Судья: Курмаева А.Х. гр. дело № 33-9196/2020
(2-1314/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 22 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Ереминой И.Н., Желтышевой А.И.
при секретаре Середкиной О.А.
С участием прокурора Володина Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Магадова А.И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июня 2020 года, которым постановлено:
Иск Магадова А.И. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав представителя Магадова А.И. – Петровой Т.П. по доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение относительно доводов жалобы представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГУ управления социальной защиты населения Самарской области – Жалнина А.П., по доверенности, заключение прокурора Самарской областной прокуратуры – Володина Д.А., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Магадов А.И. обратился в суд с иском о взыскании с ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» задолженности возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2000г. по 30.09.2019г. в сумме 6 189 748, 58 руб., и о взыскании ежемесячно денежной суммы в возмещение вреда здоровью в размере 55 733,45 руб., начиная с 01.10.2019г., указав в обоснование, что в период с 3.11.1986 по 19.02.1987 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения.
В связи с воздействием радиации утратил трудоспособность, и 20-22 октября 1997г. ему впервые определена 3 группа инвалидности, и установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности, в связи участием в ликвидации аварии на ЧАЭС на срок до октября 2002г., 03-11.09.2002 определена 3 группа инвалидности, установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС - «бессрочно», а с 21.08. – 24.09.2003 определена 2 группа инвалидности, установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС - «бессрочно».
Обращаясь в Октябрьский районный суд г. Самары с настоящим иском, Магадов А.И. ссылался на то, что до первичного установления группы инвалидности он работал водителем к/з «Цуликалинский», и что начисленная заработная плата за период работы в указанной организации с 1.11.1996 по 31.10.1997, то есть за 12 месяцев перед получением первичной группы инвалидности, составляет 66 760 000 руб. (неденоминированных), что подтверждается справкой о заработной плате под номером № 63 от 11.10.1999.
21.10.1999 Магадов А.И. представил в УСЗН в МО город Махачкала справку для назначения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, однако ему было отказано в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из заработной платы за 12 месяцев перед получением первичной группы инвалидности.
Полагая незаконным отказ (бездействие УСЗН) в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда из заработной платы, предшествовавшей получению первичной группы инвалидности, Магадов А.И. лице представителя, просил суд удовлетворить его требования, представив расчёт индексации ежемесячной и недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2000 г. по 30 сентября 2019г., за вычетом полученных сумм.
При расчёте ежемесячной суммы в возмещение вреда за период с 01.01.2000г. Магадов А.И. просил применить коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, а с 15.02.2001г. коэффициент роста прожиточного минимума по РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, учесть полученные им выплаты в счет возмещения вреда здоровью, и удовлетворить требования в полном объёме за весь период, без применения срока исковой давности.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что требования не основаны на законе, поскольку при первоначальном обращении за возмещением вреда здоровью, Магадовым А.И. не были представлены сведения о заработке за 12 месяцев, предшествовавших наступлению инвалидности, связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС. Магадову А.И. произведен расчет возмещения вреда здоровью из заработка равного семикратной сумме МРОТ на момент обращения за возмещением вреда здоровью.
Судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Магадов А.И. просит отменить решение, постановить новое решение об удовлетворении его исковых требований, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, и неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, приходит к выводу, что не установлено оснований для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии с п.25 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24.11.1995г.№ 179-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка.
Законом гарантировано возмещение вреда, причиненного здоровью, посредством выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчислялось возмещение вреда, до 06.01.2000г. (до вступления в силу Закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Закон № 125) регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. (далее -Правила) (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 24.11.1995г. № 180-ФЗ).
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 02 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчислялось возмещение вреда, до 06.01.2000 (до вступления в силу Закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 24.11.1995 №180-ФЗ).
Согласно ст.ст. 14 и 15 Правил среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).
В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. В тех случаях, когда период работы составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка.
С 06.01.2000 в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ и п.4 разъяснений Министерства труда и социального развития РФ от 02.06.2000г. сумма возмещения вреда инвалидам ЧАЭС исчислялась по выбору застрахованного:
- средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию) или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.
- по желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы, установленного законом МРОТ (п.25 ст. 14 базового Закона в ред. ФЗ №179-ФЗ).
Таким образом, в указанных нормах был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка, из которого исчислялся размер возмещения.
Из материалов дела следует, что 22 октября 1997г. Магадову А.И. впервые установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 50%, в связи участием в ликвидации аварии на ЧАЭС на срок до октября 2002г., 03-11.09.2002 определена 3 группа инвалидности, установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС - «бессрочно», а с 21.08. – 24.09.2003 определена 2 группа инвалидности, установлено 80% утраты профессиональной трудоспособности, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС - «бессрочно».
В ходе судебного разбирательства обозревалось выплатное дело Магадова А.И., из которого следует, что Магадову А.И. с 1 ноября 1997г. компенсируется утрата здоровья в денежном выражении, размер выплаты исчислен из семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда, поскольку Магадовым А.И. не представлены сведения о его заработке за 12 месяцев до или после участия в ликвидации последствий на ЧАЭС, не представлены сведения о заработке за 12 месяцев до установления ему инвалидности, то есть за период с 01.10.1996г. по 01.10.1997г.
В материалах выплатного дела имеется заявление Магадова А.И. от 21.10.1999 о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью по заработной плате, полученной на ЧАЭС, а также – справка о заработке Магадова А.И. за время работы в к/з «Цуликалинский» с ноября 1996г. по октябрь 1997г.
Установлено, что перерасчет возмещения вреда здоровью Магадову А.И. по справке о заработной плате Магадова А.И. за время работы в к/з «Цуликалинский» с ноября 1996г. по октябрь 1997г. не произведен органам социальной защиты населения г. Махачкала
Согласно п. 25 статьи 14 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, вступившего в законную силу 02.03.1996г., гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п. 25 ст. 14 данного Закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 этого Закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (инвалидам I группы - 5 000 руб.; инвалидам II группы - 2 500 руб.; инвалидам III группы - 1 000 руб.), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ) было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при введении в действие ФЗ № 5-ФЗ 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, которые до вступления его в силу (т.е. до 15.02.2001) были признаны инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, было предоставлено право на сохранение ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме.
Из материалов выплатного дела видно, что в период с 15.02.2001 г. по 31.11.2003г. размер возмещения вреда Магадову А.И. был установлен в твердой денежной сумме - 1000 рублей, в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., и в зависимости от третьей группы инвалидности, имевшейся у Магадова А.И. в указанный период. С 01.11.2003г. в связи изменением группы инвалидности и установлением 2 группы инвалидности, Магадову А.И. определен размер возмещения вреда также в твердой денежной сумме - 2500 рублей.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Магадов А.И. реализовал свое право выбора на получение возмещение вреда здоровью с 15.02.2001г. в твердой денежной сумме, в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из материалов личного дела № на имя Магадова А.И. следует, что истец 01.06.2018 снят с учета УСЗН г. Махачкала в связи с переездом на постоянное место жительства в Самарскую область. Личное дело передано в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа», которое в настоящее время осуществляет выплату возмещения вреда здоровью Магадову А.И.
В ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» с заявлением о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью Магадов А.И. не обращался.
Действующей в настоящее время редакцией Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями) сохранен порядок определения размера ежемесячного возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме, для инвалидов 2 группы 2500 рублей.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Магадова А.И.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права не могут быть приняты во внимание, поскольку судебная коллегия считает, что суд, разрешая спор по существу, обоснованно исходил из действующей в настоящее время редакции закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Доводы жалобы в той части, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что Магадов А.И. обратился в УСЗН г. Махачкала с заявлением о перерасчете размера возмещения вреда и представил справку о заработке за 12 месяцев, предшествовавших установлению инвалидности и процента утраты профессионального заработка – 21.10.1996г., до принятия Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001г., и что Магадову А.И. не был рассчитан размер ежемесячного возмещения вреда здоровью исходя из его среднемесячного заработка, не могут служить основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку фактические действия Магадова А.И. свидетельствуют о том, что он сделал свой выбор по получению возмещения вреда здоровью с 15.02.2001г., исчисленного в твердой денежной сумме, в зависимости от группы инвалидности, и на протяжении длительного времени – 19 лет получал возмещение вреда здоровью в установленном Управлением социальной защиты населения г. Махачкала размере.
Обратившись в УСЗН г. Махачкала Магадов А.И. просил сделать перерасчет по заработной плате, полученной на ЧАЭС, однако справка о заработной на ЧАЭС в материалах личного выплатного дела Магадова А.И. отсутствует.
Ежемесячный размер возмещения вреда здоровью Магадову А.И. до 15.02.2001г. выплачивался из расчета семикратного размера минимальной оплаты труда, с чем Магадов А.И. не спорил.
Магадов А.И. получает возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом изменений и дополнений на момент возникновения спора в суде.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета объема возмещения вреда здоровью Магадову А.И. по закону, в редакции, утратившей свою силу с 14.02.2001г.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает судебное решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены иди изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Магадова А.И. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи