В суде первой инстанции дело рассмотрела мировой судья Слепченко А.В.
Дело № 12-97/2023 (Дело № 5-838/2022-18)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 марта 2023 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска А.А. Бойко, рассмотрев жалобу начальника КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» ФИО8. на постановление мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» от 08.11.2022г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» от 08 ноября 2022 года КГКУ «Хабаровскуправтодор» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данным постановлением КГКУ «Хабаровскуправтодор» признано виновным в том, что 23.09.2022г. в 15 час. 00 мин. КГКУ «Хабаровскуправтодор» на участке автомобильной догори <адрес> не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ее содержании, а именно дорожное покрытие проезжей части дороги имеет дефекты: множественные выбоины площадью более 0.06 м2 глубиной более 5 см на участке полосы движения длиной 100м: км. 2, км. 10, км. 12, км 14-км 19, км 24-км 25, км 27-км 28, км 36-км 38. На подходах к мостам: <адрес> при подъезде к мостовому сооружению, км. <адрес> Разрушение верхнего настила мостового полотна проезжей части в виде проломов досок настила: км. <адрес>). Наличие дефектов дорожного покрытия в виде просадки на: км 18, км 24, км 27, км 38. На км 1-км 40 наличие посторонних предметов на обочинах и откосах земляного полотна ограничивающих видимость технических средств организаций дорожного движения и четких границ дороги (древесно- кустарниковая растительность высотой более 0,5 м), чем нарушены требования п. п 5.2.4, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 8.8.5 ГОСТ Р 58769-2019, ст. 12, ст. 24 ч. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд г. Хабаровска, начальник КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» ФИО9. просит постановление мирового судьи, вынесенное в отношение КГКУ «Хабаровскуправтодор» отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и производство по делу прекратить. Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы защитника о ненадлежащем субъекте вменяемого административного правонарушения. Согласно п. 3 Правил, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется КГКУ «Хабаровскуправтодор». В данном случае, на участке автомобильной дороги «<адрес>, на котором выявлено нарушение требований ГОСТ, выполняется ремонт силами АО «Региоснаб» в рамках контракта от 29.11.2021 № 540 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории Хабаровского<адрес>. В соответствии с п. 10.11, 10.17 контракта подрядчик несет административную ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, в том числе в случае выявления на обслуживаемых участках автомобильных дорог нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017. Следовательно, КГКУ «Хабаровскуправтодор» не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Материалы дела об административном правонарушении не содержат результатов инструментального контроля на наличие или отсутствие превышения допустимых параметров дорожных дефектов применительно к спорным участкам автомобильных дорог и не содержат информации о проведении такого контроля. Также выполнение работ по содержанию возможно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения. В фабуле фототаблицы указано, что требования не выполнены по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги «с. <адрес> фактически протокол об административном правонарушении содержит сведения о невыполнении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги км <адрес>». Материалы дела не содержат свидетельство о поверке измерительного прибора, отраженного в акте выявленных недостатков № 38.
Жалоба в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району ФИО10., извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало.
В суде защитник ФИО11 жалобу поддержал, приведя те же доводы.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если такими участками угрожает безопасности дорожного пользование движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 указанного ГОСТ.
Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 5.3.1 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4 (от 1 суток, но не более 14 суток).
Как следует из п. 8.8.5 ГОСТ Р 58769-2019 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации» элементы системы водоотвода следует содержать в чистоте и порядке, должны быть выполнены прочистка и планировка водоотводных канав и кюветов, устранены повреждения дренажных устройств, подводящих и отводящих русел и труб и мостов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.04.2015 № 80-пр, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Пунктом 2 Правил установлено, что организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя, в том числе проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что 23.09.2022г. в 15 час. 00 мин. <адрес>» не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ее содержании, а именно дорожное покрытие проезжей части дороги имеет дефекты: множественные выбоины площадью более 0.06 м2 глубиной более 5 см на участке полосы движения длиной 100м: км. 2, км. 10, км. 12, км 14-км 19, км 24-км 25, км 27-км 28, км 36-км 38. На подходах к мостам: км. 28 при подъезде к мостовому сооружению, км. 36 (р. Саякан). Разрушение верхнего настила мостового полотна проезжей части в виде проломов досок настила: км. 31 (р. Пони). Наличие дефектов дорожного покрытия в виде просадки на: км 18, км 24, км 27, км 38. На км 1-км 40 наличие посторонних предметов на обочинах и откосах земляного полотна ограничивающих видимость технических средств организаций дорожного движения и четких границ дороги (древесно - кустарниковая растительность высотой более 0,5 м), чем нарушены требования п. п 5.2.4, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 8.8.5 ГОСТ Р 58769-2019, ст. 12, ст. 24 ч. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Согласно п. 2.3.1 Устава Учреждения основными видами деятельности Учреждения является, в том числе, выполнение функций государственного заказчика и (или) застройщика по объектам строительства, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (л.д. 35).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении КГКУ «Хабаровскуправтодор» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и вынесения оспариваемого постановления.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.09.2022г., актом выявленных недостатков от 23.09.2022г.; актом выявленных недостатков от 05.09.2022г.; свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2014г., свидетельством о поверки средств измерения, фото таблицей, выпиской из ЕРЮЛ, уставом КГКУ «Хабаровскуправтодор» и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, КГКУ «Хабаровскуправтодор» являясь юридическим лицом, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, а также своевременному их устранению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ должным образом установлен.
Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны судьей первой инстанции достоверными относительно события административного правонарушения.
Оценив совокупность указанных доказательств, мировой судья сделал обоснованный вывод о виновности КГКУ «Хабаровскуправтодор» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, в том числе об отсутствии в действиях Учреждения вины и состава вмененного административного правонарушения, что не является субъектом вмененного правонарушения являлись предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в состоявшемся по делу постановлении, установленные обстоятельства и выводы о виновности КГКУ «Хабаровскуправтодор» в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
Согласно Уставу КГКУ «Хабаровскуправтодор» основным видом деятельности Учреждения является ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Заключение контракта с подрядной организацией для выполнения работ по содержанию автомобильной дороги не свидетельствует о том, что Учреждение не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку КГКУ «Хабаровскуправтодор» является лицом ответственным за состояние дорог и дорожных сооружений. В связи с чем, доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.
Доводы жалобы, указывающие на то, что материалы дела об административном правонарушении не содержат результатов инструментального контроля на наличие или отсутствие превышения допустимых параметров дорожных дефектов применительно к спорным участкам автомобильных дорог и не содержат информации о проведении такого контроля, подлежат отклонению, поскольку в акте № 42 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения указано на наличие выбоин, а также иные нарушения, которые подтверждены также фототаблицей, из которой отчетливо прослеживается характер повреждений (л.д. 7, 14-20).
Разрешая доводы жалобы, указывающие на то, что материалы дела не содержат свидетельство о поверке измерительного прибора, отраженного в акте выявленных недостатков № 38, не усматриваю оснований для их удовлетворения, поскольку по запросу суда начальник ОМВД России по Комсомольскому району представил копию свидетельства о поверке средства измерений – линейка измерительная металлическая (заводской номер Г4673) № №, действительно до 16.09.2022.
Также отклоняются доводы защитника о допущенных нарушениях при составлении фототаблицы (в фототаблице указано, что требования не выполнены по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги «с<адрес>», фактически протокол об административном правонарушении содержит сведения о невыполнении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги км <адрес>»), поскольку на запрос суда представитель ОМВД России по Комсомольскому району указал, что фотофиксация дорожного покрытия была произведена на указанных в фототаблице участках дороги по направлению «<адрес>», запись автодорога «с. <адрес>» в верхней части на первой странице фототаблицы является ошибочной.
Иные доводы жалобы по существу являются позицией заявителя, сводятся к несогласию с выводом мирового судьи и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьей при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда по обстоятельствам дела основаны на письменных доказательствах, которым судом дана полная и всесторонняя оценка.
Постановление суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным.
Факт совершения КГКУ «Хабаровскуправтодор» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, должным образом установлен. При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены правильно, существенных нарушений процессуальных норм, не допущено. Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено.
Порядок и сроки привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Жалоба не содержит доводов опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и оснований к отмене постановления, предусмотренных ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска» от 08.11.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», - оставить без изменения, а жалобу начальника КГКУ «Хабаровскуправтодор» ФИО12 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения. Судебные постановления суда первой и второй инстанции могут быть обжалованы в Девятый кассационный суд в соответствии с требованиями ст. 30.13 КоАП РФ.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья А.А. Бойко
Подлинник решения вшит в материалы дела № 12-97/2023, находящиеся в Кировском районном суде г. Хабаровска.
Секретарь Гвоздева А.Е.