Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2023 ~ М-317/2023 от 14.04.2023

    11RS0016-01-2023-000504-98                                   Дело № 2-426/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года                                                                                      с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Трофимове Л.М.,

с участием помощника прокурора Нестеровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубцова И. Г. к администрации муниципального района «Сыктывдинский», администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконным бездействия по ненаправлению требования о сносе многоквартирного дома и принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, возложении обязанности принять решение об изъятии, направить проект соглашения об изъятии с определением размера возмещения за жилое помещение,

установил:

Дубцов И.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным бездействия по ненаправлению требования о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, направить истцу проект соглашения об изъятии с определением размера возмещения за жилое помещение в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В обоснование требований указано, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения. Постановлением администрации СП «Выльгорт» от <дата> жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени органом местного самоуправления требование о сносе дома не направлено, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения не принято, а установленный срок расселения дома истек.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация сельского поселения «Выльгорт», Лыткина Л.И., Лыткин А.П., Логинов А.В., Носков Е.А., Ермошкин П.В., Ермошкин А.П., Ермошкин С.В., Мухина Г.А., Мухин А.И., Муравьева Т.В., Муравьев Ю.А., Муравьев К.Ю., Матвеева С.М., Матвеев А.М., Матвеева Е.М.

Истец Дубцов И.Г. и представитель истца Строганов Ю.А. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МР «Сыктывдинский» Есева М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, из которого следует, что аварийный дом не включен в адресную республиканскую программу переселения на 2019-2025 г.г. в связи с тем, что признан аварийным после <дата>, при этом признание в установленном Правительском Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием (правом), а не обязанностью предъявить требование о сносе дома. Срок предъявления такого требования в рамках установленных сроков расселения из многоквартирного дома Жилищным кодексом не установлен и администрация МР «Сыктывдинский» РК самостоятельно определяет сроки расселения граждан, в т.ч. в рамках отдельных этапов с учетом всех обстоятельств. При заявлении требований истцом не учитывается, что после принятия решения об изъятии для муниципальных нужд производится оценка рыночной стоимости жилого помещения, для чего необходимо проведения электронного аукциона, длительного времени и в том числе проведении самой оценки. Действия администрации района не являются уклонением от принятия мер, направленных на расселение граждан из аварийного жилья, так как могут быть реализованы только с учетом всех объективных обстоятельств, в том числе порядка и сроков предоставления финансирования.

Третье лицо Лыткина Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Третье лицо администрация СП «Выльгорт», надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представив отзыв на исковое заявление, согласно которому полагала, что администрация СП «Выльгорт» не наделена полномочиями по изъятию для муниципальных нужд аварийных жилых помещений и направлению проектов соглашений с определением размера возмещения, а значит не является надлежащим ответчиком.

Остальные третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные истцом требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <дата> Дубцову И.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение - <адрес> в <адрес> СыктывдинсК. <адрес>.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> , проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

На основании акта обследования от <дата> и заключения межведомственной комиссии от <дата> постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, - признан аварийным и подлежащим сносу, определено расселение граждан в течение пяти лет.

В связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу после <дата>, многоквартирный <адрес> в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от <дата>, не включен.

Из материалов дела следует, что в феврале 2023 года в жилом доме произошел пожар, выгорела в том числе квартира истца, в настоящее время в жилом доме никто не проживает.

Из заключения ГБУ РК «РУТИКО» по оценке технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес> следует, что по результатам натурного обследования установлена аварийная категория технического состояния многоквартирного дома. Физический износ жилого дома по состоянию на <дата> составляет 70 %. Жилые помещения жилого дома не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от <дата> , не пригодны для проживания. Учитывая аварийную категорию технического состояния и физический износ конструктивных элементов, многоквартирный дом является аварийным и подлежит сносу. Также заключением установлено аварийное состояние и угроза обрушения несущих и ограждающих конструкций здания.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени истцу требование о сносе или реконструкции дома не направлено, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений не принято, а срок расселения дома истек, истец обратился в суд с настоящими требованиями, разрешая которые по существу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ от <дата> «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

На основании п. 6 и п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.

Согласно пп. 4 п. 2 указанной статьи принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от <дата> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в п. 20 разъяснил, что соблюдение предусмотренной ч. 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним (ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 22 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Су Российской Федерации от следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Изъятие помещения, является производным требованием, возникающим только при условии принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В отсутствие решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у него отсутствует право на изъятие путем выкупа жилых помещений, расположенных на данном участке.

Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником, но после соблюдения установленной законом процедуры по выставлению собственникам помещений требования о сносе аварийного дома.

При этом направление требований о сносе многоквартирного жилого дома, исходя из анализа вышеуказанных норм права, является одним из этапов направленных к изъятию земельного участка для муниципальных нужд, а также изъятия жилых и нежилых помещений в аварийном доме путем выкупа.

Учитывая изложенное, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.

Действующим законодательством порядок и срок предъявления гражданам требования о сносе дома, признанного аварийным, или его реконструкции прямо не урегулирован, однако, в целях соблюдения жилищных прав граждан, срок направления такого требования должен отвечать требованиям разумности, поскольку направление указанного требования должно иметь своей целью соблюдение предусмотренной законом последующей процедуры обеспечения условий для осуществления права на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

А равно, в случае установления бездействия в осуществлении органом местного самоуправления полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, нарушенное право граждан подлежит защите и восстановлению.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 3 и 4 ст. 14 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),2020 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На территории СыктывдинсК. <адрес> Республики К. с <дата> вопросы обеспечения проживающих в сельском поселении «Выльгорт» и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством находятся в компетенции администрации муниципального района «Сыктывдинский» РК.

Судом установлено и лицами, участвующими в рассмотрении дела не оспорено, что меры по расселению граждан, проживающих в доме по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, - в установленный срок не приняты.

Требование о сносе или реконструкции спорного жилого дома по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, - собственникам жилых помещений в указанном доме, включая истца, не направлялось, решение об изъятии имущества для муниципальных нужд в отношении данного дома и земельного участка, - не принималось.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, – не вошел в муниципальную адресную программу МО МР «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы», а также в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного в 2019 - 2025 годах», поскольку был признан аварийным и подлежащим сносу после <дата>.

Срок расселения граждан из спорного дома истек в мае 2023 года.

Таким образом, у органа местного самоуправления, начиная с момента признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и истечения срока расселения граждан, возникла обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и жилых помещений в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

С момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на протяжении длительного времени, а именно более пяти лет, в том числе, и после истечения установленного срока расселения граждан, требование о сносе дома или его реконструкции собственникам жилых помещений в указанном доме не направлено, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления.

Поскольку администрацией МР «Сыктывдинский» РК до настоящего времени требование о сносе или реконструкции спорного жилого дома и изъятии земельного участка и жилых помещений не принято, а доказательств совершения действий, предусмотренных п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, не предоставлено, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией МР «Сыктывдинский» РК обязанностей по осуществлению мероприятий, направленных на изъятие земельного участка и жилых помещений в указанном доме.

Чтобы начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений требуется соблюдение предшествующей процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции дома, признанного аварийным, и истечения срока исполнения указанного требования, после чего уполномоченным органом принимается решение об изъятии жилых помещений и земельного участка, на основании которого в силу пп. 1 - 4 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии должен осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечить опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; направить копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (п. п. 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации данные мероприятия совершаются на основании принятого решения об изъятии земельного участка с целью подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, и соответственно не могут быть начаты в отсутствие такого решения и без соблюдения процедуры, предусмотренной п. 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

С момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления на протяжении длительного времени, в том числе после истечения установленного им же собственникам жилых помещений дома срока для его сноса, не принял решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилых помещений, в том числе, принадлежащее истцу, для муниципальных нужд, нарушая тем самым его права, поскольку истец не может использовать принадлежащее ему жилое помещение по назначению, а без принятия соответствующего решения лишен возможности принять меры по самостоятельной реализации своих жилищных прав на обеспечение жилым помещением, отвечающим установленным законом требованиям. Самостоятельное осуществление сноса жилого помещения, принадлежащего истцу, без сноса всего дома невозможно.

При таких обстоятельствах суд находит бездействие администрации МР «Сыктывдинский» РК по ненаправлению требования о сносе или реконструкции спорного жилого дома истцам и непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения истца для муниципальных нужд в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ, незаконными, а равно заявленные требования в указанной части являются обоснованными, в связи с чем, в целях восстановления прав истца суд считает необходимым возложить на администрацию МР «Сыктывдинский» РК обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять решение об изъятии жилого помещения по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, – принадлежащего на праве собственности истцу, а также в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить истцу проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, находя определенный истцом срок исполнения вышеуказанных обязанностей разумным и достаточным для их исполнения.

Возложение на орган местного самоуправления в лице администрации МР «Сыктывдинский» РК при установленных обстоятельствах указанной обязанности в полной мере будет соответствовать принципу восстановления нарушенного права истца на жилище.

    Доводы ответчика администрации МР «Сыктывдтинский» РК о том, что действующим законодательством не установлен конкретный срок, в течение которого органом местного самоуправления должно быть предъявлено требование к собственникам помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, о его сносе, несостоятельны.

Действительно, действующим законодательством такой срок не установлен, однако в ситуации, изложенной в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальные нужды состоят в том, чтобы на территории муниципального образования не было аварийных жилых домов, угрожающих жизни и здоровью граждан, не позволяющих обеспечить им безопасные и благоприятные условия проживания.

При этом суд учитывает, что спорный жилой дом по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с невозможностью проживания в нем признан аварийным и подлежащим сносу в связи с невозможностью проживания в нем в 2018 году, срок расселения граждан из спорного дома истек в мае 2023 года, заключением ГБУ РК «РУТИКО» установлена угроза обрушения несущих и ограждающих конструкций здания, в связи с чем реализация прав истцов при установленных по делу обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от наличия произвольно установленного органом местного самоуправления срока расселения аварийного дома и реализации мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания гарантировано Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Реализация данного права в установленных законом случаях должна быть обеспечена органами, исполняющими в соответствующей сфере полномочия и функции публичных органов и органов власти, и не может быть поставлена в зависимость от наличия установленного ответчиком срока расселения аварийного дома без какого-либо объективного обоснования к этому.

Довод ответчика о том, что действия, направленные на переселение граждан из рассматриваемого многоквартирного дома, в том числе изъятие жилых помещений и выплата выкупной цены, могли быть исполнены администрацией при условии бюджетной обеспеченности обязательств, также не могут быть признаны состоятельными, поскольку право граждан на обеспечение безопасных условий проживания не может зависеть от финансовой обеспеченности муниципального органа.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        решил:

    Исковые требования Дубцова И. Г. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К., выразившееся в ненаправлении требования собственнику жилого помещения многоквартирного <адрес> в <адрес> СыктывдинсК. <адрес> Республики К. о сносе дома или его реконструкции в разумный срок.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К., выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> СыктывдинсК. <адрес> Республики К., и жилого помещения , расположенного в указанном доме.

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии жилого помещения многоквартирного <адрес> в <адрес> СыктывдинсК. <адрес> Республики К., принадлежащего на праве собственности Дубцову И. Г..

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Дубцову И. Г. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, расположенное по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики К. через Сыктывдинский районный суд Республики К. в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья                                                                                                                    Н.В. Плесовская

2-426/2023 ~ М-317/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дубцов Иван Георгиевич
Прокуратура Сыктывдинского района РК
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
Ермошкин Алексей Павлович
Мухина Галина Александровна
Муравьев Юрий Алексеевич
Муравьев Константин Юрьевич
Матвеева Светлана Михайловна
Администрация СП "Выльгорт"
Муравьева Татьяна Вениаминовна
Ермошкин Станислав Викторович
Лыткина Лидия Ивановна
Носков Евгений Александрович
Матвеева Елена Михайловна
Матвеев Андрей Михайлович
Лыткин Анатолий Пантелеймонович
Логинов Александр Васильевич
Мухин Андрей Иванович
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Плесовская Наталья Валериевна
Дело на сайте суда
skdsud--komi.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее