Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3679/2022 ~ М-3021/2022 от 15.08.2022

№2-3679/2022

УИД 44RS0001-01-2022-004388-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2022 года                                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вохомского района Костромской области в интересах Тихонова Николая Анатольевича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Вохомский межрайонный прокурор Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах Тихонова Н.В. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района на основании заявления Тихонова Н.А. по вопросу необеспечения его медицинскими изделиями, как лица, страдающего заболеванием сахарный диабет, проведена проверка, в результате которой установлено, что Тихонов Н.А., <дата> года рождения, состоит на учете у врача-эндокринолога с 1992 года с диагнозом: сахарный диабет 1 типа, является .... Согласно данным медицинской карты Тихонову Н.А. назначены следующие лекарственные препараты: инсулин короткого действия – 32 ед. в сутки, ринсулин НПХ – 28 ед. в сутки. В связи с наличием указанного заболевания Тихонову Н.А. необходим контроль уровня сахара в крови. Кроме того, для введения инсулина требуется использование шприц-ручек. Вместе с тем, согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», обеспечение Тихонова Н.А. шприц-ручками осуществляется нерегулярно. Тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, иглами инсулиновыми Тихонов Н.А. не обеспечивался. Таким образом, Тихонов Н.А., как лицо, страдающее заболеванием сахарный диабет, подлежит обеспечению шприц-ручками, иглами к ним, а также средством диагностики: тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, бесплатно. Невыполнение соответствующих медицинских изделий Тихоновым Н.А. свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями Департаментом здравоохранения Костромской области. На основании изложенного, просят обязать Департамент здравоохранения Костромской области бесперебойно обеспечивать Тихонова Н.А., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, следующими медицинскими изделиями: тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручками и иглами к ним в необходимом количестве.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кострома Ахметова Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Тихонов Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишев П.В. полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница", МУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тихонов Н.А., <дата> года рождения, состоит на учете у врача-эндокринолога в ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» с января 1992 года с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа», является <адрес>, включен в реестр федеральных льготников.

Для лечения Тихонову Н.А. врачами ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» назначена схема лечения: инсулин 3 короткого действия 32 ед. в сутки, ринсулин НПХ 28 ед. в сутки. Для измерения уровня глюкозы в крови необходимы медицинские изделия – тест-полоски к глюкометру. Для инъекций инсулина Тихонов Н.А. использует инсулиновый шприц (шприц-ручку).

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру и иглы для инсулиновых шприц-ручек являются медицинскими изделиями, применяемыми для определения и регулирования уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Опанасюк Н.М. – диабет, гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В связи с изложенным ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови, а также иглами к инсулиновому шприцу-ручке, не отвечает требованиям закона.

При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вохомского района Костромской области в интересах Тихонова Николая Анатольевича удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Тихонова Николая Анатольевича, <дата> г.р., тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручками и иглами к ним по медицинским показаниям в необходимом количестве.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.А. Шершнева

2-3679/2022 ~ М-3021/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тихонов Николай Анатольевич
Прокурор Вохомского района
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница"
МУП Костромкая областная аптечная база
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
18.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
31.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее