Дело № 2-1-283/2023 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 06 июня 2023 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
истца помощника прокурора <адрес> Дубининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к Кокинской сельской администрации о понуждении к совершению действий по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения Кокинской сельской администрации <адрес> обязанностей в области обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства. Так, по <адрес> размещены площадки с установленными контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов. Данные площадки не имеют целостного ограждения, основание площадки не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что нарушает права и законные интересы жителей сельского поселения и иных граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Прокуратурой в адрес Кокинской сельской администрации внесено представление, однако до настоящего времени нарушения законодательства в полном объеме не устранены. Просил обязать Кокинскую сельскую администрацию организовать деятельность по накоплению, в том числе раздельному накоплению, твердых коммунальных отходов путем приведения контейнерных площадок, расположенных по <адрес> Брянской области, в соответствие с требованиями законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Кокинской сельской администрации в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В этом же заявлении ответчик согласился с исковыми требованиями, просил предоставить срок для исполнения решения до <дата>..
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившейся стороны.
Суд, заслушав объяснения явившейся стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования прокурора <адрес> основаны на несоблюдении требований законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятной окружающей среды, что влечет возможность причинения вреда жизни и здоровью людей.
В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подзаконными актами.
Согласно ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.22 вышеуказанного Закона).
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу положений Закона Брянской области от 05 декабря 2014 года №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», к вопросам местного значения поселений относятся в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 2006 года определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 1 вышеуказанного закона объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правилами обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, вступившими в силу 01 января 2019 года, закреплена обязанность органов местного самоуправления по созданию площадок для накопления отходов и ведению реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 2, 3 вышеуказанных правил).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кокинской сельской администрацией полномочия по организации деятельности по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, а также требования федерального законодательства о пожарной безопасности, надлежащим образом не реализованы.
Так, Кокинской сельской администрацией вынесено постановление от <дата> № «Об утверждении реестра площадок для сбора твердых коммунальных отходов в новой редакции», а также постановление от <дата> № «О внесении изменений в постановление Кокинской сельской администрации от <дата> № «Об утверждении реестра площадок для сбора твердых коммунальных отходов в новой редакции».
Согласно указанного реестра по <адрес> размещены площадки для накопления твердых коммунальных отходов с установленными на них контейнерами для сбора отходов. Данные площадки не имеют целостного ограждения, основание площадки не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
В связи с выявленными нарушениями <дата> в адрес Кокинской сельской администрации прокурором <адрес> было внесено представление.
По результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности на основании распоряжения Кокинской сельской администрации от <дата> № привлечено ответственное лицо, допустившее нарушения.
Вышеуказанные нарушения законодательства до настоящего времени ответчиком в полном объеме не устранены, что подтверждается материалами дела (ответом Кокинской сельской администрации от <дата> №).
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что отсутствие организации деятельности по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права и законные интересы жителей Кокинского сельского поселения, иных граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Поскольку Кокинская сельская администрация не организовала деятельность по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по <адрес>, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Кокинскую сельскую администрацию организовать деятельность по накоплению, в том числе раздельному накоплению, твердых коммунальных отходов путем приведения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных по <адрес>, Брянской области в срок до <дата>, в соответствии с требованиями СанПиН <дата>-21, а именно оборудовать твердым (асфальтным, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Об исполнении решения ответчику сообщить в суд и прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова