Дело № 2-394/2023
УИД 51RS0011-01-2023-000362-80
Мотивированное решение составлено 14 июня 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года город Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Бахаревой И.В.,
при секретаре судебного заседания Дмитриенко Л.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г. Оленегорска Попильнух А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны,
установил:
Прокурор города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества) о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Оленегорска проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество. Согласно паспорту защитного сооружения, акту комплексной проверки защитного сооружения, инвентаризационной карточки защитного сооружения на территории города Оленегорска расположен объект гражданской обороны № 442, убежище, расположенное по адресу: г. ..., не имеющий балансодержателя, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный. МТУ Росимущества меры по включению указанного объекта гражданской обороны в реестр федерального имущества не приняты.
Просит возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № 442 противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: г. ..., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела 26 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сфера» (далее – ООО «Сфера»).
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - МТУ Росимущества не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому вопросы защиты и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций не относятся к компетенции Росимущества и его территориальных органов, правоустанавливающие документы на спорный объект отсутствуют, сведения о спорном имуществе являются неполными и не содержат необходимой информации, позволяющей внести сведения об объекте в реестр федерального имущества, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска. Кроме того, полагает, что заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку требования вытекают из публичных правоотношений, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий.
Определением суда от 17 апреля 2023 года привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Главное Управление МЧС России по Мурманской области.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, поскольку собственник и правообладатель объекта гражданской обороны не определен, он находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона. Считает, что исковые требования правомерно заявлены в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества.
Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, согласно представленному отзыву полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – ООО «Сфера», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, мнения по иску не представил. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 17 апреля 2018 года внесена запись о ликвидации юридического лица.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени органов государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу положений пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся: убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта, иные объекты гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, что следует из пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 утверждено Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества (далее по тексту – Положение), в соответствии с пунктом 2 которого учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 16 Положения).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 12757/09 по делу № А56-19531/2007 указано, что защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой города Оленегорска проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, выявлены нарушения требования законов в сфере оформления прав на федеральное имущество – защитное сооружение гражданской обороны № 442, противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. ...
В соответствии с инвентаризационной карточкой указанного защитного сооружения гражданской обороны от 15 июня 2022 года № 52/442, паспорта защитного сооружения от 6 апреля 2018 года № 442, актом комплексной проверки защитного сооружения от 18 июля 2022 года, расположенного по адресу: г. ..., принятого в эксплуатацию в 1987 году, данное защитное сооружение гражданской обороны балансодержателя не имеет, не используется.
Данным актом установлены тактико-технические характеристики объекта: общая площадь – 376,3 кв. м, вместимость – 260 человек; расположение объекта – встроенное в здание; группа ПРУ – П-5. По техническим характеристикам сооружение к приему укрываемых не готово.
Согласно инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны № 52/444 спорный объект в находится в пользовании третьего лица - ООО «Сфера», которое с 17 апреля 2018 года прекратило свою деятельность.
Вместе с тем, спорный объект не имеет собственника, правообладателя, в реестре государственного имущества Мурманской области не состоит, регистрация права собственности не производилась, что подтверждается сообщением ГОКУ «Центр технической инвентаризации» от 24 мая 2023 года.
Спорный объект относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложения 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, следовательно, со дня вступления в силу данного постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Установленные по делу обстоятельства, с учетом анализа приведенных норм, позволяют суду прийти к выводу о том, что спорный объект, являясь защитным сооружением гражданской обороны, в силу прямого указания закона находится в федеральной собственности, в связи с чем должен быть включен в реестр федерального имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, согласно пункту 4 которого территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Поскольку спорный объект является федеральной собственностью в силу закона, а ответчик, являясь уполномоченным органом, не принял мер по включению объекта в реестр федерального имущества, прокурор в силу положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно заявил требования в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.
Отсутствие собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку в силу приведенных норм ответчик обязан был включить в реестр федерального имущества спорный объект гражданской обороны.
Доводы МТУ Росимущества, приведенные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии правоустанавливающих документов на спорный объект, сведений о собственнике либо владельце противорадиационного укрытия, техническом состоянии объекта, проектной документации, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора, при установленных судом обстоятельствах правового значения не имеют и не освобождают ответчика от возложенной на него законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества.
Суждения ответчика о том, что поданное заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, отклоняются, как основанные на неправильном понимании норм закона.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Заявление прокурора города Оленегорска подано в интересах неопределенного круга лиц и заявленные им требования не возникают из административных и иных публичных отношений, установленных вышеуказанной нормой, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в силу положений статьи 22 указанного кодекса спор подлежал рассмотрению в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
Утверждения ответчика в той части, что учет и охрана объектов гражданской обороны относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, судом отклоняются как несостоятельные.
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Исходя из пункта 3 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются, исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Противорадиационное укрытие имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 17 апреля 2018 года внесена запись о ликвидации юридического лица - ООО «Сфера».
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны может находиться исключительно в федеральной собственности.
При этом на момент разграничения государственной собственности спорное помещение обладало статусом защитных сооружений (убежища), их функциональное назначение не изменилось, в связи с чем он отнесен к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны, подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно Межрегиональное территориальное управление имуществом в Мурманской области и Республике Карелия является надлежащим ответчиком по делу.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по включению в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № 442 – противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: ..., три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № 442 противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: г. ..., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Бахарева