Мировой судья Паршаков А.В.
Дело № 12-61/2022 (№ 5-218/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Губаха 25 мая 2022 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края Брызгалов В.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Обирина А.А., его защитника Поляниной А.А., рассмотрев жалобу Обирина А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ООО «ФКУ» Обирина А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ООО «ФКУ» Обирин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ФКУ» Обирин А.А. обратился в суд с жалобой, согласно которой просит оспариваемое постановление отменить. Заявленные требования мотивированы тем, что постановление мировым судьей вынесено за сроками давности привлечения к административной ответственности, который составляет 3 месяца. Предписание ИГЖН Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № неисполнимо, о чем указано ООО «ФКУ», поскольку работы по приобретению, восстановлению и установке автоматического регулятор температуру в системе горячего водоснабжения не предусмотрены ни Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, ни Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни договорами управления многоквартирным домом, соответственно они не возлагают на управляющую компанию обязанность по установке и введению в эксплуатацию регулятора температуры системы горячего водоснабжения в рамках мероприятий по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. ООО «ФКУ» предложило собственникам многоквартирного дома провести собрание и принять решение об установке автоматического регулятора, собственники считают нецелесообразным оплачивать стоимость работ и услуг по приобретению и установке теплорегуляторов. ООО «ФКУ» приняло от прежней управляющей компании многоквартирный дом без регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения (отсутствует техническая документация на данное оборудование), соответственно в составе общего имущества собственников МКД они отсутствуют, как следствие обязанность по содержанию данного оборудования не может быть возложена на ООО «ФКУ». Работы по приобретению и монтажу регулятора температуры горячего водоснабжения не относятся к текущему ремонту, а квалифицируются как капитальный ремонт. Регуляторы температуры устанавливаются только в рамках капитального ремонта, с составлением и согласованием проектной документации. Выполнение предписания является нецелесообразным до проведения капитального ремонта системы ГВС многоквартирных домов, что следует из технического отчета по оценке технического состояния общего имущества МКД, согласно которым необходимо выполнить полную замену трубопроводов системы ГВС. Температура горячего водоснабжения не превышает установленных норм, так как в соответствии с температурным графиком работы ТС г. Губаха на отопительный сезон 2020-2021 г., температура подачи теплоносителя, не соответствует установленному графику, следовательно, предусматривать установку регуляторов температуры горячим водоснабжения, при средней подачи теплоносителя 60С, в обслуживаемом жилом фонде не имеет смысла. Предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить было не возможно, в виду большого объема работ, недостатка времени на согласование всех документов для выполнения установки терморегуляторов по каждому дома в отдельности, а также недостатка денежных средств, необходимых для оплаты указанных работ по всем домам единовременно.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Обирин А.А. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к жалобе поддержал в полном объеме, дополнительно показал, что общество работает во исполнение представления ИГЖН, занимаются поиском финансирования, поскольку у управляющей компании в данном направлении имеются проблемы. Управляющая компания предпринимает все меры для установки автоматического регулятора температуры воды в системе ГВС. Жалоб от жителей дома не поступало. Исходя из технической документации на дом, установка автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения, не предусмотрена, в связи с чем не требуется.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Полянина А.А. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, дополнительно показала, что законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании на подключение и приобретение автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения, инициировать данную процедуру могут только после собрания собственников жилья. Предписание выдано с нарушением, установка автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения относится к капитальному ремонту, в связи с чем на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по его установке. Собственники жилья не согласны с установкой автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, извещено, представлен письменный отзыв.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также Правила N 491), в силу пунктов 5 и 6 которых, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям) должна быть не менее 60 °С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды из водонагревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водозаборных точках, но не более 75 °С.
В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, помимо прочего относится постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
В судебном заседании установлено и из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ООО «Форма качественного управления» выдано предписание № согласно которому ООО «Форма качественного управления» в срок по ДД.ММ.ГГГГ обязано устранить выявленные нарушения в доме по адресу: <адрес>, в виде отсутствия автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения в подвальном помещении, расположенном в районе подъезда №.
Данное предписание получено представителем ООО «Форма качественного управления» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ________________ часов ________________ минут в ходе проведения внеплановой, документарной проверки в отношении ООО «Форма качественного управления» установлено, что ООО «Форма качественного управления» не исполнило предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не оборудовало в подвальном помещении в районе подъезда № автоматический регулятор температуры воды в системе горячего водоснабжения.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления заместителем начальника отдела протоколов об административных правонарушениях – государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении директора ООО «Форма качественного управления» Обирина А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; лицензией от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о результатах проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола не установлено.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание нарушений требований жилищного законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные со стороны директора ООО «ФКУ» Обирина А.А.
Сведений о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ обжаловалось в установленном законом порядке не представлено.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор коммерческой организации, являясь единоличным исполнительным органом, в полной мере наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директором ООО «ФКУ» Обириным А.А. не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства в установленный срок по ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в деянии директора ООО «ФКУ» Обирина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики) и обеспечивать их сохранность и работоспособность (пункт 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, далее также Правила N 170).
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется в том числе путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1, пункт 9.5.1 Правил N 170).
Регулятор температуры - это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Пунктом 5.1.2 Правил N 170 обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов в совокупности, обязанность по обеспечению соответствия температуры воды в системе горячего водоснабжения дома, находящегося на обслуживании, в том числе путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов, возлагается на управляющую организацию.
ООО «ФКУ», взимающее с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, обязано соблюдать общеобязательные требования, необходимые для обеспечения условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
В этой связи, доводы рассматриваемой жалобы, о том, что проведение работ по установке регуляторов горячего водоснабжения необоснованно возложено на ООО «ФКУ», поскольку такие работы должны относится к капитальному ремонту, а не к текущему, что в свою очередь свидетельствует о незаконности выданного управляющей компании предписания, является несостоятельными.
Кроме того, вопреки доводам жалобы отсутствие решений общих собраний собственников о проведении капитального ремонта, в том числе об установке автоматических регуляторов температуры, а также отсутствия финансовой возможности не освобождают управляющую организацию от исполнения возложенных на нее обязанностей.
Поскольку в силу п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрена обязательная установки автоматического регулятора в системе горячего водоснабжения, доводы жалобы об отсутствии технической возможности исполнения предписания, отсутствии указания на установку данного оборудования в договоре управления МКД, о приеме дома от прежней управляющей компании в имеющемся состоянии, являются несостоятельными.
Вопреки доводам заявителя срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюден.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Санкцией части 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Объективных данных о том, что исполнение предписания инспекции государственного жилищного надзора Пермского края невозможно по объективным причинам, а также, что установка автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения возможна лишь путем реконструкции всей сети горячего водоснабжения многоквартирного дома, в материалах дела не представлено, напротив установлено, что для установки автоматического регулятора температуры воды в система горячего водоснабжения не требуется проведение реконструкции тепловых узлов, а необходима их доукомплектация непосредственно автоматическими регуляторами температуры горячего водоснабжения.
Таким образом, доказательств принятия должностным лицом – Обириным А.А. всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований законного предписания по устранению всех выявленных нарушений в материалы дела не представлено, документы, представленные им и его защитником о направлении писем в адрес третьих лиц с целью согласования рапорт по установке автоматического регулятора температуры воды в системе горячего водоснабжения, с учетом сроков, установленных для выполнения предписания (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), об обратном не свидетельствуют.
Основания для признания данного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным и освобождении должностного лица от ответственности отсутствуют, поскольку обществом не соблюдены общеобязательные требования, необходимые для обеспечения условий для безопасного и благоприятного проживания граждан, что, безусловно, нарушает право жильцов на благоприятные и безопасные условия проживания.
Нарушений процедуры привлечения должностного лица к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено, в соответствии с требованиями ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии верно установленных смягчающих административную ответственность обстоятельств, при отсутствии отягчающих, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, в виде административного штрафа, в пределах санкции статьи. Назначенное наказание соответствует принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены, либо изменения оспариваемого постановления не нахожу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «ФКУ» Обирина А.А. – оставить без изменений, жалобу Обирина А.А. – без удовлетворения.
Судья В.Д. Брызгалов