, необходимости его декларирования, страхования и т.д. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурором заявлены требования о возложении на Ахметзянова А.А. обязанности провести обследование гидротехнического сооружения - пруд на реке Пыж с сооружением, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик Ахметзянова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом – под расписку, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представила, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.

В предыдущих судебных заседаниях поясняла, что ранее она занималась эксплуатацией ГТС своими силами, проводила ежегодный осмотр, но никаких актов не составлялось, эксплуатационный и текущий ремонт не производился, преддекларационное обследование не проводилось, не разработаны и не согласованы критерии безопасности и правила эксплуатации, договор обязательного страхования не оформлялся.

    Представитель третьего лица – Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещался, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял. Ранее в суд был представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано на наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований (л.д.83-84).

Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по <адрес> в судебном заседании указал на наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу их нарушения.

Возложение обязанности совершить какие-либо действия в силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предполагает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии с п. ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». К их числу относятся, помимо прочего, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что собственником гидротехнического сооружения - пруда с сооружениями, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый с ДД.ММ.ГГГГ является Ахметзянова А.А. (л.д.81-82).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

На основании статьи 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению присвоением гидротехническому сооружению с соответствующего класса до 1 января 2019 года.

Статьей 7 федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2002 г. N 1893, предусмотрено, что сведения гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности.

В силу пункта 4 данных Правил государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Номер и срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения является сведениями, подлежащими включению в названный регистр и опубликованию (пункт 22).

Статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" также закреплено, что при внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:

I класс гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;

IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" также предусматривался общий порядок ведения Регистра и определялось, что гидротехническое сооружение подлежит внесению в Регистр только после утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения, а гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" подлежали внесению в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке Формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений").

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Действующие критерии классификации гидротехнических сооружений утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N 1607 и определяются совокупностью высоты и типа грунта оснований ГТС, назначения и условий эксплуатации, максимального напора водонапорное сооружение, последствий на возможных гидродинамических аварий.

Судом установлено, что за период нахождения объекта ГТС в собственности Ахметзянова А.А., вышеуказанные обязанности по уведомлению о внесении изменений в регистр, получению декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию ГТС не исполнялись, тогда как именно она несет ответственность за безопасность ГТС.

С ДД.ММ.ГГГГ действует Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения», который содержит анализ и оценку безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности.

Согласно п.п. 6.2, 6.3, 6.13 СП 58.13330.2019 Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003, утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 16.12.2019 № 811/пр, на каждом ГТС должен быть организован постоянный периодический контроль технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за контроль состояния и безопасную эксплуатацию сооружений, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные обязанности. Виды контроля технического состояния сооружения должны осуществляться в соответствии с действующей проектной и эксплуатационной документацией. ГТС, подлежащие декларированию и находящиеся в эксплуатации 25 лет, независимо от состояния должны не реже чем один раз в пять лет подвергаться комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.

С учетом указанных норм права, положений статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленных судом обстоятельств, состояния гидротехнического сооружения, отсутствия доказательств наличия у ответчика возможности эксплуатировать ГТС за счет собственных сил с соблюдением требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружения, уклонения ответчика от принятия мер, направленных на обеспечение эксплуатации в соответствии с требованиями данного законодательства, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения путем проведения обследования ГТС.

Разрешая настоящий спор, оценив представленные по делу доказательства и проанализировав доводы сторон, суд руководствуется положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 3, 7, 8, 9, 10, 17, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, и считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, исходя из того, что в результате рассмотрения дела нашло свое подтверждение, что в нарушение обязательных требований статей 9, 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником ГТС Ахметзянова А.А. не проведено обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС, и допущено бездействие собственника указанного гидротехнического сооружения, допускающее отсутствие соответствующего осмотра, опасность затопления, что влечет потенциальную опасность затопления, создает реальную угрозу обрушения ГТС, возникновение чрезвычайной ситуации и экологической безопасности в связи с подтоплением, возможности причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, объектам жизнеобеспечения, непредсказуемые последствия для окружающей среды и населения.

Принимая во внимание требования статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения требований безопасности суд приходит к выводу о необходимости установления для ответчика, у четом времени года, восьмимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения подлежащей возложению на ответчика обязанности обеспечить безопасность гидротехнического сооружения.

Таким образом, установлено, что ответчик в процессе осуществления хозяйственной деятельности допускает нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, указанные в исковом заявлении. На момент рассмотрения дела судом данные нарушения не устранены, что является недопустимым, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Также при разрешении заявленных требований, судом учтено, что истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности произвести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, без предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы, а также без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Руководствуясь ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Ахметзянова А.А. о возложении обязанности – удовлетворить.

Возложить на Ахметзянова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия ), обязанность произвести обследование гидротехнического сооружения – пруд на реке Пыж с сооружением, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Установить срок для исполнения требований - в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

               На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья                                                                         А.В. Конышев

                                   Справка.

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2022 года.

Судья                                          А.В. Конышев

подлинник подшит

в гражданском деле № 2-2618/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2022-002682-47

2-2618/2022 ~ М-2015/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Пермского района
Ответчики
Ахметзянова Айгуль Альфритовна
Другие
ГУ МЧС России по Пермскому краю
Западно-Уральское управление Ростехнадзора
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Конышев Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
permsk--perm.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.08.2022Предварительное судебное заседание
30.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2022Предварительное судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
24.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее