Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-725/2021 ~ М-294/2021 от 01.02.2021

21RS0024-01-2021-000415-47

№ 2-725/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года                             г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Шипееве А.Д., с участием истца Савинова М.Г., его представителя Алгашева Б.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савинова Михаила Геннадьевича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об отмене решений, обязании включить в специальный страховой стаж, страховой стаж, общий трудовой стаж периоды военной службы по призыву на территории Демократической Республики Афганистан, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

                     у с т а н о в и л :

Савинов М.Г. обратился в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики об отмене решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в тройном размере в специальный страховой стаж, страховой стаж, общий трудовой стаж периоды военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Демократической Республики Афганистан, назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных изменений Решением от ДД.ММ.ГГГГ) Савинову М.Г. отказано в досрочном назначении пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа в РКС и возраста. С указанными решениями не согласен в связи с тем, что время военной службы по призыву в соответствии с п.п. «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 включался как в общий, так и в специальный стаж работы.

В судебном заседании истец Савинов М.Г. и его представитель Алгашев Б.З. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных изменений решением от ДД.ММ.ГГГГ) Савинову М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа в РКС и требуемого возраста. При этом в подсчет специального стажа в РКС включено 8 лет 10 месяцев 12 дней при требуемой продолжительности в 15 лет в возрасте 60 лет 4 мес.

Не согласившись с указанным решением, истец просит включить в тройном размере в специальный страховой стаж, страховой стаж, общий трудовой стаж периоды службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Демократической Республики Афганистан.

Судом установлено, что Савинов М.Г. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Демократической Республики Афганистан в войсковой части 51883.

Истец просит обязать ответчика включить в тройном размере в специальный страховой стаж на основании п.2 ч.1 ст.32 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» вышеуказанный период.

В период службы истца в армии действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера.

С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года), который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

С 01 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11), которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утратившее силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В подпункте "к" пункта 109 указанного Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывается, в числе прочих оснований, служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, только при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работникам предприятий текстильной промышленности.

Однако оснований для включения периода прохождения службы в стаж работы в районах Крайнего Севера указанное Постановление не предусматривает.

04 апреля 1961 года принято Постановление Совета Министров СССР N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях", которым было установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно - строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из буквального толкования указанных норм следует, что период действительной срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в РКС и МКС; поступление на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.

При этом указанное постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 распространяется лишь на солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей, проходивших действительную срочную военную службу (службу в военно-строительных отрядах).

Между тем, судом установлено, что истец проходил военную службу на территории Демократической Республики Афганистан, которая к районам Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не относится, тогда как для включения одного лишь условия о поступлении на работу в течение трех месяцев со дня увольнения ( в Ухтинское районное объединение «Сельхозтехника» г. Ухта Коми АССР), не достаточно.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 данного закона.

Таким образом, по ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан также не предусматривало такой возможности.

В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 года N 516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с п. 4 Правил от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Указанными Правилами также не предусмотрена возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов прохождения военной или иной приравненной к ней службы.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона.

Указанное свидетельствует, что для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа РФ от 02.10.2014 № 1015, действующим на момент рассмотрения дела в суде.

При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), и, устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж.

Таким образом, ни ранее действующее пенсионное законодательство, ни ныне действующий Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера военной службы ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

При таких обстоятельствах суд оснований для включения периода прохождения военной службы, исходя из расчета один месяц службы за три месяца в специальный страховой стаж не находит.

Истец также просит включить период прохождения военной службы в льготном исчислении и в страховой стаж.

В силу части 1 ст.13 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Каких-либо исключений из указанного правила Федеральным законом №400-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем указанный период пенсионным органом включен в страховой стаж в календарном порядке.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о включении периода прохождения военной службы в страховой стаж в тройном размере.

Не подлежит включению период прохождения военной службы исходя из расчета один месяц службы за три месяца и в общий трудовой стаж, поскольку при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года конвертация пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года может быть рассчитана либо в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в соответствии с пунктом 4 вышеупомянутой нормы ФЗ № 173-ФЗ.

При этом при определении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии с пунктом 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ ряд периодов деятельности застрахованного лица не учитывается, а подсчет общего трудового стажа производится исключительно в календарном порядке.

При определении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в общий продолжительности трудового стажа учитываются дополнительно указанные в данной норме периоды, а ряд периодов трудовой и иной деятельности подлежит включению в общий трудовой стаж с применением льготного порядка его исчисления. Так, периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", также предусматривает льготное исчисление ряда периодов работы и иной деятельности, в том числе периода службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере.

С учетом указанного, пенсионным органом оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен пенсионным органом, как период службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, т.е. фактически подсчитан при определении продолжительности общего трудового стажа в тройном размере.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в целях определения права на страховую пенсию указанный период учтен пенсионным органом в тройном размере, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о включении данного периода в общий трудовой стаж исходя из расчета один месяц службы за три месяца в связи с отсутствием спора о праве.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований об отмене решений пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                     р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Савинова Михаила Геннадьевича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии об отмене решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в тройном размере в специальный страховой стаж, страховой стаж, общий трудовой стаж периоды военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Демократической Республики Афганистан, назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     А.В.Мартьянова

2-725/2021 ~ М-294/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савинов Михаил Геннадьевич
Ответчики
УПФР в г.Чебоксары
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Мартьянова Анна Владиславовна
Дело на странице суда
kalininsky--chv.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021Дело оформлено
01.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее