УИД: <номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Аладина Д.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску ФИО1 к Администрации Раменского городского округа Московской области, АНО "Центр содержания бездомных животных" о взыскании компенсации морального вреда и затрат на лечение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Раменского городского округа Московской области, АНО "Центр содержания бездомных животных" о взыскании компенсации морального вреда и затрат на лечение, ссылаясь на то, что <дата>. около <адрес> подверглась нападению бродячей собаки. В результате нападения бездомной собаки истцу причинены телесные повреждения в виде укушенной раны запястья правой руки. В результате полученных повреждений 14.09.2023г. истец обращалась за медицинской помощью в ГБУЗ МО "Раменская областная больница", где ей оказана медицинская помощь.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Раменского городского округа Московской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменном отзыве основаниям, пояснив, что администрация надлежащим образом исполняет свои обязанности в части организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, и <дата> ею был заключен муниципальный контракт с АНО "Центр содержания бездомных животных" на отлов, содержание и возврат в прежние места обитания животных без владельцев на территории Раменского городского округа. Администрацией должным образом исполняются переданные полномочия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, истец не представил доказательств, обосновывающих заявленные требования. Поскольку ответчиком не допущено действий (бездействий), повлекших нарушение личных неимущественных прав истца, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика АНО "Центр содержания бездомных животных" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений не представлено.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части. При этом суд исходит из следующего.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
Статья 12 ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу статей 209, 210 ГК РФ собственник имущества обязан содержать его таким образом, чтобы имущество не причиняло вред иным лицам, в противном случае, на собственника может быть возложена обязанность возместить вред, причиненный в результате осуществления права владения и пользования таким имуществом.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (абзац 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 15 названного постановления закреплено, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в ч. 1 ст. 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.
В силу ст. 3 Федерального закона от <дата> N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" животное без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями, утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
Согласно п. ч. 7 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев" в порядок могут включаться положения, предусматривающие, что в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящих методических указаний, привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьями 1, <адрес> от <дата> N <номер>-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области обращения с животными без владельцев" установлено, что органы местного самоуправления городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятии при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Деятельность по обращению с животными - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ.
Согласно п. п. 4 - 9 порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденного распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от <дата> N <номер> деятельность по обращению с животными без владельцев включает проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных (далее - приют) в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них на территории <адрес>, утвержденных распоряжением Министерства; содержание в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории <адрес>; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат содержащихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания, не проявляющих немотивированной агрессии; регистрация и учет всех отловленных животных без владельцев.
В качестве исполнителей мероприятий, указанных в п. 2 настоящего Порядка, привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - специализированная организация).
Специализированная организация осуществляет выезд по отлову животных без владельцев на основании заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев от физических лиц или юридических лиц, полученной посредством Единой системы назначения заданий, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной диспетчерской платформы (далее - Система МП) в течение 48 часов с момента поступления указанной заявки.
Специализированная организация в электронном виде ведет реестр по учету животных без владельцев по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Специализированная организация не менее чем за 24 часа до осуществления мероприятий по отлову животных без владельца информирует орган местного самоуправления и при необходимости заявителя об их проведении.
Физические и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих не снимаемых и несмываемых меток (идентификационных меток), на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган местного самоуправления и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты сотрудникам специализированной организации, проводящим отлов животных без владельцев.
Также п. п. 12, 13 порядка предусмотрено, что отлову подлежат животные, свободно находящиеся на территории городского округа <адрес> без сопровождающего лица, а также находящиеся на территории организаций образования, здравоохранения, культуры.
Отлову подлежат животные без владельцев, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих не снимаемые или несмываемые метки (чипы) и не проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
В судебном заседании установлено, что <дата> между администрацией Раменского городского округа Московской области и АНО "Центр содержания бездомных животных" заключен муниципальный контракт N 2023.002 на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Раменского городского округа.
Из содержания муниципального контракта следует, что за денежное вознаграждение обязанность по отлову безнадзорных животных возложена на АНО "Центр содержания безнадзорных животных".
В соответствии с требованиями п. 1.1. указанного муниципального контракта, исполнитель (АНО "ЦСБЖ") обязуется оказать услуги по отлову, содержанию и ветеринарному обслуживанию животных без владельцев на территории Раменского городского округа в 2022-2023 гг. в соответствии с техническим заданием и перечнем услуг, являющимся неотъемлемой частью муниципального контракта, а заказчик обязан оплатить данные услуги.
В соответствии с требованиями п. 7.3.3. муниципального контракта, в случае ненадлежащего исполнения исполнителем условий контракта. Заказчик возлагает на исполнителя штрафные санкции.
Согласно п. 8.2. муниципального контракта, заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае оказания услуг ненадлежащего качества либо с неоднократным нарушением срока оказания услуг.
В силу требований п. 14.1 стороны при исполнении контракта составляют в виде электронных документов, подписанных УКЭП первичные учетные документы и иные документы, которыми оформляются - оказания услуг, включая все документы, предоставление которых предусмотрено в целях реализации контракта.
В соответствии с п. 1.1. Приложением <номер> к контракту от <номер> (Регламент электронного документооборота) к контракту, регламент электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками <адрес> определяет правила взаимодействия между сторонами контракта, в том числе необходимость использования Единой автоматизированной системы управления закупками <адрес> (ПИК ЕАСУЗ).
В соответствии с требованиями раздела 6, п. 6.1. Технического задания к муниципальному контракту (условия и порядок оказания услуг) исполнитель, в данном случае АНО "ЦСБЖ" приступает к выполнению своих функций по отлову безнадзорных животных после того, как получает от заказчика соответствующую заявку, передаваемую либо посредством "Единой системы назначения заданий, учета и контроля", входящая в структуру ПИК ЕАСУЗ либо посредством электронной почты либо телефонной связью.
Следовательно, все коммуникации между заказчиком и исполнителем контракта, в том числе инициация заказчиком отлова того либо иного животного должны иметь документальное подтверждение, отражающее волеизъявление заказчика на совершение исполнителем реализации функций по отлову и транспортировке животных без владельцев в Раменском г.о.
Самостоятельно исполнитель контракта, в данном случае АНО "ЦСБЖ" выступать инициатором отлова не имеет права, так как муниципальным контрактом определен четкий порядок взаимодействия между сторонами контракта.
Согласно техническому заданию, содержащемуся в приложении к муниципальному контракту, где определен вид и объем работы АНО "ЦСБЖ", отлов животных без владельцев производится на основании заявки из портала "Добродел", полученной посредством "Единой системы назначения заданий, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной диспетчерской платформы".
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявки на отлов безнадзорных животных, находящихся на территории <адрес> на портале "Добродел" "Единой системы назначения заданий, учета и контроля" в <дата> не размещались, никаким иным способом исполнителю АНО "ЦСБЖ" от заказчика не передавались.
Самостоятельно исполнитель контракта АНО "ЦСБЖ" выступать инициатором отлова не имеет права, так как муниципальным контрактом определен четкий порядок взаимодействия между сторонами контракта.
Из материалов дела следует, что <дата>. около <...> истец ФИО1, находясь около <адрес> подверглась нападению бродячей собаки. В результате нападения бездомной собаки ФИО1 причинены телесные повреждения в виде укушенной раны правого предплечья.
В связи с полученными повреждениями <дата>. ФИО1 обращалась за медицинской помощью в ГБУЗ МО "Раменская областная больница", где ей оказана медицинская помощь.
Факт укуса ФИО1 именно бесхозяйной собакой нашел свое полное подтверждение. В силу деликтного обязательства, обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика, чего суду при рассмотрении дела по существу представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация Раменского городского округа является ответственной за вред, причиненный ФИО1, поскольку на администрацию как на орган местного самоуправления возложены обязанности по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, которые надлежащим образом не исполнялись.
Факт нападения безнадзорной собаки на ФИО1 и причинение ей телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией Раменского городского округа <адрес> мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Само по себе заключение муниципального контракта с АНО "ЦСБЖ" не свидетельствует о принятии ответчиком всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Должный контроль за исполнением муниципального контракта со стороны администрации Раменского городского округа <адрес> не осуществлялся. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Администрация Раменского городского округа <адрес> не в полной мере исполняла свои полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа, что привело к нападению безнадзорной собаки на ФИО1
Вместе с тем, оснований для возложения ответственности за вред, причиненный ФИО1, на АНО "ЦСБЖ" не усматривается, поскольку АНО "ЦСБЖ" является лишь исполнителем по заключенному муниципальному контракту. Полномочиями же по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа <адрес> наделен орган местного самоуправления городского округа - администрация Раменского городского округа <адрес>. Муниципальный контракт <номер>.002 на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Раменского городского округа заключен администрацией Раменского городского округа <адрес> с АНО "ЦСБЖ" во исполнение переданных ей государственных полномочий <адрес>. При этом администрация, как заказчик, должна осуществлять контроль за объемом и сроками оказания услуг.
Учитывая, что администрацией Раменского г.о. <адрес> не в полной мере приняты меры по отлову бездомных собак, что впоследствии привело к причинению ФИО1 морального вреда в связи с получением укушенной раны правого предплечья, суд исходит из принципа разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела, претерпевании потерпевшей физической боли, нравственных страданий, появлением у истца страха за свою жизнь и здоровье, чувства незащищенности на улице, ограничения в жизнедеятельности и приходит к выводу о взыскании с администрации Раменского г.о. <адрес> компенсации морального вреда, исходя из заявленных требований, в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
У суда не вызывает сомнений доказанность истцом объективной необходимости прохождения лечения после укуса безнадзорной собаки.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика расходов на лечение подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 1 000 рублей - расходы на приобретение перевязочного материала и медикаментов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Раменского городского округа Московской области за счет казны муниципального образования - Раменского городского округа Московской области пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, стоимость затрат на лечение в размере 1 000 руб.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о компенсации морального вреда в большем размере - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено <дата>г.