Дело № 2-717/2023
УИД: 59RS0030-01-2023-000541-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Томиловой И.С.,
при секретаре судебного заседания Саваляевой И.Р.
с участием прокурора Миндубаевой Ю.А., представителя ответчика ООО «Осинский машиностроительный завод» Патокина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Осинский машиностроительный завод» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Осинский машиностроительный завод» о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> мероприятия по уменьшению выбросов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий. В обоснование иска указано, что в феврале 2022 года на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ООО «Осинский машиностроительный завод», осуществляющем деятельность по механической обработке металлических изделий по адресу: <адрес>. Производственная площадка по данному адресу поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВОС): объект 57-0259-003297-П, федеральный уровень надзора, II категория негативного воздействия. Представленный предприятием план мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ согласован Государственной инспекцией по экологии природопользованию Пермского края в составе проекта предельно допустимых выбросов 07.05.2013, на основании ранее действовавшего законодательства, которое на сегодняшний день является неактуальным. С учетом изложенного, ООО «Осинский машиностроительный завод» обязано разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий и согласовать их с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края. Неисполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности может повлечь его загрязнение, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой 21.02.2022 директору предприятия внесено представление № 2-2-2022, требования которого до настоящего времени в полном объеме не исполнены. Так, на момент внесения представления предприятию надлежало принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в том числе: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; рассчитать нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представить в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края декларацию о воздействии на окружающую среду; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского краю мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления НМУ; разработать паспорта на ГОУ и иные документы в соответствии с требованиями законодательства, а также проводить проверку эффективности их работы. Согласно ответам предприятия от 29.04.2022 N 218, 15.08.2022 N 355, 14.11.2022 N 491, 01.12.2022 № 499, 14.04.2023 № 163 и представленным документам проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; рассчитаны нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края представлена декларация о воздействии на окружающую среду; разработана и утверждена программа производственного экологического контроля, 13.04.2023 в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края направлены для согласования мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ. Письмом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 09.06.2023 N 36-03-01-133 представленные на согласование мероприятия в период НМУ отклонены от согласования в связи с выявленными нарушениями. Таким образом, на сегодняшний день предприятие длительное время осуществляет деятельность в отсутствие согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ, что может повлечь загрязнение атмосферного воздуха и ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края уполномочена на осуществление регионального государственного надзора, который включает в себя, среди прочего, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (п. 1.1 Положения об Инспекции, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 N 212-п).
Прокурор Миндубаева Л.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Патокин Д.А. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что в настоящее время заключен договор с ООО «СОВЭКО» на оказание услуг по «Формированию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (план НМУ) в соответствии с приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811. Кроме того, договором предусмотрено сопровождение согласования Плана НМУ в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. ООО «СОВЭКО» более 10 лет работает в сфере охраны окружающей среды и имеет большой опыт сотрудничества с предприятиями, муниципалитетами и организациями различного профиля. Таким образом, подрядчик по договору выбран с надлежащей степенью осмотрительности, проверены компетенции и установлена фактическая возможность исполнить договор. Подрядчик по договору приступил к выполнению работ и 05.09.2023, направил в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края материалы Плана НМУ на рассмотрение.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что рекомендуемый срок рассмотрения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган. 05.09.2023 ООО «Осинский машиностроительный завод» повторно направило в Инспекцию мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для согласования. На текущую дату данные мероприятия находится в Инспекции на стадии рассмотрения.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Осинский машиностроительный завод» 27.06.2006 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности является обработка металлических изделий механическая..
Пермским межрайонным природоохранным прокурором 10.02.2022 вынесено решение о проведении проверки ООО «Осинский машиностроительный завод» соблюдения требований федерального законодательства на основании рапорта старшего помощника прокурора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом проверки является исполнение законодательства об охране окружающей среды, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проведенной проверки в адрес Генерального директора ООО «Осинский машиностроительный завод» Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, в соответствии с которым ООО «Осинский машиностроительный завод» осуществляет деятельность по механической обработке металлических изделий по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ производственная площадка по данному адресу поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВОС): объект №П, региональный уровень надзора, II категория негативного воздействия. В нарушение требований законодательства действие ранее выданного предприятию разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух закончилось 20.01.2020, новая инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена; нормативы допустимых выбросов не рассчитаны; декларация воздействии на окружающую среду в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края не представлена. Представленные в ходе проверки предприятием программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, утвержденная генеральным директором ООО «Осинский машиностроительный завод» 10.05.2014, и программа производственного контроля в сфере обращения с отходами, утвержденная директором 01.6.2009, не соответствуют Требованиям N 74, что свидетельствует о фактическом не проведении экологического контроля при эксплуатации объекта негативного производственного воздействия. Представленный предприятием план мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ согласован Государственной инспекцией по экологии природопользованию Пермского края в составе проекта предельно допустимых выбросов 07.05.2013, на основании ранее действовавшего законодательства, которое на сегодняшний день является неактуальным. ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (п. 9 Правил эксплуатации N 498). Эксплуатируемый предприятием объект негативного воздействия оборудован 2 ГОУ (дробометная установка и система регенерации), однако в нарушение перечисленных требований паспорт на ГОУ не составлен; проверка фактической эффективности работы ГОУ не проводится; сведения об отходах, образующихся в процессе эксплуатации ГОУ, в том числе об уловленных и обезвреженных загрязняющих веществах, не учтены; реестр ГОУ не ведется; не разработаны программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации ГОУ и др.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной достоверной информации об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их качественных и количественных характеристик, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Указанные нарушения закона стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками предприятия, ответственными за соблюдение законодательства об охране окружающей среды, а также отсутствия надлежащего контроля за деятельностью подчинённых со стороны руководителя предприятия. На основании изложенного прокурор Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры потребовал безотлагательно с участием представителя природоохранной прокуратуры рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в том числе: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; рассчитать нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представить в Государственную инспекцию по экологии и Природопользованию Пермского края декларацию о воздействии на окружающую среду; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии природопользованию Пермского краю мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления НМУ; разработать паспорта на ГОУ и иные документы в соответствии требованиями законодательства, а также проводить проверку эффективности работы и другое.
Согласно ответам ООО «Осинский машиностроительный завод» от 29.04.2022 N 218, 15.08.2022 N 355, 14.11.2022 N 491, 01.12.2022 № 499, 14.04.2023 № 163 и представленным документам проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; рассчитаны нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края представлена декларация о воздействии на окружающую среду; разработана и утверждена программа производственного экологического контроля, 13.04.2023 в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края направлены для согласования мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ.
Письмом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 09.06.2023 N 36-03-01-133 представленные на согласование мероприятия в период НМУ отклонены от согласования в связи с выявленными нарушениями.
Согласно пояснениям Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, представленным в настоящее судебное заседание 05.09.2023 ООО «Осинский машиностроительный завод» повторно направило в Инспекцию мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для согласования. На текущую дату данные мероприятия находится в Инспекции на стадии рассмотрения.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в том числе и его заместитель, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно преамбуле Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В силу пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в силу которых юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий.
Указанные требования распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 1 Требований).
Согласно пункту 3 Требований при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 5 Требований определено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Производственной площадке ООО «Осинский машиностроительный завод» присвоена II категория негативного воздействия.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Осинский машиностроительный завод» не приняты надлежащие меры по разработке и согласованию с компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимых мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.
Наличие у Общества названных мероприятий, разработанных и утвержденных по состоянию на 2013 год, не свидетельствует о соблюдении ООО «Осинский машиностроительный завод» требований законодательства, поскольку указанные мероприятия приняты на основании ранее действовавшего законодательства.
Требования, утвержденные приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811, вступили в законную силу 27.06.2020.
Таким образом, ООО «Осинский машиностроительный завод» до настоящего времени не устранило нарушения, установленные представлением прокурора от 21.02.022, в части разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности может повлечь загрязнение окружающей среды, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Представитель ответчика указанные факты нарушения законодательства не оспаривал.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, длительности неисполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, суд приходит к выводу о необходимости установления срока, в течение которого ООО «Осинский машиностроительный завод» обязано разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО «Осинский машиностроительный завод» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на ООО «Осинский машиностроительный завод» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.
Взыскать с ООО «Осинский машиностроительный завод» в доход бюджета Осинского городского округа государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Томилова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.С. Томилова