Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-888/2022 ~ М-916/2022 от 24.10.2022

                                                                         27RS0015-01-2022-001383-08

    Дело № 2-888/2022

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    19 декабря 2022 года                                                                                                  п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

при секретаре Климовой Я.П.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства Хабаровского края к Курушкиной Надежде Олеговне о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Курушкиной Надежде Олеговне о возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований указано, что 20 марта 2020 года Министерством строительства Хабаровского края на основании Федерального закона от 25.10.2022 № 125- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Курушкиной Н.О. оформлен государственный жилищный сертификат серии ПС № 354790, подтверждающий ее право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений. Указанный сертификат вручен Курушкиной Н.О. администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края, на которую возложены полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и по вручению государственных жилищных сертификатов. В период с 7 по 15 июля 2022 года комиссией ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проведена проверка обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений посредством механизма государственных жилищных сертификатов категориям граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, органами исполнительной власти Хабаровского края, в том числе в части реализации на территории Хабаровского края Федерального закона № 125-ФЗ. В ходе проверки комиссией установлено, что министерством допущено нарушение пункта 16.2 Правил выразившееся в том, что при расчете размера социальной выплаты, предоставленной по жилищному сертификату не осуществлен вычет наибольшего из показателей стоимости жилого помещения (<адрес>Г, <адрес>) - показателя кадастровой стоимости ? доли в праве собственности на жилое помещение (86 723 рубля). Минстроем России 26.07.2022 за исх. № 36002-ИФ/16 в адрес Губернатора Хабаровского края направлено письмо с требованием устранить допущенные нарушения. Федеральным учреждением 29.08.2022 в адрес министерства направлено предписание за исх. № АБ/08-2017 с требованием устранить нарушения, допущенные при оформлении сертификата Курушкиной Н.О. Владелец сертификата Курушкина Н.О. осуществила сделку по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Г, <адрес>. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 28 января 2019 года составляла 346891,87 рублей, стоимость отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение - 86 723 рубля (346 891,87 рублей х1/4 = 87 723рублей). В нарушение положений статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ при расчете размера социальной выплаты не осуществлен вычет наибольшего из показателей стоимости жилья: в данном случае показателя кадастровой стоимости (с учетом ? доли в праве собственности на жилое помещение - 86 723 рубля). Таким образом, при оформлении сертификата серии ПС Курушкиной Н.О. необоснованно предоставлена часть средств жилищной субсидии в размере 86 723 рубля. В соответствии со статьей 1102 ГК РФ неправомерно полученная Курушкиной Н.О. часть жилищной субсидии является неосновательным обогащением.

Просили: обязать Курушкину Н.О. возвратить в федеральный бюджет часть полученной жилищной субсидии равной стоимости отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес> Г, <адрес>, в размере 86723 рубля.

Представитель истца Министерства строительства Хабаровского края, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Курушкина Н.О., будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно представленного отзыва, возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку какой-либо недобросовестности в ее действиях не усматривается. Полученный сертификат потрачен на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства. Она является инвалидом 1 группы с детства, имеет ежемесячный доход в размере 27 697 рублей (23 267 рублей - пенсия по инвалидности и 4 430 рублей - ежемесячная выплата инвалидам), заявленная истцом сумма в размере 87723 рублей является для нее невозможной к выплате. Представленные суду материалы дела свидетельствует об отсутствии факта недобросовестности с ее стороны и счетной ошибки со стороны истца, а полученная ею часть социальной выплаты в качестве неосновательного обогащения возврату не подлежит. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Министерства строительства Хабаровского края к Курушкиной Н.О.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ванинского муниципального района, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленного отзыва, возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Ответчик, Курушкина Н.О. состояла в администрации района на регистрационном учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты предоставленного заявления - 08 февраля 2012 г., в списке граждан категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства». На основании заявления о включении в сводный список граждан - участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2020 году, Курушкиной Н.О. были представлены и включены в учетное дело все документы, необходимые для получения государственного жилищного сертификата, в соответствии с пунктом 44 Правил, в том числе содержащие сведения по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Г, <адрес>. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 28.01.2019 г. составляла 346891,87 рублей. Стоимость отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение составила 86 723 рублей. Администрация района направила в министерство полностью укомплектованное в соответствии с Правилами учетное дело Курушкиной Н.О., для рассмотрения и принятия решения о предоставлении социальной выплаты гражданам по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с пунктом 36 Правил администрация района вручила Курушкиной Н.О. государственный жилищный сертификат серии ПС, выпуска 2020 года, выданный министерством строительства Хабаровского края 20 марта 2020 года в рамках реализации ведомственной целевой программы, для приобретения за счет средств федерального бюджета жилого помещения в выбранном для выезда субъекте Российской Федерации. Кроме того, Курушкина Н.О. реализовала государственный жилищный сертификат путем приобретения жилого помещения на территории Хабаровского края и передала администрации Ванинского муниципального района жилое помещение (квартиру), выполнив тем самым условие выдачи государственного жилищного сертификата, установленное Законом № 125-ФЗ. В нарушение положений статьи 6 Закона № 125-ФЗ при расчете размера социальной выплаты, предоставленной по государственному жилищному сертификату истцом не осуществлен вычет наибольшего из показателей стоимости жилого помещения (показателя кадастровой стоимости с учетом ? доли в праве стоимости на жилое помещение = 86 723 рубля). При проведении министерством проверки учетного дела какие - либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявительницей документов, установлены не были, равно как не были установлены данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчика и совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств социальных выплат, предоставляемых гражданину в качестве меры социальной поддержки. Между тем, основанием для выдачи государственного жилищного сертификата явилось решение министерства о предоставлении Курушкиной Н.О. социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, которое недействительным или незаконным признано не было. Указанное решение было принято уполномоченным органом после проверки всех документов и сведений, представленных ответчиком, в порядке, предусмотренном Правилами. Учитывая изложенное, администрация района считает, что основания для взыскания с ответчика требуемой суммы в виде части полученной жилищной субсидии как неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 ГК РФ, отсутствуют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайств не заявил.

Изучив материалы дела, письменные отзывы, суд приходит к следующему.

Право граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение социальных выплат на приобретение жилья (жилищных субсидий) установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 № 126-пр, уполномоченным органом по реализации Закона № 125-ФЗ в части определения размера жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений является Министерство строительства Хабаровского края.

К полномочиям Министерства отнесена организация работы по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений за счет федерального бюджета гражданам - участникам ведомственной целевой программы путем предоставления им государственных жилищных сертификатов в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы,    утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 26.10.2005 г. № 306, администрация Ванинского муниципального района наделена государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (в редакции, действующей до 31.12.2020 г.), в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Согласно п. 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (в редакции, действующей до 31.12.2020 г.), органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (в редакции, действующей до 31.12.2020 г.), для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Как следует из материалов дела, Курушкина Н.О. состояла в администрации Ванинского муниципального района на регистрационном учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты предоставленного заявления - 08 февраля 2012 г., в списке граждан категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Как следует из договора дарения доли квартиры от 28.01.2019г., Курушкиной Н.О. произведено отчуждение принадлежащей ей на праве собственности ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Г, <адрес>. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 28 января 2019 года составляла 346 891,87 рублей, стоимость отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение - 86 723 рубля.

На основании заявления о включении в сводный список граждан - участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2020 году, Курушкиной Н.О. представлены и включены в учетное дело документы, необходимые для получения государственного жилищного сертификата, в соответствии с пунктом 44 Правил, в том числе содержащие сведения по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Г, <адрес> (договор дарения доли квартиры от 28.01.2019г.), кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 28.01.2019г. составляла 346 891,87 рублей. Стоимость отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение составила 86723 рублей.

Администрацией Ванинского муниципального района Курушкиной Н.О. выдан государственный жилищный сертификат серии ПС , выданный Министерством строительства Хабаровского края 20 марта 2020 года в рамках реализации ведомственной целевой программы, для приобретения за счет средств федерального бюджета жилого помещения в выбранном для выезда субъекте Российской Федерации.

Ответчик Курушкина Н.О., реализовала государственный жилищный сертификат путем приобретения жилого помещения на территории Хабаровского края и передала администрации Ванинского муниципального района жилое помещение (квартиру), выполнив тем самым условие выдачи государственного жилищного сертификата, установленное Законом № 125-ФЗ, что подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по Министерству строительства Хабаровского края.

Как следует из материалов дела, в период с 7 по 15 июля 2022 года комиссией ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проведена проверка обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений посредством механизма государственных жилищных сертификатов категориям граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, органами исполнительной власти Хабаровского края, в том числе в части реализации на территории Хабаровского края Федерального закона № 125-ФЗ.

В ходе проверки установлено, что Министерством строительства Хабаровского края допущено нарушение пункта 16.2 Правил, выразившееся в том, что при расчете размера социальной выплаты, предоставленной по жилищному сертификату не осуществлен вычет наибольшего из показателей стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>Г, <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, - показателя кадастровой стоимости ? доли в праве собственности на жилое помещение в размере 86723 рубля (Акт контрольного мероприятия по проверке исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в Хабаровскому крае от 14.07.2022 г., информационная справка).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации России 26.07.2022 г. исх. № 36002-ИФ/16 в адрес Губернатора Хабаровского края направлено письмо с требованием устранить допущенные нарушения.

ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 29.08.2022г. в адрес Министерства строительства Хабаровского края направлено предписание исх. № АБ/08-2017 с требованием устранить нарушения, допущенные при оформлении сертификата Курушкиной Н.О.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска к получателю жилищного сертификата Курушкиной Н.О.

Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках целевой программы социальная выплата на приобретение жилья гражданами Российской Федерации представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, которая предназначена для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации, имеющих право и подтвердивших свое участие в данной программе, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка данных категорий граждан, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает недобросовестного поведения со стороны Курушкиной Н.О. Истец же, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции проверки предоставляемых лицами для получения жилищных сертификатов документов и принятия решений о выдаче сертификата, должен был, в силу своего положения, при расчете размера социальной выплаты, предоставленной по жилищному сертификату, осуществить вычет наибольшего из показателей стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>Г, <адрес>, дата государственной регистрации 24.01.2019, - показателя кадастровой стоимости ? доли в праве собственности на жилое помещение в размере 86723 рубля, в соответствии с предоставленным Курушкиной Н.О. договором дарения доли квартиры от 28.01.2019г.

Таким образом, исходя из характера и предназначения предоставленной Курушкиной Н.О. меры социальной поддержки - социальной выплаты на приобретение жилья, (которая по своей правовой природе отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ), учитывая то обстоятельство, что в процессе реализации права на социальную выплату со стороны Курушкиной Н.О. не было допущено недобросовестных, противоправных действий, в связи с чем, суд приходит выводу о том, что бремя неблагоприятных последствий допущенных Министерством строительства Хабаровского края нарушений не может быть возложено на ответчика Курушкину Н.О., в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Министерства строительства Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Министерства строительства Хабаровского края к Курушкиной Надежде Олеговне о возложении обязанности возвратить в федеральный бюджет часть полученной жилищной субсидии равной стоимости отчужденной ? доли в праве собственности на жилое помещение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

    Судья Ванинского районного суда

    Хабаровского края                                           Романько А.М.

2-888/2022 ~ М-916/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство строительства Хабаровского края
Ответчики
Курушкина Надежда Олеговна
Другие
ФКУ Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ МС и ЖКХ РФ
Администрация Ванинского муниципального района
Суд
Ванинский районный суд Хабаровского края
Судья
Романько Анна Михайловна
Дело на сайте суда
vaninsky--hbr.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2022Передача материалов судье
26.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Подготовка дела (собеседование)
16.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Дело оформлено
25.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее