Дело №
РЕШЕНИЕ
Ипашн1
03 июля 2024 года <адрес>
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего - судьи Манджиева С.А.,
при секретаре пашн2,
с участием помощника прокурора <адрес> РК пашн4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Шин-Мерская средняя общеобразовательная школа им пашн3» и <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор <адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка антитеррористической защищенности и безопасности образовательного учреждения МКОУ «Шин-Мерская СОШ», в ходе которой установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует автономная система оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией в здании образовательного учреждения отрицательно влияет на комплексную безопасность, пребывающих в нем граждан: учащихся, педагогических работников, сотрудников, родителей. Также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Просит обязать образовательное учреждение и Администрацию Кетченеровского РМО РК в пределах предоставленных законом полномочий устранить нарушения требований федерального законодательства к антитеррористической защищенности образовательных учреждений путем оборудования здания образовательного учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора пашн4 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков – МКОУ «Шин-Мерская СОШ», Администрации Кетченеровского РМО в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Подпунктом «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, при смотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу подп. «в», «д» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
обеспечение пропускного и внутри объектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией.
Исходя из п.п. 31, 32 указанных Требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
<адрес> проведена проверка антитеррористической защищенности и безопасности образовательного учреждения МКОУ «Шин-Мерская СОШ», в ходе которой установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует автономная система оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес <адрес> муниципального образования РК ДД.ММ.ГГГГ внесено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены: здание школы не оборудовано автономной системой оповещения и управления эвакуацией.
Данное обстоятельство подтверждается информацией образовательного учреждения.
Отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией в здании образовательного учреждения отрицательно влияет на комплексную безопасность, пребывающих в нем граждан: учащихся, педагогических работников, сотрудников, родителей. Также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В силу ст. 9 Федерального закона «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Ненадлежащее обеспечение безопасности образовательного учреждения может повлечь за собой причинение вреда большому количеству людей, что в силу ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации позволяют прокурору обратиться в суд с настоящим требованием в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Шин-Мерская средняя общеобразовательная школа им. пашн3» и <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шин-Мерская средняя общеобразовательная школа им. пашн3» и <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в пределах предоставленных законом полномочий устранить нарушения требований федерального законодательства к антитеррористической защищенности образовательных учреждений путем оборудования здания образовательного учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья С.А. Манджиев