Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-577/2022 ~ М-508/2022 от 09.11.2022

Дело №__

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

_______                                                                            <...>

<...> городской суд <...> – Югры в составе председательствующего судьи Иорданяна О.Ж.,

при секретаре Сергееве В.Н.,

с участием помощника прокурора <...> Петрова И.С., с участием представителя Управлению социальной защиты населения по <...> Павленко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №__ по иску прокурора <...> в интересах Арабок Н.В. к Управлению социальной защиты населения по <...> о признании незаконным отказ в предоставлении единовременной помощи при возникновении экстремальной ситуации и возложении обязанности принять решения о предоставлении такой помощи,

установил:

Прокурор <...> обратился в <...> городской суд в защиту интересов Арабок Н.В. к Управлению социальной защиты населения по <...> о признании незаконным отказ в предоставлении единовременной помощи при возникновении экстремальной ситуации и возложении обязанности принять решения о предоставлении такой помощи.

    Иск мотивирован тем, что в связи с поступившим обращением Арабок Н.В. прокуратурой города проведена проверка соблюдения Управления социальной защиты населения по <...> законодательства об оказании государственной социальной помощи.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.03.2008 № 49-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2007 № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утвержден Порядок и условия назначения и выплаты дополнительных мер социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в п. 1.1. которого прописано, что единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации предоставляется по месту фактического проживания (пребывания) при наличии места жительства в автономном округе.

По результатам проведенной проверки установлено, что местом жительства Арабок Н.В. является г. <...>

Считает, что отказ Комиссии по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по <...> от _______ в предоставлении единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации в связи с отсутствием места жительства в автономном округе является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просит:

Признать отказ Комиссии по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по <...> от _______ в предоставлении Арабок Н.В., _______ года рождения, единовременном помощи при возникновении экстремальной жизненном ситуации в связи с отсутствием места жительства в автономном округе незаконным.

Обязать Комиссию по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по <...> принять решение о предоставлении Арабок Н.В., _______ года рождения, единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации.

В ходе судебного разбирательства прокурором <...> увеличены исковые требования.

Просит установить факт постоянного проживания Арабок Н.В. на территории <...> Ханты - <...> - Югры в период с _______ по _______.

Обязать Комиссию по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по Белоярскому принять решение о предоставлении Арабок Н.В., _______ года рождения, единовременной помощи, при возникновении экстремальной жизненной ситуации.

Остальные исковые требования оставляет без изменения.

Прокурор Петров И.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом увеличения исковых требований по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что по состоянию на день вынесения решения об отказе в назначении Арабок Н.В., единовременной выплаты у ответчика не имелись представленные суду данные, свидетельствующие о фактическом проживании Арабок Н.В. вместе со своей дочерью на территории <...> <...>. Документы представленные суду, подтверждающие факт проживания Арабок Н.В. в Управление социальной защиты населения по <...> не представлялись. Вместе с тем, прокурор считает, что исходя из представленных суду документов можно прийти к выводу о фактическом постоянном проживании Арабок Н.В. на территории <...> с _______ по _______. Поскольку остальные условия действующего законодательства в рассматриваемом случае обеспечены, просит установить факт постоянного проживания Арабок Н.В., _______ года рождения на территории <...> и вынести решение о возложении на ответчика обязанности назначить последней единовременную выплату.

Арабок Н.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Представитель Управления социальной защиты населения по <...> Павленко А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями в части признания незаконным отказ Управления социальной защиты населения по <...> в назначении единовременной выплаты возникновении экстремальной жизненной ситуации Арабок Н.В., _______ года рождения, в связи с отсутствием постоянной регистрации в ХМАО-Югре не согласилась, суду пояснила что при имеющихся в распоряжении документах у учреждения не было никаких законных оснований для назначения последней единовременной помощи. При этом суду пояснила, что все остальные условия, предусмотренные действующим законодательством, для назначения Арабок Н.В. единовременной помощи Управлением социальной защиты установлены.

Изучив и оценив материалы гражданского дела, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Прокуратурой города в целях разрешения поступившего обращения Арабок Н.В. проведена проверка соблюдения Управлением социальной защиты населения по <...> законодательства об оказании государственной социальной помощи в ходе которой установлено, что

_______ Комиссии по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по <...> отказала в Арабок Н.В., _______ года рождения, в единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненном ситуации в связи с отсутствием места жительства в автономном округе.

Законом ХМАО-Югры от 24.12.2007 № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» урегулированы отношения в области оказания государственной социальной помощи и установлены дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан, к которым в силу ст. 6 этого Закона отнесена единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации.

Получателями единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации являются граждане, признанные оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации на основании решения комиссии через государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подведомственное уполномоченному исполнительному органу Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального развития, в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.03.2008 № 49-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2007 № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утвержден Порядок и условия назначения и выплаты дополнительных мер социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в п. 1.1. которого прописано, что единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации предоставляется по месту фактического проживания (пребывания) при наличии места жительства в автономном округе.

В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о свободе передвижения) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о свободе передвижения граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 2 ст. 2 Закона о свободе передвижения определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона о свободе передвижения).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абц. 4 ст. 2 Закона о свободе передвижения).

Абзацем 8 ст. 2 Закона о свободе передвижения определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По смыслу приведенных нормативных положений Закона о свободе передвижения и Гражданского кодекса РФ в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета.

Регистрация    или    отсутствие    таковой не может служить основанием ограничения    или    условием    реализации    прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

_______ гр. Арабок Н.В. обратилась с заявлением на оказание единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации по пункту 6 (шестому) Перечня экстремальных жизненных ситуаций и размеров единовременной помощи, утвержденным постановлением №__-п.

В соответствии с пунктом 6 (шестым) Перечня экстремальных жизненных ситуаций и размеров единовременной помощи, утвержденным постановлением №__-п, экстремальной ситуацией является необходимость приобретения предметов первой необходимости, сезонной одежды, обуви, твердого или жидкого топлива, для создания благоприятных условий проживания семьи или гражданина в осенне-зимний период; необходимость восстановления документов, прохождения медицинской комиссии с целью трудоустройства - в размере, заявленном гражданином, но не более размера, равного величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономном округе на год обращения за единовременной помощью.

Согласно п. 1.2 Порядка и условий назначения и выплаты дополнительных мер социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением №49-п к заявлению гражданин прилагает документы, подтверждающие возникновение экстремальной жизненной ситуации (при наличии) в соответствии с Перечнем, согласно приложению к Порядку.

Согласно абзацу второму пункта 1.9 Порядка, по основаниям указанным в пунктах 1-7 приложения к Порядку (Перечня), единовременная помощь предоставляется гражданам (семьям), имеющим среднедушевой доход ниже полуторократной величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе.

В пункте 1.1. упомянутого выше Порядка прописано, что единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации предоставляется по месту фактического проживания (пребывания) при наличии места жительства в автономном округе.

Таким образом, для реализации права Арабок Н.В. на социальную помощь, ответчик должен располагать как сведениями, предусмотренными    п. 1.2, абзацем вторым пункта 1.9 Порядка и условий назначения и выплаты дополнительных мер социальной помощи населению <...> так и документами, подтверждающими факт постоянного проживания заявителя в <...> <...>

В результате обследования Комиссией было установлено подтверждено в судебном заседании, что заявитель Арабок Н.В. проживает на территории <...> – Югры более 10 лет, обратилась в _______ году с заявлением на оказание единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации обратилась впервые, является инвали<...> группы впервые с _______, не работает, мать помогает покупать лекарственные препараты однако доход матери составляет 12699 руб., среднедушевой доход составляет 15 000 рублей (менее полуторакратной величины прожиточного минимума, установленной в ХМАО-Югре), Арабок Н.В. нуждается в демисезонной одежде и обуви поскольку сильно похудела в связи с заболеванием. Необходимы лекарства которые Арабок Н.В. купить самостоятельно не может (л.д. 16).

Из материалов дела следует, подтверждается стороной ответчика и не оспаривается прокурором, что ответчик не располагал сведениями о месте фактического постоянного жительства Арабок Н.В., поскольку последняя значилась зарегистрированной по месту пребывания временно с _______ по _______ (л.д. 30).

При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие у ответчика необходимого условия для оказания единовременной помощи, суд не находит достаточных оснований для признания отказа в назначении единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации Арабок Н.В., в связи с отсутствием постоянной регистрации в ХМАО-Югре незаконным.

Между тем, заявление об <...> проживания Арабок Н.В. на территории <...> с _______ по _______ подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании в судебном порядке по заявлению прокурора, который представил суду достаточные данные, свидетельствующие о фактическом постоянном проживании Арабок Н.В. вместе со своей матерью Тарлиной Е.Г. на территории <...>

В соответствии со ст.ст.264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Так прокурором суду представлены: Письмо главы <...> к Директору ООО «СИТ» о предоставлении Арабок Н.В. для продевания жилое помещение №__ в многоквартирном <...> микрорайона Мирный <...> (л.д.22), Акт передачи ключей от квартиры (л.д.23), выгрузку из электронной медицинской карты Арабок Н.В. (л.д. 24, 2-27,28), сведения из ОМВД России по <...> о о проживании Арабок Н.В. на территории <...> в следующие периоды: с _______ -1996, _______-_______, _______ – _______, _______ по настоящее время (л.д. 29), свидетельство о временной регистрации по месту пребывания (л.д.30), справка о составе семьи.

На основании вышеизложенного, в результате исследованных доказательств в их совокупности, суд считает, что постоянное проживание Арабок Н.В. на территории <...>    _______ по _______       нашло свое подтверждение, в связи с чем    заявление прокурора об установлении указанного факта подлежит удовлетворению.

Разрешая исковые требования в части возложения на ответчика обязанности назначить     Арабок Н.В., единовременную помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, суд исходит из того, что в настоящем судебном заседании объективно установлены все условия, предусмотренные Порядка и условий назначения и выплаты дополнительных мер социальной помощи населению <...> <...>, утвержденного Постановлением правительства ХМАО-Югры от 06.03.2008 № 49-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2007 № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», для назначения Арабок Н.В.,     единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации, следовательно исковые требования в указанной части также полежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 273-274 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ <...>- <...> ░ ░░░░░░ ░ _______ ░░ _______.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., _______ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <...> – <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <...> ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ _______

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                   /░░░░░░░/                               ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-577/2022 ~ М-508/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г. Белоярский в интересах Арабок Натальи Владимировны
Арабок Наталья Владимировна
Ответчики
Управление социальноой защиты населения по Белоярскому району
Суд
Белоярский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Иорданян О.Ж.
Дело на сайте суда
bel--hmao.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2022Передача материалов судье
09.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2023Дело оформлено
28.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее