Судья: Бурыкина Е.В. Гр.дело № 33-2315/2024
(номер дела суда первой инстанции 2-1749/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 марта 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ивановой Е.Н.,
судей – Соболевой Ж.В., Чирковой И.Н.,
при секретаре – Меньшовой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Рожковой О.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рожкова О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 23.11.2022 она обратилась в Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В настоящее время ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области преобразован в Социальный фонд России по Самарской области. Согласно сообщению ответчика, документально подтвержденный специальный стаж на дату обращения за назначением досрочной пенсии составил 21 год 18 дне при необходимых 30 годах специального стажа работы. В специальный трудовой страховой стаж не включили период работы: с 02.02.1999 до 04.03.2001, с 01.01.2004 до 30.07.2004 в должности <данные изъяты>», так как не представлена справка, подтверждающая льготный характер работы, учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства №781 от 29.10.2002; с 02.08.2004 до 12.12.2004, с 01.01.2005 до 25.12.2006, с 01.01.2007 до 10.01.2007 в должности <данные изъяты> так как не представлена справка, подтверждающая льготный характер работы, учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства №781 от 29.10.2002. С указанным решением Рожкова О.А. не согласна. В период работы Рожковой О.А. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (действовал до 13.11.2002 г.). Пунктом 1 указанного Списка предусмотрены врачи и средний медициною персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В спорный период и по настоящее время применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, которым поименованы должности "врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность", в п. 31 указаны учреждения социального обслуживания, в том числе реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, а также в п. 8 указаны центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти (независимо от наименования), в том числе восстановительного лечения для детей, реабилитационный центр для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). При таких обстоятельствах у ответчика имелись все правовые основания для включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку в данный период истец, занимая предусмотренную вышеуказанным Списком 2002 г. должность врача, непосредственно осуществляла врачебную деятельность, в поименованном тем же Списком учреждении социального обслуживания населения – медико-социальном реабилитационном центре, имеющем лицензию установленного образца на осуществлении лечебной деятельности.
Ссылаясь на вышеизложенное, с учетом дополнения к исковому заявлению, просит суд включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в периоды: с 02.02.1999 до 04.01.2001, с 01.01.2004 до 30.07.2004 в должности <данные изъяты>; с 02.08.2004 до 12.12.2004, с 01.01.2005 до 25.12.2006, 01.01.2007 до 10.01.2007 в должности <данные изъяты> с 03.09.2013 по 06.09.2013, с 03.10.2013 по 04.10.2013, с 07.10.2013 по 08.10.2013, с 02.10.2014 по 07.10.2014, с 29.10.2015 по 30.10.2015, с 02.11.2015 по 03.11.2015, с 05.11.2015 по 06.11.2015, с 05.06.2017 по 06.06.2017, с 19.10.2018 по 20.10.2018, всего 22 дня.
Решением Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 27 июля 2023 года постановлено: «Уточненные исковые требования Рожковой О.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области включить в специальный стаж Рожковой О.А. дающий право на досрочную пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды в должности <данные изъяты> с 02.08.2004 по 12.12.2004, с 01.01.2005 по 25.12.2006, с 01.01.2007 по 10.01.2007 в должности <данные изъяты>, и прочие отвлечения от основной работы <данные изъяты> в периоды: с 03.09.2013 по 06.09.2013, с 03.10.2013 по 04.10.2013, с 07.10.2013 по 08.10.2013, с 02.10.2014 по 07.10.2014, с 29.10.2015 по 30.10.2015, с 02.11.2015 по 03.11.2015, с 05.11.2015 по 06.11.2015, с 05.06.2017 по 06.06.2017, с 19.10.2018 по 20.10.2018.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
В апелляционной жалобе ответчик Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж Рожковой О.А. периодов работы с 02.08.2004 по 12.12.2004, с 01.01.2005 по 25.12.2006, с 01.01.2007 по 10.01.2007 в должности <данные изъяты> Списком № 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Однако по представленным документам данное учреждение не относится к учреждениям социального обслуживания. Оспариваемые периоды не подтверждены справками и индивидуальными сведениями. Кроме того, указанные спорные периоды не могут быть учтены в специальный стаж по Списку № 2, утв.Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, так как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», п. «г», позиция 2260000г), установлено среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающих больных в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно-отсталых детей системы социального обеспечения.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом. Риск неполучения почтовой корреспонденции несет адресат.
В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются: Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; для учета деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Устанавливая в законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая иными организациями, в том числе, исследовательскими институтами, хлебоприемными пунктами, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных организаций.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
Судом установлено, что 03.08.2022 Рожкова О.А. обратилась в Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 23.11. 2022 № 341663/22/183 Рожковой О.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет.
В специальный трудовой страховой стаж не включили период работы: с 02.02.1999 до 04.03.2001, с 01.01.2004 до 30.07.2004 в должности <данные изъяты> так как не представлена справка, подтверждающая льготный характер работы, учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства №781 от 29.10.2002; с 02.08.2004 до 12.12.2004, с 01.01.2005 до 25.12.2006, с 01.01.2007 до 10.01.2007 в должности <данные изъяты> так как не представлена справка, подтверждающая льготный характер работы, учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства №781 от 29.10.2002.
Судом установлено, что 02.02.1999 Рожкова О.А. принята на должность <данные изъяты>
Как следует из справки о переименованиях МУДО «Детский сад комбинированного вида № 20 «Дружная семейка»с г.Новокуйбышевск Самарской области учреждено Постановлением Главы города Новокуйбышевска от 14.04.1997 № 1182. и переименовано в МДОУ «Детский сад № 20 «Дружная семейка» комбинированного вида г.Новокуйбышевска Самарской области от 04.12.1997 № 151, далее в МДОУ «Детский сад № 20 «Дружная семейка» присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур г.Новокуйбышевска Самарской области от 24.05.2000 № 1308, далее в МДОУ «Детский сад № 20 «Дружная семейка» присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур г.Новокуйбышевска Самарской области от 23.05.2002 № 90, далее в МДОУ детский сад № 20 «Дружная семейка» компенсирующего вида г.Новокуйбышевска Самарской области от 24.08.2004 № 251, далее в МДОУ детский сад № 20 «Дружная семейка» компенсирующего вида г.о. Новокуйбышевска Самарской области от 20.06.2007 № 194, далее в МДОУ детский сад № 20 «Дружная семейка» присмотра и оздоровления г.о. Новокуйбышевска Самарской области от 29.05.2009 № 114, которое ликвидировано 30.11.2012, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись.
Основным видом деятельности являлось образовательная деятельность, включающая в себя осуществление воспитательно-образовательного процесса - реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности и обеспечение содержания воспитания детей.
Далее с 02.08.2004 Рожкова О.А. принята на работу в <данные изъяты>. Согласно справки, о переименовании от 17.03.2023 № 56 следует:
-с 01.04.1992 <данные изъяты> Постановление № 102 от 17.03.1992;
-с 1999 <данные изъяты> Постановление главы города Новокуйбышевск № 2497 от 14.09.1999;
-с 16.09.2011 <данные изъяты> Приказ № 26 от 15.09.2014;
-с 31.12.2015 <данные изъяты> Приказ № 1 от 11.01.2016.
Основными видами деятельности являются медико-социальная, психолого-педагогическая, социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> в период с 02.08.2004 до 12.12.2004, с 01.01.2005 до 25.12.2006, с 01.01.2007 до 10.01.2007 <данные изъяты>
Так, согласно Уставу МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок», центр осуществляет работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии (п.2.4). Предметом деятельности Центра является реабилитация детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии (п.3.2). В Центр принимаются дети с ограниченными возможностями на дневное и круглосуточное пребывание согласно медицинским показаниям (п.3.5.2). Дети в Центр принимаются до 6 месяцев и более в зависимости от показаний решения медико-педагогической комиссии. Учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 г., предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют средний и младший медицинский персонал в домах-интернатах для психических больных, детских домах интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения (Раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", подраздел: 2260000г).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что периоды работы Рожковой О.А. с 02.08.2004 до 12.12.2004, с 01.01.2005 до 25.12.2006, с 01.01.2007 до 10.01.2007 <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, поскольку истцом представлены документы, подтверждающие работу <данные изъяты>
Также установлено, что Рожковой О.А., согласно справке № 77 от 03.04.2023 уточняющей занятость, имеются прочие отвлечения от основной работы <данные изъяты> которые ей предоставлялись в периоды: с 03.09.2013 по 06.09.2013, с 03.10.2013 по 04.10.2013, с 07.10.2013 по 08.10.2013, с 02.10.2014 по 07.10.2014, с 29.10.2015 по 30.10.2015, с 02.11.2015 по 03.11.2015, с 05.11.2015 по 06.11.2015, с 05.06.2017 по 06.06.2017, с 19.10.2018 по 20.10.2018, всего 22 дня, суд исходит из того, что в данные периоды являются периодами, когда работнику сохраняется средняя заработной платы, на которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы, в связи, с чем данные требования подлежат удовлетворению.
Ответчиком решение суда обжалуется в части включения в специальный стаж Рожковой О.А. периодов работы с 02.08.2004 по 12.12.2004, с 01.01.2005 по 25.12.2006, с 01.01.2007 по 10.01.2007 в должности <данные изъяты>
В остальной части решение суда не обжалуется сторонами и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения сда, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела истцу ответчиком отказано во включения спорных периодов специальный медицинский стаж.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность – врачи-специалисты всех наименований, осуществляющих лечебную деятельность, учреждения – Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.
Между тем, Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» не относится к учреждениям, предусмотренным Списком № 781.
Согласно Уставу Муниципального учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок», целью деятельности Центра является оказание квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи семье в воспитании и разностороннем развитии детей, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации в обществе, семье, к обучению и труду детей с ограниченными возможностями. Виды деятельности: медико-социальная, психолого-педагогическая, социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей.
Согласно Выписке из ИЛС Рожковой О.А. спорные периоды работы представлены на общих основаниях, без указания кода льготы.
Наличие лицензии у Центра на осуществление медицинской деятельности не подтверждает право истца на включение спорных периодов работы в медицинский стаж, поскольку, как указано выше, Центр не поименован Списком № 781, виды деятельности Центра не направлены на оказание именно и исключительно медицинской помощи, код льготы работодателем не проставлен, справка уточняющая характер работы истца (льготная справка) не представлена.
Учитывая изложенное, правовых оснований для включения спорных периодов в медицинский стаж истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.
При этом, суд первой инстанции, проверяя обоснованность отказа во включении спорных периодов истца в медицинский стаж, удовлетворяя требования истца сослался на Список № 2, утв.Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Между тем, назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 предусматривает применение другой нормы права – п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с тяжелыми условиями труда.
Пенсионный орган не отказывал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по Списку № 2, в связи с тяжелыми условиями труда, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Одновременно применение двух разных правовых норм для назначения досрочной страховой пенсии по старости законом не предусмотрено. Либо истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, либо в связи с тяжелыми или вредными условиями труда.
Как видно из материалов дела, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а не в связи с тяжелыми условиями труда.
Кроме того, как правильно указал ответчик в апелляционной жалобе, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», п. «г», позиция 2260000г), установлено среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающих больных в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно-отсталых детей системы социального обеспечения. При этом, закон указывает на необходимость подтверждения работы в тяжелыми условиях труда полный рабочий день не менее 80 % рабочего времени, с указанием кода льготы и уплаты страховых взносов, стажа работы.
Учитывая, что предметом рассмотрения являлись требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, судебная коллегия, рассматривая дело в пределах заявленных требований и доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 27 июля 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанности включить в специальный стаж Рожковой О.А., дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды в должности <данные изъяты> с 02.08.2004 по 12.12.2004, с 01.01.2005 по 25.12.2006, с 01.01.2007 по 10.01.2007 в должности <данные изъяты>
Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рожковой О.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности врача<данные изъяты> с 02.08.2004 по 12.12.2004, с 01.01.2005 по 25.12.2006, с 01.01.2007 по 10.01.2007 в должности <данные изъяты> отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: