УИД 81RS0003-01-2020-000048-66
Дело № 2-50/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2020 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре судебного заседания Епишиной Н.А., с участием:
представителя истца – Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, третьего лица на стороне истца – ГКУ «Управление лесничества Пермского края» Юрлинского лесничества Половинкина А.Л.,
ответчицы Селезневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Селезневой Анне Николаевне о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с данным иском к Селезневой А.Н., указав в его обоснование, что 15 марта 2018 года между истцом и ответчицей был заключен договор № 27-4/018-СН-18Д купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, по которому Селезнева А.Н. приобрела лесные насаждения в объёме 73 м3 для строительства надворных построек.
Согласно заключенному договору ответчица должна была использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями договора.
При проведении проверки целевого использования древесины Селезневой А.Н. было установлено, что древесина использована на цели, не соответствующие целям её использования.
По указанному договору за нарушение его условий, а также за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, взыскивается неустойка в размере 10-ти кратной стоимости платы, установленной по договору, что составляет 68 780 рублей. Ответчиком неустойка в добровольном порядке не уплачена, её сумму истец просит взыскать с Селезневой А.Н..
В судебном заседании представитель истца – Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Половинкин А.Л., настаивая на удовлетворении иска по приведенным в нём основаниям, заявил об уменьшении суммы, предъявленной ко взысканию с Селезнёвой А.Н., до 27 198 рублей, в связи с частичным исполнением условий договора.
Ответчица Селезнева А.Н. иск признала частично, просила суд снизить размер неустойки, пояснила, что действительно приобрела лес для строительства веранды и надворных построек. Вырубку лесных насаждений по её просьбе производил ФИО6, но брала у него она готовую продукцию – пиломатериал, с использованием которого они с сыном построили теплую веранду, обшили дом. Больше ничего построить не получилось, т.к. сын умер. Поскольку она не работает, а на похороны понадобились деньги, ответчица была вынуждена продать оставшуюся древесину, взяв от ФИО5 вместо пиломатериала деньги. Отметила, что при первичной проверке целевого использования древесины она говорила представителям истца об использовании древесины на строительство веранды, но при составлении акта на её слова не обратили внимания.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 и части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьёй 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
В соответствии с частью 4 ст.77 Лесного кодекса Российской Федерации граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятым Законодательным Собранием Пермского края Законом «Об установлении Порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» от 30.07.2007 № 80-ПК определено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и их ремонта и иных собственных нужд (статья 1). Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством Пермского края. Договор купли-продажи лесных насаждений должен содержать условие, предусматривающее ответственность за нецелевое использование заготовленной древесины (статья 3).
Использование гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие цели ее использования, определенной договором, не допускается. В случае использования гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не по целевому назначению указанный гражданин несет ответственность в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (части 1, 2 статьи 9.1).
На территории Пермского края Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан утверждён постановлением Правительства Пермского края от 23.04.2012 № 229-п.
В силу действия указанных норм 15 марта 2018 года между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (продавцом) и Селезневой А.Н. (покупателем) был заключен договор № 27-4/018-СН-18Д купли-продажи лесных насаждений, по которому Селезневой А.Н. было предоставлено 50 м3 лесных насаждений для заготовки древесины с целью строительства надворных построек.
Лесные насаждения, подлежащие заготовке в обозначенном объёме, переданы истцом Селезневой А.Н. по соответствующему акту в день заключения договора купли-продажи.
По условиям договора Селезнева А.Н. обязалась соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Пользуясь правом, оговорённым в указанном договоре купли-продажи (подпункт «а» пункта 12), 21 октября 2019 года по месту проживания Селезневой А.Н. – <адрес>, продавцом осуществлена проверка соблюдения условий заключённого договора – целевого использования древесины, полученной гражданами для собственных нужд. В ходе проверки составлен акт, из содержания которого следует, что древесина использована Селезнёвой А.Н. не по назначению. При этом какие-либо уточнения, заявления, объяснения в документе отсутствуют, имеется подпись Селезневоё А.Н. об ознакомлении с актом и получении его копии.
Доказательства целевого использования древесины, в ответ на письмо истца от 20 ноября 2019 года, Селезнева А.Н. не представила.
5 декабря 2019 года Селезневой А.Н. направлено претензионное письмо с требованием о выплате неустойки в размере 68 780 рублей, обусловленным нарушением условий договора купли-продажи, согласно которым за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины (подпункт и пункта 17 договора купли-продажи). Письмо получено ответчицей 6 декабря 2019 года.
Сумму неустойки добровольно Селезнева А.Н. не уплатила, что явилось поводом к подаче иска.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п.1 ст.330 ГК Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ответчицей Селезневой А.Н. действительно было допущено нецелевое использование древесины, приобретенной по договору купли-продажи лесных насаждений. В связи с данным обстоятельством исковые требования к ней предъявлены обоснованно.
Однако, в период судебного разбирательства 26 мая 2020 года истцом повторно проведена проверка целевого использования древесины Селезнёвой А.Н., в ходе которой установлено наличие по месту жительства ответчика пристройки в виде веранды с использованием деловой древесины в объёме 30 м3, что свидетельствует о частичном нарушении Селезневой А.Н. условий договора.
В судебном заседании установлено, что Селезнева А.Н. проживает одна, постоянное место работы не имеет, нуждалась в денежных средствах на проведение похорон сына, умершего ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные обстоятельства суд считает возможным признать уважительными причинами частичного нецелевого использования древесины и снизить размер подлежащей взысканию с ответчицы неустойки.
Определяя размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчицы, суд учитывает явное несоответствие размера неустойки, предъявленной истцом ко взысканию, последствиям нарушения обязательства. Суд считает, что в данном случае размер неустойки чрезмерно завышен, значительно превышает сумму возможных убытков, вызванных нарушением обязательства. Кроме того, суд принимает во внимание отсутствие умысла ответчицы на нарушение обязательства, её имущественное положение.
Согласно статье 333 ГК Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым снизить размер неустойки, подлежащей взысканию с Селезневой А.Н., до 2 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Истец был освобождён от уплаты госпошлины при подаче иска, в связи с чем госпошлина подлежит взысканию с ответчицы в доход бюджета муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с Селезневой Анны Николаевны в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края неустойку по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от 15 марта 2018 года в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Селезневой А.Н. государственную пошлину в доход бюджета Юрлинского муниципального округа в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Т.И. Труженикова