Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-53/2022 от 01.11.2022

Судья Юртаева О.А.

Дело № 5-2536/2022 (№ 7-53/2022)

УИД: 79RS0002-01-2022-006036-85

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2022 г.                                                г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника федерального казённого учреждения «Следственный изолятор <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» ФИО1 на постановление Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 20.10.2022, вынесенное в отношении Лобыгина И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.10.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в отношении Лобыгина И.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Лобыгина И.В. состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, уполномоченное на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, должностное лицо - начальник ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по ЕАО ФИО1 подал жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Мотивируя жалобу, указывает на необходимость использования администрацией следственных изоляторов систем видеонаблюдения в камерных помещениях, поскольку надзор в СИЗО - это система организационно-практических мер, направленных на постоянный контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных, является частью механизма, обеспечивающего их личную безопасность.

Также указывает, что для выполнения задач по осуществлению надзора при помощи системы охранного телевидения (СОТ) в СИЗО назначаются операторы постов. Отсюда следует, что функция оператора напрямую связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности на территории учреждения, что является объективной стороной правонарушения.

Не согласен с выводом суда, что подозреваемые, обвиняемые и осуждённые, содержащиеся ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по ЕАО, не являются субъектами правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

В судебное заседание должностные лица ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных ходатайств об отложении судебного заседания на момент рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Лобыгин И.В., участвующий в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи на разъяснение ему прав, предусмотренных статьёй 25.1 КоАП РФ, подтвердил, что права ему понятны, просил постановление судьи оставить без изменения. Дополнительно пояснил, что камеру закрыл, так как она была направлена на туалет.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив содержание обжалуемого судебного акта, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения Лобыгина И.В., прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что копия постановления районного суда
от 20.10.2022 получена ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по ЕАО 24.10.2022, что подтверждается копией страницы из разносной книги(л.д. 19). В Биробиджанский районный суд ЕАО указанная жалоба поступила 26.10.2022 (л.д. 20), то есть в установленный законом срок.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.3 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, либо воспрепятствовании исполнению ими служебных обязанностей.

Таким образом, привлечение к ответственности по данной норме возможно, если субъектом не выполнено законное распоряжение или требование вышеуказанных сотрудников, отданное в связи с исполнением должностными лицами обязанностей в конкретной сфере, связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, а равно созданы препятствия к исполнению ими служебных обязанностей в обозначенной сфере.

Как следует из материалов дела Лобыгин И.В., ранее судимый: 26.06.2014 Абаканским городским судом <...> по пунктам <...> УК РФ к лишению свободы на срок <...> с отбыванием в <...>, освобождён по отбытию наказания 05.02.2016; 15.11.2017 Советским районным судом г. <...> по части <...> УК РФ к лишению свободы на срок <...> лет с отбыванием в <...>, неотбытая часть наказания составляет <...>, приговором Облученского районного суда ЕАО от 13.07.2022 был осуждён по <...> УК РФ (с применением статьи <...> УК РФ (приговор Советского районного суда г. <...> от 15.11.2017) к <...> лишения свободы с отбыванием в <...>. В отношении Лобыгина И.В. избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, взят под стражу в зале суда. Приговор вступил в законную силу 01.11.2022.

26.09.2022 в 16 часов 35 минут, Лобыгин И.В., находясь под стражей в ФКУ СИЗО<...> УФСИН России по ЕАО, отбывая дисциплинарное взыскание в помещении карцера, занавесил объектив камеры видеонаблюдения, чем препятствовал осуществлению надзора с использованием видеотехники. На законные требования оператора поста СОТ открыть объектив камеры видеонаблюдения, Лобыгин И.В. не реагировал.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Лобыгина И.В.протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ (л.д. 2).

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях
Лобыгина И.В.состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, поскольку за невыполнение обязанностей, установленных в целях обеспечения специального режима данных учреждений, к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания, предусмотренные статьёй 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда не имеется.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности; не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц (статья 36 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

В случаях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.06.1995 № 103-ФЗ, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 (далее - Правила внутреннего распорядка).

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы применяются к находящимся в следственных изоляторах (помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов) осужденным к лишению свободы, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденным к лишению свободы, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания; осужденным к лишению свободы, направляемым к месту отбывания наказания либо перемещаемым из одного ИУ в другое под конвоем; осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в ИК, ВК или тюрьме, оставленным в СИЗО либо переведенным в СИЗО из указанных ИУ для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений; осужденным к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (пункт 2).

Как указано в пункте 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, в СИЗО в порядке, установленном Федеральным законом от 15.06.1995 № 103-ФЗ, УИК РФ и на условиях отбывания наказания в ИУ, определенном приговором суда, содержатся: осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительное учреждение для отбывания наказания; осужденные к лишению свободы, направляемые к месту отбывания наказания либо перемещаемые из одного места отбывания наказания в другое под конвоем; осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ, оставленные в СИЗО либо переведенные в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).

Указанные осужденные к лишению свободы пользуются правами, установленными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, за исключением осужденных к лишению свободы, находящихся в СИЗО в качестве подозреваемого (обвиняемого), которые пользуются данными правами в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 15.06.1995 № 103-ФЗ.

Настоящие Правила обязательны для администрации СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, иных лиц, находящихся на территории СИЗО (пункт 4).

В силу пункта 9.2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые обязаны выполнять законные требования администрации СИЗО.

В соответствии с пунктом 11.19 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемым и обвиняемым запрещается закрывать объективы камер видеонаблюдения, приводить в нерабочее состояние и нарушать целостность аудио- и видеотехники, используемой в целях осуществления надзора, воздействовать на их работу.

За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор, водворение в карцер на срок до пятнадцати суток (статья 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

С учётом изложенного, неисполнение подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, установленных обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ ответственность в виде перечисленных мер взыскания.

Данные действия не охватываются объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

При этом часть 2 статьи 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях).

Под деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, и (или) направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (обеспечение правопорядка на улицах, в общественных местах).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность лиц, содержащихся в следственном изоляторе, за воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудниками органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, поскольку в данном случае соответствующие обязанности не связаны с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Таким образом, вопросы выполнения установленных к подозреваемым и обвиняемым обязанностей регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ, а не КоАП РФ.

Также действия Лобыгина И.В., указанные в протоколе, как осужденного, посягали на установленный порядок отбывания наказания, нарушение которого влечёт применение к осужденному мер взыскания в соответствии с положениями статьи 115 УИК РФ.

Согласно материалам дела к Лобыгину И.В. за допущенное нарушение постановлением от 29.09.2022 в соответствии со статьёй 115 УИК РФ применена мера взыскания в виде выговора.

При вынесении обжалуемого постановления судьёй районного суда соблюдены требования статьи 24.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 20.10.2022 оставить без изменения, жалобу начальника федерального казённого учреждения «Следственный изолятор <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                        Р.В. Тимиров

7-53/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Лобыгин Иван Валерьевич
Другие
Начальник подполковник внутренней службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЕАО Митяев С.О.
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Тимиров Руслан Викторович
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
os--brb.sudrf.ru
02.11.2022Материалы переданы в производство судье
22.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее