Решение по делу № 2-36/2017 (2-1704/2016;) ~ М-1585/2016 от 11.11.2016

Дело № 2-36/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

26 января 2017 года г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе: председательствующего судьи Томилиной Е.А.,

при секретаре Дворецкой Ю.Н.,

с участием представителя истца Шергиной Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Палкина А.А., действующего на основании Устава,

представителя третьего лица администрации Тулумбаихинского сельского поселения Дудиной Л.Н., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел

к Оханскому муниципальному унитарному предприятию « Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант»,

о признании действий противоправными и о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарного законодательства

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к Оханскому муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» о признании противоправными действий в отношении граждан проживающих в д. <адрес>, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению из водного объекта (скважины ) водопровода д. <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства; о возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей- граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно: обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения д. <адрес> и получить заключение органа Роспотребнадзора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. <адрес> использования водных объектов в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указывают, что по результатам внеплановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Оханского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» было установлено, что предприятием при оказании коммунальных услуг по добыче и распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства. После окончания проверки ОМУП «ЖКХ «Гарант» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

Пункты 1. 2 Предписания предприятием не выполнены, а именно:

-ОМУП «ЖКХ «Гарант» не получено заключение органа Роспотребнадзора на проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> (скважина ) <адрес>;

- ОМУП «ЖКХ «Гарант» допускает использование водного объекта (скважины ) водопровода д. <адрес> без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. <адрес> использования водных объектов.

В связи с вышеизложенным, ОМУП «ЖКХ «Гарант» при осуществлении деятельности по добыче и распределению воды из водного объекта (скважины ) водопровода д. <адрес> - населению д. <адрес>, допустило нарушение ст.ст. 11, 18, Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п. 3.6. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Допущенные нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей ОМУП «ЖКХ «Гарант» являются услугой ненадлежащего качества, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.

    В судебном заседании представитель истца Шергина Ю.В. на исковых требованиях настаивает, поддержала доводы, указанные в иске.

    Представитель ответчика МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» Палкин А.А. с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что скважина водопровода д. <адрес> расположена на территории Тулумбаихинского сельского поселения и собственником этого водного объекта является Тулумбаихинское сельское поселение. Между администрацией Тулумбаихинского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> и ОМУП «ЖКХ «Гарант» заключен краткосрочный договор аренды муниципального имущества. На основании Федерального закона №416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» по краткосрочным договорам ответственность за разработку проекта организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в получении санитарно-эпидемиологических заключений лежит на собственнике муниципального имущества, до момента проведения аукциона.

Представитель третьего лица Дудина Л.Н. пояснила, что собственником скважины водопровода д. <адрес> является Тулумбаихинское сельское поселение. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тулумбаихинского сельского поселения Оханского муниципального района в лице главы Тулумбаихинского сельского поселения и ОМУП «ЖКХ «Гарант» заключен договор аренды объектов водоснабжения, предназначенных для производства и бесперебойной передачи водоснабжения, эксплуатации и обслуживания водоснабжения на территории Тулумбаихинского сельского поселения, сроком на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

    Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Согласно п. 3.2.2.4. в первом поясе санитарной защитной зоны запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля. Согласно п. 3.2.3.1. не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

При разработке проекта зон санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

П.1.11. Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально. П.1.13. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с требованиями п.3.6 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. П. 3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как установлено судом, объект водоснабжения- скважина 4911 водопровода д. <адрес> находятся в собственности Тулумбаихинского сельского поселения Оханского муниципального района.ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тулумбаихинского сельского поселения и ОМУП «ЖКХ «Гарант» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которому арендатору переданы объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел в ходе внеплановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ОМУП «ЖКХ «Гарант» были выявлены нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, по фактам указанных нарушений в отношении ОМУП «ЖКХ «Гарант» выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, в том числе п.1 – получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважин) водопроводов в <адрес>, д.<адрес> действующим санитарно- эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. П.2 – разработать проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) для участков водозаборов подземных вод (скважин) для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения <адрес> Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-12). Данные пункты предписания ОМУП «ЖКХ «Гарант» не выполнены.

Таким образом судом установлено, что в настоящее время эксплуатация принадлежащего Тулумбаихинскому сельскому поселению водного объекта скважины водопровода <адрес>, осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, обустройство которого призвано не допустить возможность загрязнения данного источника, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Вместе с тем, основанием для признания противоправными действия ответчика при предоставлении коммунальных услуг по снабжению питьевой водой потребителей при эксплуатации скважины водопровода д. <адрес> суд не усматривает, поскольку из материалов дела не следует, что несоответствие объектов водоснабжения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства является следствием действий (бездействия) ответчика. Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что переданные ответчику в аренду объекты водоснабжения не обеспечивают качества поставляемой населению воды, для приведения водных объектов в соответствие с требованиями закона необходимо разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Органы местного самоуправления сельского поселения реализуют полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 3, 4, 31 ч. 1 статьи).

Частью 3 статьи 14 закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

По смыслу приведенных норм вопросы водоснабжения, осуществления полномочий собственника водного объекта населения относятся к вопросам местного значения городского поселения. Для возложения такой обязанности на сельские поселения необходимо, чтобы она была предусмотрена законом субъекта Российской Федерации и уставами сельских поселений.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК (в ред. от 29.02.2016) "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае"" за сельскими поселениями с 1 января 2015 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения.

В Уставе Тулумбаихинского сельского поселения, указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений (подп. 3 п. 1 ст. 3 устава).

Подпунктом 28 п. 1 ст. 3 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Исходя из условий заключенного договора аренды на арендатора ОМУП «ЖКХ «Гарант» не возложена обязанность по установлению границы зоны санитарной охраны и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты.

На основании вышеизложенного, требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к ОМУП «ЖКХ «Гарант» удовлетворению не подлежат, поскольку обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения, независимо от того, кому данные объекты переданы в пользование.

Иск рассмотрен в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями части 1 ст.56, ст.ст.59,60,67,196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю

Западный территориальный отдел о признании действий Оханского муниципального

унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант», выразившихся

в оказании услуг по водоснабжению из водного объекта скважины водопровода д. <адрес> с нарушением требований санитарного

законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих    в д.

<адрес>, возложении обязанности на Оханское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» устранить нарушения прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению, а именно:

- разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. <адрес>, получить заключение органа Роспотребнадзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения д. <адрес> использования водного объекта в течение года с момента вступления решения суда в законную силу-отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Томилина

2-36/2017 (2-1704/2016;) ~ М-1585/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
Ответчики
Оханское МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Гарант"
Другие
Администрация Тулумбаихинского сельского поселения
Суд
Нытвенский районный суд
Судья
Е.А. Томилина
11.11.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2016[И] Передача материалов судье
15.11.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2016[И] Судебное заседание
26.01.2017[И] Судебное заседание
01.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2017[И] Дело оформлено
09.02.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее