Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-109/2021 от 27.05.2021

Дело № 12-109/2021

Р Е Ш Е Н И Е

29.06.2021 года г. Сальск

Судья Сальского городского суда Ростовской области Дорогокупец Г.М., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Транснефть-Приволга» на постановление старшего государственного инспектора Пролетарской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № от 21 января 2021 года в отношении Акционерного общества «Транснефть-Приволга» по признакам правонарушения предусмотренного ст. 8.48 ч. 2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Пролетарской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству -ПР от 21 января 2021 года, Акционерного общества «Транснефть-Приволга» (далее по тексту – АО «Транснефть-Приволга») признан виновным по ст. 8.48 ч. 2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением юридическое лицо, обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указало на то, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении него в связи с установлением административным органом факта проведения земляных работ 26 ноября 2020 года в охраной зоне водоема без предварительного согласования.

Между тем, АО «Транснефть-Приволга» действовало в условиях крайней необходимости.

В соответствии со ст. 2.7. КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Участок магистрального нефтепровода «Куйбышев-Тихорецк» (далее МН) с 500 км по 1193 км расположен в зоне обслуживания Волгоградского районного нефтепроводного управления (далее ВРНУ). Правообладателем данного МН является Акционерное общество «Транснефть-Приволга».

Согласно результатам диагностического обследования на участке МН 21 октября 2020 года выявлены опасные дефекты в продольном сварном шве трубопровода. Безопасный предельный срок эксплуатации дефектов установлен техническим отчетом - до 26 ноября 2020 года с ограничением рабочего давления в МН не более 23,5 кгс/см2.

После уточнения места расположения данных дефектов выявлено что, дефекты расположены в русловой части реки Средний Егорлык на расстоянии менее 1 км от сельского поселения Шаблиевка на расстоянии 2 км от автодороги «Волгоград - Сальск».

С целью недопущения аварийной ситуации, связанной с возможным разрушением МН в месте выявленных дефектов и попаданием нефти в реку Средний Егорлык силами Филиала АО «Транснефть - Приволга» Волгоградское РНУ начаты срочные аварийно-восстановительные работы по ремонту нефтепровода в русловой части реки Средний Егорлык. Работы проведены в соответствии с разработанной филиалом "Волгоградгипротрубопровод» и утвержденной АО «Транснефть-Приволга» проектной документацией.

Предварительно 02 ноября 2020 года перед началом работ ВРНУ направлено уведомление № ТПВ-05-30-87/51736 от 02 ноября 2020 года в адрес Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о проведении работ.

Получено ответное письмо АЧТУ от 01 декабря 2020 года на Уведомление.

Также, 12 ноября 2020 года направлена Заявка № ТПВ-05-30-34/53533 от 12 ноября 2020 года о согласовании Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

20 ноября 2020 года в адрес Министра промышленности и энергетики по Ростовской области направлено письмо об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации № ТПВ-01-07-79/55258 от 20 ноября 2020 года.

20 ноября 2020 года в адрес Главы Сальского района Ростовской области направлено письмо об угрозе возникновения ЧС № ТПВ-01-07-79/55256 от 20 ноября 2020 года.

Форма 1/ЧС по состоянию на 19.00 часов 27 ноября 2020 года направлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и <адрес>.

Распоряжением Администрации Сальского района Ростовской области № 280 от 26 ноября 2020 года в связи с возможной разгерметизацией магистрального нефтепровода «Куйбышев - Тихорецк» в русловой части реки Средний Егорлык введен режим повышенной готовности к ликвидации чрезвычайной ситуации с 09:00 часов 26 ноября 2020 года.

Протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Администрации Сальского района Ростовской области № 4 от 26 ноября 2020 года принято решение об устранении дефекта на МН в русле реки Средний Егорлык в кратчайшие сроки.

Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» приказом генерального директора АО «Транснефть - Приволга» от ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления, сил и средств на третьем уровне Системы ЧС Транснефть в АО «Транснефть-Приволга».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ завершены основные работы по установке ремонтной конструкции дефектный участок нефтепровода.

Обществом проведены работы по технической рекультивации грунта в пойменной части реки Средний Егорлык.

Согласно сведениям ГКН, в месте производства работ по левому берегу р. Средний Егорлык (МН К-Т 1111 км. (осн. нитка) расположен земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Обществом проведена оценка возможного размера вреда, причиненного водному объекту в результате аварии на подводном переходе магистрального трубопровода.

Согласно расчету, произведённому в соответствии с утверждённой приказом Минприроды РФ методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, возможный размер вреда составил 8918024000 рублей.

В результате проведения работ по устранению дефекта, вреда окружающей среде не нанесено, а соответственно обществом предотвращен ущерб равный сумме, превышающей 8 миллиардов рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Из указанного выше следует, что общество не имело возможности для соблюдения норм регулирующих получение права на проведение работ в охранной зоне водоема, поскольку остановка нефтепровода была невозможна, в любой момент могла произойти ситуация, связанная с разрывом нефтепровода и выходом нефти в реку Средний Егорлык с потенциальным ущербом для окружающей среды в размере более 8 миллиардов рублей.

На основании изложенного, заявитель просит отменить постановление от 21 января 2021 года -ПР о признании АО «Транснефть-Приволга» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

15.06.2021г. АО «Транснефть-Приволга» в лице представителя по доверенности Ракшин А.А. обратился с дополнениями к жалобе (т.2 л.д.4-12) и документами в обоснование возражений (Т.2 л.д. 12-233).

Которые приобщены к материалам дела в качестве доказательств.

Представитель АО «Транснефть-Приволга», действующий по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, постановление о назначении административного наказания от 21 января 2021 года -ПР отменить.

Представитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по доверенности от 30 декабря 2020 года Магельницкий А.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы АО «Транснефть-Приволга», просил постановление о назначении административного наказания от 21 января 2021 года -ПР в отношении АО «Транснефть-Приволга» по признакам правонарушения предусмотренного ст. 8.48 ч. 2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворении, представив свои письменные возражения. (т.2 л.д.239-246).

Изучив доводы жалобы, выслушав доводы представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возражения представителя Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.06 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Именно поэтому в силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что 26 ноября 2020 года в 12 часов 59 минут в административных границах Сальского района Ростовской области» левый берег реки Средний Егорлык (бассейн Пролетарского водохранилища на реке Маныч) в 2,5 км на северо-восток от <адрес>, выявлен факт проведения работ в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны непосредственно в водном объекте реки Средний Егорлык гусеничным плавающим экскаватором марки «НITACHI ZАХIS-200», государственный регистрационный знак 6624 ВН34 на специальной болотоходной платформе-амфибии, обеспечивающей передвижение и работу по суше и на воде, в частности экскаватор производил изъятие придонного грунта из водоема и сбрасывал его в левую сторону от размещения экскаватора на берег и в воду, тем самым освобождая трубу нефтепровода от придонного намываемого грунта и ила. У береговой линии (границы водного объекта) в 5 м от уреза воды установлен дизельгидромонитор ПД-150, имеющий водяной насос производительностью 300 м/час, подготовленный к работе. В мелководной части водного объекта реки Средний Егорлык по береговой линии в направлении русла реки предварительно была вырыта водоприемная яма для установки водозаборного всасывающего резинометаллического рукава диаметром 156 мм, соединенного с водным насосом дизельгидромонитора ПД-150. От дизельгидромонитора ПД-150 протянуты два гибких рукава обратно в воду в направлении расположения нефтепровода на дне реки. Сведения об организации осуществляющей работы, а также согласовании производства работ, в установленном порядке отсутствуют. Лица, представители юридического лица, осуществляющие руководство производимых работ на месте, отсутствовали.

Выполнение вышеупомянутых работ без согласования со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства является нарушением действующего водного законодательства и законодательства по охране водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Подпунктом «в» пункта 5 настоящих Правил, предусмотрена необходимость предоставления при согласовании деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в случае прогнозирования угрозы возникновения таких ситуаций, - сведения о проведении мероприятий, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с указанием срока начала и окончания их реализации) с приложением одного из следующих документов:

- копия оперативно-прогностической информации, содержащая фактические данные о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставленная органу (органам) государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды";

- копия предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренного частью 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно указанной статье должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обращаясь в суд с настоящей жалобой, заявитель указывает на то, что участок магистрального нефтепровода «Куйбышев-Тихорецк» (далее МН) с 500 км по 1193 км расположен в зоне обслуживания Волгоградского районного нефтепроводного управления (далее ВРНУ), правообладателем данного МН является Акционерное общество «Транснефть-Приволга». По результатам диагностического обследования на участке МН от 21 октября 2020 года выявлены дефекты в продольном сварном шве трубопровода. Безопасный предельный срок эксплуатации дефектов установлен техническим отчетом - до 26 ноября 2020 года с ограничением рабочего давления в МН не более 23,5 кгс/см. кв.

После уточнения места расположения данных дефектов выявлено что, дефекты расположены в русловой части реки Средний Егорлык на расстоянии менее 1 км от сельского поселения Шаблиевка на расстоянии 2 км от автодороги «Волгоград - Сальск» (л.д.178-185).

С целью недопущения аварийной ситуации, связанной с возможным разрушением МН в месте выявленных дефектов и попаданием нефти в реку Средний Егорлык с 26 ноября 2020 года силами Филиала АО «Транснефть - Приволга» Волгоградское РНУ начаты срочные аварийно-восстановительные работы по ремонту нефтепровода в русловой части реки Средний Егорлык. Работы проведены в соответствии с разработанной филиалом "Волгоградгипротрубопровод» и утвержденной АО «Транснефть-Приволга» проектной документацией.

Как следует из жалобы предварительно перед началом работ Волгоградское районное нефтепроводное управление – филиал АО «Транснефть-Приволга» направило в адрес Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству уведомление № ТПВ-05-30-87/51736 от 02 ноября 2020 года о проведении работ, а также обратилось в соответствии с п.п «в» пункта 5 Правил с Заявкой № ТПВ-05-30-34/53533 от 12 ноября 2020 года о согласовании Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Не отрицалось в судебном заседании, что документов, в том числе и предписания которое должно было быть выдано в соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды", органом государственного надзора, в области охраны окружающей среды, представлено не было. Как и не представлено сводное экспертное заключение к проектной и рабочей документации по устранению дефектов в русловой и пойменной частях от 12.11.2020г. как того требует п.п. «б» п.5 выше указанных Правил.

Следовательно, у административного органа, по моему мнению, отсутствовали основания полагать, что существует угроза возникновения ЧС, и возможность согласовывать порядок производства работ.

Как следует из материалов дела наличие дефектов с привязкой к местности, было установлено 27.10.2020г. (т.2 л.д.13-14).

К заместителю губернатора РО министру промышленности и энергетики, а так же к главе Сальского муниципального района обратились 20.11.2020г. т.1 (л.д.104-105).

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Доказательств того, что выявленные дефекты создавали реальную опасность, а работы по их устранению носили вынужденный характер и были единственным средством, что могло привести к устранению опасности, а равно, как и доказательств, что причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный материалы дела не содержат.

Нефтепровод относится к источнику повышенной опасности, однако наличие не любых дефектов может свидетельствовать, и являться безусловным основанием для возникновения угрозы чрезвычайной ситуации.

Ссылка юридического лица на акт по расследованию причин аварии имевшей место 18.01.2018г. (т2.л.д.16-44) не может быть принята во внимание поскольку судить об идентичном характере и размере повреждений трубопровода не представляется возможным.

Каких либо процессуальных нарушений при рассмотрении настоящего дела административным органом, допущено не было.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1 КоАП РФ, ст. 3.8 КоАП РФ, ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Пролетарской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству -ПР от 21 января 2021 года в отношении Акционерного общества «Транснефть-Приволга» по признакам правонарушения предусмотренного ст. 8.48 ч. 2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение 10 дней с даты вручения, либо получения.

Судья Г.М. Дорогокупец

12-109/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Транснефть-Приволга"
Судья
Дорогокупец Г.М.
Статьи

ст.8.48 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
salsky--ros.sudrf.ru
27.05.2021Материалы переданы в производство судье
15.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.09.2021Вступило в законную силу
08.12.2021Дело оформлено
08.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее