Дело № 2-3306/2023
УИД 39RS0001-01-2023-002501-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Неробовой Н.А.,
при секретаре Керимовой С.Д.к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Калининградской области к Филипповой С. В. о взыскании неосновательного обогащения, третьи лица Левина В. В., ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России, встречному исковому заявлению Филипповой С. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, третьи лица Левина В. В., ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России, об обязании произвести перерасчет государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство социальной политики Калининградской области обратился в суд с настоящим иском к Филипповой С.В. о взыскании неосновательного обогащения, в котором указал, что 20 июня 2022 года Филипповой С.В., как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на состав семьи 2 человека Министерством социальной политики Калининградской области выдан Государственный жилищный сертификат серии ПС №, размер социальной выплаты - 1856,5 тыс. рублей. В соответствии с уведомлением управления учета и найма жилья мэрии г. Калининграда от 17 сентября 2007 года на основании решения городской комиссии от 17 августа 2007 года Филиппова С.В. была включена в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2008 году составом семьи 2 человека (заявительница и ее дочь Левина В.В.). Членом семьи получателя государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) Левиной В.В. осуществлена сделка по отчуждению принадлежащего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения в течение 5 лет, предшествующих получению ГЖС. При расчете размера предоставляемой жилищной субсидии на приобретение жилого помещения произведен вычет, сумма которого составила 703,3 тыс. рублей. Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ установлено, что если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения. При определении размера вычета учитывалась кадастровая стоимость принадлежащих Левиной В.В. 6/14 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, д,66, <адрес>. Размер сделки отчуждения жилого помещения согласно договору купли-продажи от 18 сентября 2020 года составляет 2100,0 тыс. рублей. Учитывая изложенное, размер вычета в рассматриваемой ситуации должен был рассчитываться исходя из суммы, полученной собственником жилья по договору купли-продажи: 2100, 0 тыс. рублей / 14 долей х 6 долей = 900,0 тыс. рублей. В результате при оформлении ГЖС серии ПС № ущерб федеральному бюджету составил 196,7 тыс. рублей: 900,0 тыс. рублей -703,3 тыс. рублей = 196,7 тыс. рублей. В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2022 года № 1055/пр ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России в период с 20 марта по 24 марта 2023 года в Министерстве социальной политики Калининградской области проведено контрольное мероприятие по вопросам обоснованности оказания государственной поддержки в обеспечении жильем категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства. По результатам контрольного мероприятия выявлены нарушения, имевшие место при предоставлении государственных жилищных сертификатов гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Министерство социальной политики Калининградской области обязали принять меры по устранению выявленных нарушений. С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ, истец просил суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 196,7 тыс. рублей.
Ответчик Филиппова С.В. обратилась в суд с встречным исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, в котором она, выражая несогласие с суммой предоставленной социальной выплаты, расчетом жилищного сертификата, указала, что 20 июня 2022 года ей в Министерстве социальной политики Калининградской области был выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека, как гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Основания для выдачи сертификата у Филипповой С.В. имелись. Расчет произведен на состав семьи - 2 человека. Однако сертификат был выдан 20 июня 2022 года, то есть во втором квартале 2022 года, а расчет произведен в соответствии с приказом от 17 декабря 2021 года № 955/пр «Показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2022 года (в рублях)». Также, показатель стоимости взят не по <адрес> - 76 301 рублей, а средний по Российской Федерации - 69 261 рублей. Полагая, что такой расчет нарушает права Филипповой С.В. и члена ее семьи Левиной В.В., указывает, что он должен был быть произведен по состоянию на II квартал 2022 года, при руководстве приказом № 215/пр от 29 марта 2022 года, где норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Калининградской области составляет 80 859 рублей. Таким образом, расчет необходимо было произвести, исходя из следующих показателей: состав семьи владельца сертификата (без учета владельца сертификата) 1 человек; норматив общей площади жилого помещения 42 кв.м, норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Калининградской области (на основании приказа) 80 859 рублей, повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 1,10; норматив предоставления социальной выплаты 80,00%, сумма сертификата равна 2 988 549 рублей. С учетом изложенного просила обязать Министерство социальной политики Калининградской области произвести перерасчет государственного жилищного сертификата серии ПС №, выданного 20 июня 2022 года Филипповой С.В. на состав семьи 2 человека.
В судебное заседание истец Министерство социальной политики Калининградской области (далее – Министерство) своего представителя не направил, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель Министерства по доверенности Антонова М.А. требования искового заявления поддержала по изложенным в нем доводам, просила его удовлетворить. Против удовлетворения встречного искового заявления возражала по доводам своего письменного отзыва, согласно которому расчет социальной выплаты был осуществлен Министерством социальной политики Калининградской области в соответствии с нормами действующего законодательства, ввиду чего оснований для произведения перерасчета и удовлетворения требований Филипповой С.В., заявленных во встречном исковом заявлении, не имеется.
В судебном заседании ответчик Филиппова С.В. и ее представитель по устному ходатайству Царицына Л.В. доводы встречного иска поддержали, против удовлетворения иска Министерства возражали, указав, что вышеуказанное исковое заявление не имеет законных оснований, фактический состав неосновательного обогащения в действиях Филипповой С.В. отсутствует, правовые основания для получения жилищного сертификата у нее имелись, все документы, необходимые для правильного расчета выплаты, были ею истцу предоставлены. Допущенная истцом ошибка в расчете не может быть поставлена в вину Филипповой С.В., которая действовала добросовестно. Просили в иске Министерства отказать и удовлетворить требования встречного иска.
Третье лицо Левина В.В. в судебном заседании против удовлетворения иска Министерства возражала, полагая его требования необоснованными, встречный иск Филипповой С.В. поддержала, просила его удовлетворить.
Третье лицо ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России своего представителя в суд не направило, извещалось судом надлежаще. Представило в суд письменный отзыв, в котором указало, что спорный государственный жилищный сертификат выдавался исходя из расчета на состав семьи из 2 человек: Филиппова С.В. (получатель социальной выплаты) и ее дочь - Левина В.В. 18 сентября 2020 года Левиной В.В была совершена сделка, направленная на отчуждение 6/14 долей в праве общей долевой собственности в жилом помещении, расположенному по адресу: <адрес>. Согласно договору купли - продажи, стоимость отчуждения вышеуказанной доли, принадлежащей Левиной В.В., составила 2 100 000 рублей. По причине совершения сделки, направленной на отчуждение принадлежащей на праве собственности Левиной В.В. части жилого помещения, был произведен вычет в размере 703 300 рублей из суммы социальной выплаты. При формировании данного вычета для основы перерасчета была ошибочно использована кадастровая стоимость вместо суммы, фактически полученной Левиной В.В. по договору купли-продажи. Из смысла статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ следует, что приоритетным механизмом вычета является уменьшение суммы социальной выплаты на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации расчет размера суммы уменьшения социальной выплаты должен был осуществляться следующим образом (исходя из суммы, полученной собственником по договору купли-продажи): 2 100 000 руб. /14 долей х 6 долей = 900 000 рублей. 900 000 - 703 300 (сумма фактического вычета) = 196 700 рублей. Таким образом, ущерб федеральному бюджету при выдаче государственного жилищного сертификата составил вышеуказанную сумму, а сумма социальной выплаты должна была составлять 1 659 700 рублей. В то же время, 20 июня 2022 года Филипповой С.В. был выдан государственный жилищный сертификат серии ПС № от 20 июня 2022 года. Размер социальной выплаты составил 1 856 513 рублей. В период с 20 по 24 марта 2023 года комиссией ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России проводились выездные контрольные мероприятия по проверке исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в Калининградской области. По результатам контрольных мероприятий Комиссией составлен акт от 24 марта 2023 года, где было отражено нарушение, связанное с выдачей Филипповой С.В. вышеуказанного государственного жилищного сертификата. С учетом изложенного, просило удовлетворить исковое заявление Министерства.
Заслушав ответчика (истца по встречному иску), ее представителя, третье лицо, исследовав представленные в деле доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-2042/2019 по иску Филипповой С.В. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании права состоять в очереди на получение жилищной субсидии с составом семьи 2 человека, восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, Филиппова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 1982 года по 1999 год работала в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области.
В связи с прибытием на место постоянного жительства в г.Калининград Филиппова (на тот момент носила фамилию Червенщук) С.В. 27 марта 2007 года обратилась в Мэрию г.Калининграда с заявлением о постановке ее на учет для получения жилищной субсидии как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, составом семьи 2 человека, включая дочь Червенщук В. В. (в настоящее время – Левина), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением городской комиссии мэрии г.Калининграда (протокол от 17.08.2007 №16) Червенщук (в настоящее время Филиппова) С.В. составом семьи 2 человека, в том числе Червенщук (в настоящее время Левина) В.В., были включены в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья (жилищных субсидий) в рамках Федерального закона № 125-ФЗ, по городскому округу «Город Калининград».
В данном списке истица составом семьи 2 человека непрерывно числилась до 29 июня 2018 года.
Как следует из материалов учетного дела истицы, в 2009, 2013 годах, июне 2017 года она подтверждала выписками из ЕГРП отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимости на себя и дочь Червенщук В.В. по всей территории Российской Федерации.
Приказом министра социальной политики Калининградской области № 391 от 29 июня 2018 года Филиппова С.В. снята с указанного учета граждан по основаниям подпункта «г» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 – в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Заключив о незаконности вынесенного Министерством социальной политики приказа от 29 июня 2018 года № 391 о снятии Филипповой С.В. и Левиной В.В. с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по основаниям, установленным подпунктом «г» пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 879, суд признал право за Филипповой С.В. составом семьи 2 человека, включая Левину В.В., состоять в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет граждан, имеющих прав на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. с 17 августа 2007 года, и обязал Министерство социальной политики Калининградской области восстановить Филиппову С.В. составом семьи 2 человека, включая Левину В.В., в указанной очереди с даты постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. с 17 августа 2007 года.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 22 апреля 2022 года Министерство обратилось в адрес Филипповой С.В. с письменным обращением, в котором указало, что при проведении проверки ее учетного дела было установлено, что ее дочери, Левиной В.В. в 2020 году принадлежало на праве общей долевой собственности 12/14 доли (в равных долях с супругом) в жилом объекте по адресу: <адрес>. В связи с этим Министерство направило запрос в Федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 2911/09 от 11 марта 2022 года с просьбой дать разъяснения о порядке выдачи государственного жилищного сертификата и расчета размера его стоимости. Учреждение сообщило, что при расчете размера жилищной субсидии следует руководствоваться ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей». На основании изложенного истец сообщил ответчику, что государственный жилищный сертификат будет выдан на сумму, рассчитанную согласно ст. 5 вышеуказанного Закона с учетом вычета стоимости доли жилого объекта, принадлежавшей ее дочери. Для корректного расчета суммы государственного жилищного сертификата указало на необходимость предоставления в Министерство информации о кадастровой или инвентаризационной стоимости жилого объекта по адресу: <адрес>, по состоянию на дату заключения договора об отчуждении данного жилого помещения.
Как следует из дела и пояснений ответчика (истца) Филипповой С.В., третье лица Левиной В.В. в суде, по запросу Министерства документы, связанные с отчуждением квартиры, ими были представлены.
20 июня 2022 года Министерством социальной политики Калининградской области Филипповой С.В. был выдан государственный жилищный сертификат серии ПС № о предоставлении социальной выплаты для приобретение жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в размере 1 856 513 рублей для приобретения жилого помещения на территории Калининградской области на состав семьи – 2 человека: Филиппова С.В., Левина В.В. (дочь), исходя из следующих показателей: состав семьи владельца сертификата (без учета владельца сертификата) 1 человек; норматив общей площади жилого помещения 42 кв.м, норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 69 261 рублей, повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м общей жилого помещения по Российской Федерации 1,10, норматив предоставления социальной выплаты 80,00%, сумма на которую уменьшается размер социальной выплаты 703 374 рублей.
При этом размер указанной социальной выплаты был уменьшен на 703 374 рублей ввиду того, что членом семьи получателя государственного жилищного сертификата Левиной В.В. была осуществлена сделка по отчуждению принадлежащего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения в течение 5 лет, предшествующих получению ГЖС – квартиры по адресу: <адрес> (размер доли 6/14) на основании договора купли-продажи квартиры от 18 сентября 2020 года, заключенного между Левиной В.В., действующей от себя и от Левина В.В., а также как законный представитель Мурадова Т.Р., Левина М.В. и Муравьевой И.Э. в лице Шубиной О.П., исходя из расчета: 1 641 207 (кадастровая стоимость) / 14 х 6.
Филипповой С.В. данный жилищный сертификат был реализован. На основании договора купли-продажи квартиры от 24 августа 2022 года ею и третьим лицом Левиной В.В. в общую долевую собственность (по ? доли в праве) было приобретено жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, площадью 67,8 кв.м, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, копией договора купли-продажи.
Так, Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон № 125-ФЗ) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных, субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 5 Закона № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется в том числе, исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу ст. 6 данного Закона, в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Данные нормы корреспондируют положениям п.15 (1) Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», согласно которым в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Как следует из письменных пояснений ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России, представленных в дело, при формирования вычета для основы перерасчета была ошибочно использована кадастровая стоимость отчужденного Левиной В.В. имущества, вместо суммы, фактически полученной Левиной В.В. по договору купли-продажи.
Кроме того, в дело представлен приказ от 13 декабря 2022 года № 1055/пр Минстроя России об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, подлежащих проверке в 2023 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», акт контрольного мероприятия по проверке исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в Калининградской области от 24 марта 2023 года, согласно которому ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России была проведена проверка обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений посредством механизма государственных жилищных сертификатов категориям граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, по результатам которой было установлено, что сертификат серии ПС № от 20 июня 2022 года был выдан получателю Филипповой С.В. на состав семьи 2 человека, размер субсидии 1 856,5 тыс. рублей. Членом семьи (дочерью) получателя государственного жилищного сертификата Левиной В.В. осуществлена сделка по отчуждению принадлежавшего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения, в течение 5 лет, предшествующих получению ГЖС (адрес жилого помещения: <адрес>). При расчете размера предоставляемой жилищной субсидии на приобретение жилого помещения произведен вычет, сумма которого составила 703,3 тыс. рублей. При этом, при определении параметров вычета в нарушении норм статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» учитывалась кадастровая стоимость 6/14 долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Размер сделки отчуждения жилого помещения (согласно договору от 18.09.2020 г.) составляет 2 100 000 рублей. Учитывая изложенное, размер вычета в рассматриваемой ситуации должен был рассчитываться исходя из суммы, полученной собственником жилого помещения по договору купли-продажи.
В соответствии с положениями ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Разрешая требования иска Министерства социальной политики Калининградской области, исходя из характера и назначения предоставленной Филипповой С.В. меры социальной поддержки, суд заключает, что выдача жилищного сертификата на получение социальной выплаты по своей правовой природе направлена на обеспечение основных потребностей человека в жилье и относится к денежным суммам, перечисленным п. 3 ст. 1109 ГК РФ, и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, наличие которых обязана доказать сторона, требующая возврата выплаченных сумм.
Добросовестность Филипповой С.В. при разрешении требований Министерства презюмируется, бремя доказывания ее недобросовестности возлагается на истца, требующего возврата названных выплат. Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, таких доказательств истцом представлено не было.
Допущенная истцом в расчете размера социальной выплаты с использованием не того норматива ошибка, не может расцениваться как счетная ошибка, а потому при отсутствии в данном случае недобросовестности в действиях ответчика, излишне полученные ею по жилищному сертификату денежные средства, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения истцу, на которого возложена обязанность по соблюдению требований закона при расчете социальной выплаты и надлежащему оформлению документов, связанных с выдачей жилищного сертификата для приобретения жилья.
Разрешая требования встречного искового заявления Филипповой С.В., суд также не находит правовых оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Так, в силу ст. 5 Закона № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом:
Категории граждан и их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Норматив предоставления жилищных субсидий (в процентах) |
Граждане, имеющие стаж работы: |
|
от 15 до 20 лет |
80 |
Согласно положениям Приказа Минстроя России от 17 декабря 2021 года № 955/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2022 года» норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года утвержден в размере 69 261 рубля.
При расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации: для Калининградской областей - 1,1 (п.14 Постановления Правительства № 153).
Исходя из изложенного, вопреки суждению ответчика (истца) Филипповой С.В. расчет социальной выплаты (69 261 х 42 х 80% х 1,1 – 703 374 = 1 856 513 рублей) был осуществлен Министерством сообразно нормам действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Как указано выше, Приказом Минстроя России от 17 декабря 2021 года № 955/пр норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 69 261 рубля установлен на все первое полугодие 2022 года (сертификат выдан 20 июня 2022 года).
Суд отклоняет доводы стороны ответчика (истца) Филипповой С.В. о необходимости применения при расчете норматива средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения по Калининградской области, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в условиях рыночной экономики размер субсидии для приобретения жилого помещения может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные или заемные (кредитные) средства (Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П; определения от 4 июня 2007 года N 520-О-О, от 21 февраля 2008 года N 99-О-О и от 3 апреля 2014 года N 688-О); порядок же расчета жилищной субсидии учитывает единство экономического пространства Российской Федерации (определения от 28 сентября 2017 года N 1947-О и от 27 марта 2018 года N 686-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 28.09.2017 N 1947-О) оспариваемая норма (ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ) - с учетом единства экономического пространства Российской Федерации - предусматривает, что размер жилищной субсидии для определенной категории граждан определяется исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации. При этом как выбор места жительства, так и выбор конкретного жилого помещения для проживания определяются самим гражданином исходя из его конкретной жизненной ситуации.
Кроме того, как следует из приведенных выше правовых норм, социальная выплата имеет исключительно целевое назначение. Ответчиком (истцом) государственный жилищный сертификат серии ПС № получен 20 июня 2022 года, в августе 2022 года реализован для оплаты приобретаемого жилого помещения, установленный срок его действия истек (выдан до 20 января 2023 года), что исключает возможность выдачи иного сертификата, а также пересчет суммы социальной выплаты и доплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства социальной политики Калининградской области, встречные исковые требования Филипповой С. В. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Судья Неробова Н.А.