Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5889/2022 ~ М-2967/2022 от 07.04.2022

Дело № 2-5889/2022

УИД № 23RS0047-01-2022-004354-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                            28 июня 2022 года

Советский районный суд города Краснодара в составе:

судьи Кантимира И.Н.

при секретаре Черкашиной И.В.

с участием:

истца Фалеевой Н.С.,

представителя ответчика ООО «Крафт» – Королевой О.В. (доверенность от 01.01.2021 года),

рассмотрев открытом судебном заседании исковое заявление Фадеевой Н. С. к ООО «Крафт» о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Фадеева Н.С. обратилась в суд с иском к ООО «Крафт», в котором просит:

- признать действия ООО «Крафт» незаконными;

- взыскать с ООО «Крафт» в ее пользу денежные средства, уплаченные за услуги «откачка септика» как неосновательное обогащение в размере 9 653,30 рубля;

- взыскать с ООО «Крафт» в ее пользу проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в размере 2 047,87 рублей;

- взыскать с ООО «Крафт» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей;

- взыскать с ООО «Крафт» в ее пользу судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 3 800 рублей.

- взыскать с ООО «Крафт» в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 468,80 рублей.

В обоснование требований указала, что с 2017 года она проживает по адресу: <адрес>. Данным жилым многоквартирным домом управляет управляющая компания ООО «Крафт». С 2019 года и по сегодняшний день ответчик выставляет в квитанции оплату за услуги «откачка септика» отдельной графой разные суммы, начиная с 10 рублей до 406 рублей за 1 куб. По данному вопросу она обращалась в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края. 24.03.2022 года она получила ответ, в котором говорится, что в действиях ООО «Крафт» усмотрены признаки нарушений требований ч. 7 ст. 156 ЖК РФ при начислении размера платы за дополнительную услугу собственникам помещений МКД. Считает действия ООО «Крафт» незаконными, нарушающими ее права как потребителя, так как Управляющая компания не вправе в одностороннем порядке изменить условия определения размера оплаты за содержание жилого помещения, начислять плату в размере, превышающем размер, определенный в договоре управления, а также добавлять иные статьи коммунальных услуг сверх тех, что оговорены в договоре управления. На основании вышеизложенного считает, что ООО «Крафт» обязано произвести возврат уплаченных ею денежных средств за услуги «откачка септика». Также на сумму неосновательного денежного обогащения равную 9 653,30 рубля подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ с января 2019 года по 30.03.2022 год в размере 2 047,87 рублей) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В результате вышеописанной ситуации, она испытала стресс, ей был причинен моральный вред, который она оценивает в 15 000 рублей и требует его компенсации. На основании изложенного она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

    В судебном заседании истец Фадеева Н.С. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Крафт» – Королева О.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ООО «Крафт» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов и по <адрес>. Данные многоквартирные дома не вводились в эксплуатацию согласно действующего законодательства. Решением Советского районного суда г. Краснодара от 27.01.2015 года было лишь признано право собственности на помещения, расположенные в многоквартирных домах. Таким образом, многоквартирные дома считаются не завершенные строительством объекты. Разрешение на ввод объектов в эксплуатацию отсутствует. В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачивается в составе платы за содержание общего имущества. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 года № 163, вывоз твердых и жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг и, соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв.м. общей площади помещения исключительно для многоквартирных домов. Между ООО «Крафт» и ИП Петрова Е.В. заключен договор возмездного оказания услуг от 09.01.2017 года, согласно предмету договора исполнитель обязуется оказывать услуги по сбору и транспортировки отходов с территории заказчика, и их дальнейшую передачу на очистные сооружения, а заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работ. Таким образом, жидкие фракции откачиваются из септика специализированной организацией – ИП Петрова Е.В. и транспортируются для очистки и последующего сброса в водные объекты. Следовательно, отсутствие присоединения выгребной ямы (септика) к централизованной системе водоотведения с учётом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения, присоединённые к централизованной системе водоотведения, жидкие бытовые отходы в настоящем случае является сточные воды. Вывоз жидких бытовых отходов на очистные сооружения организации ВКХ означает вовлечение жидких бытовых отходов в систему водоотведения и, как следствие, имеет место оказание данной организацией услуг по водоотведению абоненту. То обстоятельство, что необходимый тариф не установлен, не влияет на отсутствие обязанности ООО «Крафт» по несению соответствующих расходов в рамках выполнения обязанности по содержанию общего имущества МКД, поскольку в данном случае оказывается именно коммунальная услуга. В свою очередь на владельцах жилых и нежилых помещений в МКД лежит обязанность по оплате соответствующей услуги по водоотведению. Поскольку в данном случае жителям оказывается именно коммунальная услуга по водоотведению, расчет происходит исходя из кубических метров потребленной горячей и холодной воды в каждом помещении, определяемой на основании индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях. При таких обстоятельствах, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований нет.

    Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что ООО «Крафт» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов и по <адрес>.

     Данные многоквартирные дома не вводились в эксплуатацию согласно действующего законодательства. Решением Советского районного суда г. Краснодара от 27.01.2015 года было лишь признано право собственности на помещения, расположенные в многоквартирных домах. Таким образом, многоквартирные дома считаются не завершенные строительством объекты. Разрешение на ввод объектов в эксплуатацию отсутствует.

В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и оплачивается в составе платы за содержание общего имущества. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 года № 163, вывоз твердых и жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг и, соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв.м. общей площади помещения исключительно для многоквартирных домов.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьёй 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных пунктами 1 - 6.1 части 1 названной выше статьи ЖК РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (пункт 7).

Так, перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённым 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110, в соответствии с которым лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 КЖ РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

         В соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением (плата за наем); плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.

      Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

         Из статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее так же Закон о водоснабжении), регулирующего правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что под водоотведением понимается приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то есть комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных и непосредственно используемых для водоотведения.

      Транспортировка - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

        Исходя из части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Рядом расположены три земельных участка с кадастровыми номерами 23:43:0433001:832 - Краснодарская, 1, 23:43:0433001:834 - Краснодарская, 5, 23:43:0433001:833 - Краснодарская, 3.

МКД по <адрес> подключены к системе централизованного водоснабжения, но не подключены к системе централизованного водоотведения, жидкие бытовые отходы удаляются в септик, который расположен на земельном участке Краснодарская, 3 (земельный участок находится между земельными участками на которых расположены МКД и по <адрес>), таким образом, один септик обслуживает два многоквартирных дома.

       Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 года N 12-59/16226 следует, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путём отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

        Между ООО «Крафт» и ИП Петрова Е.В. заключен договор возмездного оказания услуг от 09.01.2017 года, согласно предмету договора исполнитель обязуется оказывать услуги по сбору и транспортировки отходов с территории заказчика, и их дальнейшую передачу на очистные сооружения, а заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работ. Таким образом, жидкие фракции откачиваются из септика специализированной организацией – ИП Петрова Е.В., и транспортируются для очистки и последующего сброса в водные объекты. Следовательно, отсутствие присоединения выгребной ямы (септика) к централизованной системе водоотведения с учётом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения, присоединённые к централизованной системе водоотведения, жидкие бытовые отходы в настоящем случае является сточные воды.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.09.2009 года N 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывающее сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации ВКХ должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались иными, отличными от водоканала, организациями ВКХ.

Вывоз жидких бытовых отходов на очистные сооружения организации ВКХ означает вовлечение жидких бытовых отходов в систему водоотведения и, как следствие, имеет место оказание данной организацией услуг по водоотведению абоненту.

То обстоятельство, что необходимый тариф не установлен, не влияет на отсутствие обязанности ООО «Крафт» по несению соответствующих расходов в рамках выполнения обязанности по содержанию общего имущества МКД, поскольку в данном случае оказывается именно коммунальная услуга.

Кроме того, с учетом нормы частей 2, 3 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункты 2, 10, 11, 12 Правил N 491, пункт 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», для возложения оплаты по вывозу (откачке) жидких бытовых отходов на собственников помещений в многоквартирных домах необходимо установить факт признания выгребных ям общим имуществом собственников помещений, что, в свою очередь, возможно в том случае, если они расположены в многоквартирном доме либо в границах земельного участка, на котором расположен данный дом. В данном случае септик расположен на отдельном земельном участке и обслуживает два многоквартирных дома, следовательно, он не может является общим имуществом.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»: органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности (часть 1 статьи 6 и статья 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счёт повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путём развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В свою очередь на владельцах жилых и нежилых помещений в МКД лежит обязанность по оплате соответствующей услуги по водоотведению. Поскольку в данном случае жителям оказывается именно коммунальная услуга по водоотведению, расчет происходит исходя из кубических метров потребленной горячей и холодной воды в каждом помещении, определяемой на основании индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях.

Как следует из представленных материалов, за период с января 2019 года по март 2022 года ООО «Крафт» оплатило по договору подряда ИП Петрова за откачку и вывоз септика, обслуживающего два МКД и по <адрес> 779 987,5 рублей, в том числе:

- с января 2019 года по декабрь 2019 года – откачено 2659,74 куб.м. на сумму 120 000 рублей;

- с января 2020 года по декабрь 2020 года – откачено 2887,89 куб.м. на сумму 108 000 рублей;

- с января 2021 года по декабрь 2021 года – откачено 4146,35 куб.м. на сумму 285 000 рублей.

- с января 2022 года по март 2022 года – откачено 691,94 куб.м. на сумму 267 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также руководствуется следующим.

Так, согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Таких оснований судом установлено не было, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

При отказе в удовлетворении исковых требований, суд также руководствуется ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание, что все остальные требования являются производными от основного требования, то суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

    На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░

2-5889/2022 ~ М-2967/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фадеева Н.С.
Ответчики
ООО Крафт
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Кантимир Игорь Николаевич
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
07.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Подготовка дела (собеседование)
06.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Дело оформлено
24.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее