Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-66/2022 (2-1-1382/2021;) от 08.11.2021

Дело № 2-1-66/2022 года             40RS0008-01-2021-001270-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,

при секретаре Фоминой А.А.,

с участием ответчика Парашиной Т.О., представителя третьего лица государственного казенного учреждения Калужской области «Жуковское лесничество» Тукарева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда

15 февраля 2022 года

    

гражданское дело по иску министерства природных ресурсов и экологии Калужской области к Парашиной Т. О. о расторжении договора аренды лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

05 августа 2021 года министерство природных ресурсов и экологии Калужской области обратилось в суд с иском к Парашиной Т.О. о расторжении договора аренды лесного участка № 171 от 11 июля 2008 года, договора аренды лесного участка № 318 от 01 ноября 2008 года в связи с отсутствием проекта основания лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

01 октября 2021 года судом вынесено заочное решение, которое определением суда от 08 ноября 2021 года отменено.

Представитель истца министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Парашина Т.О. иск не признала, поскольку по договору аренды лесного участка № 171 от 11 июля 2008 года представлен проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, по договору аренды лесного участка № 318 от 01 ноября 2008 года проект освоения лесов находится на рассмотрении в министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области, по договорам аренды лесного участка ежегодно вносится арендная плата, задолженности не имеется, лесные участки, предоставленные по договорам аренды, оформляются в собственность в порядке «лесной амнистии». Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица государственного казенного учреждения Калужской области «Жуковское лесничество» Тукарев В.В. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц администрации муниципального района «Жуковский район», администрации городского поселения «город Жуков», администрации сельского поселения деревня Верховье Жуковского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2).

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 09 января 1998 года № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П; Определения от 27 июня 2000 года № 92-О, от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В соответствии с пунктом 30 Приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

На основании Приказа Минприроды России от 30 июля 2020 года № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В Письме Рослесхоза от 16 августа 2013 года № ИК-03-27/8209 «О разъяснении законодательства в части внесения изменений в проект освоения лесов» разъяснено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. В случае, когда в проект требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента или договора аренды, не требуется переработка всего проекта, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к нему. При этом действующим законодательством не установлен запрет на представление только той части проекта, которая вносит в него изменения. Однако после внесения изменений проект должен пройти государственную или муниципальную экспертизу.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным нарушением договора признается допущенное одной из сторон нарушение, которое влечет для другой стороны значительный ущерб. Значительность ущерба должна быть подтверждена соответствующими доказательствами, либо фактом того, что соответствующая сторона договора в результате неисполнения договора другой стороной в значительной степени лишается того, на что была бы вправе рассчитывать при заключении договора.

    Из дела видно, что 11 июля 2008 года между управлением лесами Калужской области (в настоящее время министерство природных ресурсов и экологии Калужской области)- арендодатель и Парашиной Т.О.- арендатор был заключен договор аренды лесного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ>, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок площадью 0,02 га, имеющий местоположение: Калужская область, Жуковский район, ГУ «Жуковское лесничество», Угодско-Заводское участковое лесничество, квартал <НОМЕР ИЗЪЯТ>, выдел <НОМЕР ИЗЪЯТ> (пункты 1, 2). Арендная плата по договору составляет 377 рублей 12 копеек в год. В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 договора на арендатора возложена обязанность в течение двух месяцев после государственной регистрации договора аренды в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Невыполнение арендатором проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка (пункт 16). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Калужской области 10 ноября 2008 года.

01 ноября 2008 года между министерством природных ресурсов Калужской области (в настоящее время министерство природных ресурсов и экологии Калужской области)- арендодатель и Парашиной Т.О.- арендатор был заключен договор аренды лесного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ>, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок площадью 0,04 га, имеющий местоположение: Калужская область, Жуковский район, ГУ «Жуковское лесничество», Угодско-Заводское участковое лесничество, квартал <НОМЕР ИЗЪЯТ>, выдел <НОМЕР ИЗЪЯТ> (пункты 1, 2). Арендная плата по договору составляет 14 рублей 51 копейка в год. В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 договора на арендатора возложена обязанность в течение двух месяцев после государственной регистрации договора аренды в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Невыполнение арендатором проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка (пункт 16). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Калужской области 20 апреля 2009 года.

Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области полностью выполнило свои обязательства по договорам, взятые перед ответчиком, то есть передало во временное пользование лесные участки.

В 2014 году ответчиком были подготовлены и представлены прошедшие государственную экспертизу и получившие положительные заключения проекты освоения лесов со сроком действия в течение 10 лет.

01 января 2019 года вступил в силу Приказ министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 10 сентября 2018 года № 780-18, которым утвержден новый лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Калужской области «Жуковское лесничество», в связи с чем сроки действия проектов освоения лесов, ранее предоставленных ответчиком, истекли 31 декабря 2018 года.

Из дела видно, что ответчик подготовила новые проекты освоения лесов, 19 декабря 2018 года, 15 октября 2021 года направила для прохождения государственной экспертизы в адрес министерства природных ресурсов и экологии Калужской области. Помимо этого 01 декабря 2021 года, 19 декабря 2021 года, 16 января 2022 года, 26 января 2022 года, 01 февраля 2022 года, 07 февраля 2022 года, 08 февраля 2022 года ответчик повторно направила проекты освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 10 февраля 2022 года № 87-22 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта основания лесов по договору аренды лесного участка № 171 от 11 июля 2008 года. По договору аренды лесного участка № 318 от 01 ноября 2008 года проект освоения лесов находится на рассмотрении в министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области, заключение государственной экспертизы по которому на дату рассмотрения дела судом не принято.

Судом также установлено, что на сегодняшний момент договорные отношения между сторонами продолжаются, ответчик должным образом производила и производит оплату аренды лесных участков, платежи министерством природных ресурсов и экологии Калужской области принимаются, пользование лесными участками продолжается, ответчик поддерживает лесные участки в надлежащем состоянии. Лесные участки оформляются ответчиком в собственность в порядке «лесной амнистии» в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

В материалы дела не представлено достоверных, допустимых и относимых доказательств того, что ответчик существенно нарушает договоры аренды лесного участка, и действиями ответчика причинен ущерб лесному фонду.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области в иске к Парашиной Т. О. о расторжении договора аренды лесного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья    Н.А. Сидоренкова

2-1-66/2022 (2-1-1382/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области
Ответчики
Парашина Татьяна Олеговна
Другие
Администрация СП деревня Верховье
ГКУ Калужской области "Жуковское лесничество"
Администрация ГП "город Жуков"
Администрация МР "Жуковский район"
Суд
Жуковский районный суд Калужской области
Судья
Сидоренкова Н.А.
Дело на странице суда
zhukovsky--klg.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.11.2021Передача материалов судье
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2023Дело оформлено
24.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее