61RS0012-01-2023-003995-33 дело № 2-206/2024
___________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО10
с участием помощника прокурора г. Волгодонска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Волгодонска к Администрации г. Волгодонска, Комитету по управлению имуществом г.Волгодонска, третье лицо МУП «Водоканал» об обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных сетей - участков хозпитьевого водопровода, проходящего <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Волгодонска, Комитету по управлению имуществом г. Волгодонска Ростовской области об обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформление в муниципальную собственность бесхозяйных сетей-участков хозпитьевого водопровода, проходящего <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой г. Волгодонска по факту отсутствия холодного водоснабжения многоквартирного дома проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок принятия на учет бесхозяйного имущества.
Проведенной проверкой установлено, что МУП «Водоканал» обслуживает сети хозяйственно-питьевого водопровода и хозяйственно-бытовой канализации, в том числе водопроводные вводы и канализационные выпуски, принятые в муниципальную собственность муниципального образования «Город Волгодонск» Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска и переданные в хозяйственное ведение МУП «Водоканал».
Согласно информации Администрации города следует, что сети хозяйственнопитьевого водопровода, расположенные в районе В-Е, в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» не числятся.
По информации Комитета по управлению имуществом города Волгодонска в реестре муниципального имущества не значатся сети холодного водоснабжения, расположенные <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ на личный прием к главе ФИО1 <адрес> обратился житель квартала В-Е о передаче в муниципальную собственность водопровода и газопровода в квартале В-Е, в связи, с чем возникла необходимость рассмотреть вопрос о целесообразности (нецелесообразности) принятия в муниципальную собственность муниципального образования «<адрес>» хозпитьевого водопровода, <адрес>.
По данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по выявлению объектов бесхозяйного имущества, находящихся на территории муниципального образования «Город Волгодонск», на котором был рассмотрен акт обследования технического состояния указанного хозпитьевого водопровода, было принято решение о проведении полного обследования технического состояния хозпитьевого водопровода, проходящего <адрес>, после чего вопрос о целесообразности (нецелесообразности) принятия в муниципальную собственность муниципального образования «Город Волгодонск» сети водоснабжения <адрес>, вынести на повторное заседание межведомственной комиссии по выявлению объектов бесхозяйного имущества, находящихся на территории муниципального образования «Город Волгодонск».
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по выявлению объектов бесхозяйного имущества, находящихся на территории муниципального образования «Город Волгодонск» (далее - Комиссия), на котором был повторно рассмотрен вопрос о принятии в муниципальную собственность муниципального образования «Город Волгодонск» хозпитьевого водопровода, проходящего в квартале В-Е, и акт обследования данного водопровода от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что по результатам обследования сети водоснабжения были выявлены многочисленные нарушения, в том числе СНиП (строительных норм и правил), Комиссией было вынесено следующее решение: вопрос о целесообразности (нецелесообразности) принятия в муниципальную собственность муниципального образования «Город Волгодонск» сети водоснабжения мкр. В-Е г. Волгодонска вынести на повторное заседание межведомственной комиссии после устранения замечаний, отраженных в акте обследования МУП «Водоканал» и повторного обследования технического состояния указанной сети. При этом Администрацией города не установлено, кем должны быть устранены выявленные замечания с учетом того, что данные сети не имеют собственника.
В связи с выявленными нарушениями требований закона прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации г. Волгодонска внесено представление.
По результатам рассмотрения представления Администрацией города принято решение о нецелесообразности принятия указанных сетей в муниципальную собственность в связи с несоответствием сетей и колодцев требованиям. Вместе с тем, МУП «Водоканал» выполнил техническое присоединение всех жилых помещений, расположенных в квартале В-Е, осуществляет по указанным сетям подачу водоснабжения, получает плату за оказанные услуги.
В ходе проведённой проверки установлено, что своевременный текущий ремонт, поддержание работоспособности и функционирования объекта никем не ведется и не обеспечивается, хотя данный участок используется в едином технологическом процессе отвода сточных вод. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием и проведением своевременного ремонта участка канализационной сети может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде и создает угрозу затопления станции, а также территории муниципального образования «Город Волгодонск» сточными водами.
На территории города вопросы, связанные с порядком выявления бесхозяйного имущества, оформления документов, постановки и принятия на учет, признания права муниципальной собственности муниципального образования «Город Волгодонск» на бесхозяйные недвижимые и движимые вещи урегулированы постановлением Администрации г. Волгодонска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Организация работ по выявлению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры возлагается на профильные муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия муниципального образования «Город Волгодонск» (далее - эксплуатирующие организации), в части сетей водоснабжения и водоотведения - на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Город Волгодонск» «Водоканал». Однако указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии надлежащих мер по устранению нарушений законодательства, регулирующего порядок принятия на учет бесхозяйного имущества.
Прокурор г. Волгодонска с учётом уточнений просил обязать Администрацию города Волгодонска, Комитет по управлению имуществом города Волгодонска организовать проведение мероприятий по постановке на учет бесхозяйного объекта магистрального водопровода от точки врезки водопроводной сети в <адрес>., диаметр трубопровода <адрес> мм ПЭ; по истечении 3-х месяцев принять меры по оформлению в муниципальную собственность указанного имущества (указанных участков магистральных водопроводов); установить срок исполнения решения суда 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Волгодонска ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
ФИО1 Т.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что заявленные прокурором <адрес> требования не подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснила, что действующее законодательство императивно не закрепляет обязанность органов местного самоуправления по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества. При этом на заседаниях межведомственной комиссии по выявлению объектов бесхозяйного имущества, находящихся на территории муниципального образования «<адрес>», проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение об отложении рассмотрения вопроса в отношении спорных объектов до устранения выявленных недостатков.
Представитель КУИ г. Волгодонска, ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором требованиями, поддержала доводы, изложенные представителем Администрации города Волгодонска.
Представитель МУП «Водоканал» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что спорные колодцы и трасса трубопровода установлены с нарушениями № Градостроительсто. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*, а также отсутствующие колодцы, не могут быть переданы в муниципальную собственность, поскольку их передача, нарушит право частной собственности.
Выслушав помощника прокурора г. Волгодонска, представителя КУИ г. Волгодонска, представителя Администрации г. Волгодонска, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Данным актом конкретизировано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Данные положения носят общий характер и касаются всех бесхозяйных недвижимых вещей.
Однако эти нормы не определяют, кто несет бремя содержания бесхозяйного имущества в период с момента его постановки на учет и до оформления права муниципальной или иной собственности. Этот вопрос регламентируется иными законодательными актами.
Так, порядок содержания бесхозяйных сетей теплоснабжения, водоснабжения определен соответствующими специальными законодательными актами (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 5 и 6 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В ходе судебного разбирательства установлено, что Прокуратурой г. Волгодонска проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок принятия на учет бесхозяйного имущества.
Проведенной проверкой установлено, что МУП «Водоканал» обслуживает сети хозяйственно-питьевого водопровода и хозяйственно-бытовой канализации, в том числе водопроводные вводы и канализационные выпуски, принятые в муниципальную собственность муниципального образования «Город Волгодонск» Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска и переданные в хозяйственное ведение МУП «Водоканал».
Актом обследования данного водопровода от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены многочисленные нарушения, в том числе СНиП (строительных норм и правил). Своевременный текущий ремонт, поддержание работоспособности и функционирования объекта никем не ведется и не обеспечивается, хотя данный участок используется в едином технологическом процессе отвода сточных вод. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием и проведением своевременного ремонта участка канализационной сети может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде и создает угрозу затопления станции, а также территории муниципального образования «Город Волгодонск» сточными водами.
Согласно информации Администрации города следует, что сети хозяйственно-питьевого водопровода, расположенные в <адрес> в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» не числятся.
По информации Комитета по управлению имуществом города Волгодонска в реестре муниципального имущества не значатся сети холодного водоснабжения (трубопровод хозяйственно-питьевого водоснабжения), расположенные <адрес>
Вместе с тем, МУП «Водоканал» выполнил техническое присоединение всех жилых помещений, расположенных в квартале В-Е, осуществляет по указанным сетям подачу водоснабжения, получает плату за оказанные услуги, но до настоящего времени нарушения не устранены, система сети холодного водоснабжения (трубопровод хозяйственно-питьевого водоснабжения) в реестре муниципального имущества не состоит.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Буквальное толкование вышеуказанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что выявление бесхозяйного имущества и обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Кроме того, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, т.е. органы местного самоуправления обязаны обращаться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Что же касается последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, это не является обязанностью органов местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положения ГК РФ о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Также следует иметь в виду, что в силу ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г. Волгодонска об обязании КУИ г. Волгодонска организовать проведение мероприятий по постановке на учет бесхозяйного объекта магистрального водопровода от точки врезки водопроводной сети в микрорайоне <адрес>., диаметр трубопровода № мм ПЭ, и принятии мер по оформлению в муниципальную собственность указанного имущества подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Волгодонска к Администрации г. Волгодонска, Комитету по управлению имуществом г.Волгодонска, третье лицо МУП «Водоканал» об обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет бесхозяйных сетей-участков хозпитьевого водопровода, проходящего <адрес>, принятии мер по оформлению в муниципальную собственность указанного имущества, удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом города Волгодонска (ИНН №) организовать проведение мероприятий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка магистрального водопровода от точки врезки водопроводной сети в микрорайоне <адрес>. Далее, участок от <адрес>
По истечении 3-х месячного срока принять меры по оформлению в муниципальную собственность указанного имущества (участок магистрального водопровода от точки врезки водопроводной сети <адрес>. Далее, участок <адрес>
Установить срок исполнения решения суда 1 (один) год со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Волгодонской районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО11