Дело № 2-36/2024
33RS0006-01-2023-001637-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вязники 09 апреля 2024 года
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Агафоновой Ю.В.,
при секретаре Кутузовой К.В.,
с участием
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в лице территориального отдела в Вязниковском и Гороховецком районах (далее - Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Ресурсы Вязниковского района», в котором с учетом уточнений поставило вопрос о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подачу питьевой воды из артскажины по адресу: <адрес>, в разводящую сеть надлежащего качества, соответствующую показателям химического состава, а именно жесткости, сухому остатку, по содержанию сульфат-ионов в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (т. 2 л.д. 215).
В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Управления из Правительства Владимирской области поступило обращение жительницы <адрес> на неудовлетворительное качество питьевой воды, подаваемой из системы централизованного холодного водоснабжения в жилые дома поселка.
В ходе проведения внеплановой проверки отобраны пробы питьевой воды в водопроводном кране в жилом помещении по адресу: <адрес>, и из крана артскважины по <адрес>.
Согласно экспертному заключению ФФБУЗ ЦГиЭ в Вязниковском и Гороховецком районах от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №, № исследование пробы водопроводной воды не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по общей жесткости, сухому остатку, содержанию сульфат-ионов и ионов магния.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске обстоятельствам.
Представители ответчика ФИО6, третьего лица администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области не возражали относительно удовлетворения исковых требований, просили установить срок для исполнения решения суда не менее года с учетом значительной стоимости средств очистки питьевой воды и необходимости исполнения большого количества ранее вынесенных решений суда также связанных с обеспечением безопасности жителей района.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на имя Президента Российской Федерации поступило обращение ФИО7, содержащее, в том числе сведения о неудовлетворительном качестве питьевой воды, подаваемой из системы централизованного холодного водоснабжения в жилое помещение заявителя (т. 1 л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Ресурсы Вязниковского района» по адресу: <адрес> (артезианская скважина, разводящая сеть) (т. 1 л.д. 9-11).
Управлением вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений, которым на МУП «Ресурсы Вязниковского района» возложена обязанность по обеспечению подачи питьевой воды в разводящую сеть надлежащего качества, соответствующую показателям химического состава, а именно жесткости, сухому остатку, содержанию сульфат-ионов, ионов магния в срок до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 15-16).
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 2-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения; обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из содержания подпункта «д» пункта 3 Правил № 354 и пунктов 2, 6 приложения № 1 к данным Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Артезианская скважина № по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежит на праве собственности МО Вязниковский район Владимирской области и передано на праве хозяйственного ведения МУП «Ресурсы Вязниковского района» (т. 1 л.д. 235-238).
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что пробы питьевой воды водопроводной, отобранные по адресу: <адрес> (водопроводный кран), <адрес> (артезианская скважина) по выполненным санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» раздел 3, табл. 3, 13 по общей жесткости, сухому остатку, содержанию сульфат-ионов и ионов магния (т. 1 л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области составлено экспертное заключение №, также установившее несоответствие проб воды по вышеуказанным адресам требованиям СанПиН 1.2.3685-21 табл. 3.3 (т. 1 л.д. 21).
Анализ материалов гражданского дела позволяет суду придти к выводу о том, что действиями МУП «Ресурсы Вязниковского района» по поставке воды ненадлежащего качества нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>. Не исполнение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия со стороны ответчика ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу здоровью в населенном пункте, забор питьевой воды из артскважины <адрес> может стать источником возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Доводы представителя третьего лица администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области ФИО4 относительно наличия вступившего в законную силу решения суда о возложении спорной обязанности на МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» представляются суду несостоятельными по причине признании данной организации банкротом и передачи рассматриваемой артскважины в хозяйственное ведение ответчику.
Довод о невозможности снижения показателей жесткости, сухого остатка, содержания сульфат-ионов в связи с особенностями природного источника забора воды не может быть принят во внимание, поскольку показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения с участием организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения. Доказательств осуществления данных действий ответчиком не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют основания не согласиться с выводами истца, основанными на испытании проб воды в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». По той же причине не может быть принят во внимание довод о том, что питьевая вода, поставляемая населению <адрес>, безопасна и безвредна, неблагоприятна только по органолептическим показателям.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что исходя из представленных в материалы дела доказательств (т. 1 л.д. 239-247) в целях осуществления мероприятия по обеспечению надлежащего качества питьевой воды возникает необходимость в приобретении и монтаже дорогостоящего дополнительного оборудования для умягчения воды суд полагает недостаточным обозначенный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливая его до ДД.ММ.ГГГГ, полагая данный срок разумным и соответствующим балансу прав интересов сторон.
Сами по себе пояснения представителя третьего лица о направлении заявки в МЖКХ на предоставление субсидии в ДД.ММ.ГГГГ годах не свидетельствуют о безусловной необходимости для увеличения срока для устранения выявленных нарушений, учитывая, что в предоставлении такой субсидии на строительство водовода органу местного самоуправления отказано.
Более того, ответчик не лишен права, при наличии к тому оснований, просить об отсрочке исполнения решения суда (ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подачу питьевой воды из артскажины по адресу: <адрес>, в разводящую сеть надлежащего качества, соответствующую показателям химического состава, а именно жесткости, сухому остатку, по содержанию сульфат-ионов и ионов магния в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Агафонова
Решение в окончательной форме принято 16.04.2024.