Дело № 2-1300/2023
11RS0020-01-2023-002008-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ячменевой Т. В. к администрации МР «Усть-Вымский» и администрации СП «Гам» о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Ячменева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МР «Усть-Вымский» и администрации СП «Гам» о признании права собственности на жилой дом, площадью 43,3 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, в порядке наследования.
В обоснование требований указано, что <ФИО1>, являющаяся бабушкой Ячменевой Т.В., завещала ей указанный жилой дом. Однако в установленный срок за оформлением наследственных прав не обратилась, поскольку не знала о наличии завещания, при этом фактически приняла наследство. Наследником умершей <ФИО1> по закону являлась мать истца <ФИО2>, умершая <Дата>. Иных наследников <ФИО1> и <ФИО2> кроме истца не имеется.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по РК.
Истец в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Представитель администрации МР «Усть-Вымский» в письменном отзыве указал на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком и оставляет решения вопроса на усмотрение суда.
Администрация СП «Гам» в письменном отзыве поддержало требование истца.
Управление Росреестра по РК в письменном отзыве оставили рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что согласно выпискам из похозяйственных книг <Номер> за 1980-1985 года <ФИО1> принадлежал на праве собственности жилой дом, 1953 года постройки, общей площадью 45 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>. Совместно с ней в доме проживали Якубенко (Ячменева) Т.В. (внучка) и <ФИО2> (дочь).
В настоящее время данному жилому дому с кадастровым номером 11:08:1601001:127 присвоен адрес: <Адрес>, Усть-Вымский райн, <Адрес>.
23 августа 1984 года <ФИО1> составлено завещание, зарегистрированное и удостоверенное Гамским сельсоветом, согласно которому жилой дом завещала внучке Якубенко Т.В., ныне «Ячменева».
<Дата> <ФИО1> умерла.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, является принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе и на праве пожизненного наследуемого владения.
Принимая во внимание, что <ФИО1> право приобретения в собственность жилого дома было реализовано до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122–ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», следовательно, после ее смерти данный объект мог входить в состав наследственного имущества.
После смерти <ФИО1> наследником первой очереди по закону являлась <ФИО2> (дочь), которая наследственные права в установленном порядке не оформила.
Ячменева Т.В. также не оформила наследственные права на основании завещания от 23 августа 1984 года.
Из анализа положений статей 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок приобретения и принятия наследства, не следует, что для принятия наследства по завещанию либо наследства по закону установлен различный порядок.
Таким образом, не обращение наследника к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию не препятствует принятию им наследства путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Фактическое принятие наследства подтверждается такими действиями наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его. Поскольку приведенный в статье 1153 Гражданского кодекса перечень действий носит общий характер, не является исчерпывающим, оценка конкретных действий, совершенных наследником, с точки зрения, можно ли их считать действиями, свидетельствующими о фактическом принятии наследником наследства, принадлежит суду.
Действия по фактическому принятию наследства могут быть совершены как самим наследником, так и иными лицами по его поручению, при этом из характера таких действий должно вытекать, что именно наследник намерен принять наследство.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Согласно данным полученным в ходе рассмотрения дела, после смерти <ФИО1> ее дочь <ФИО2> и внучка Ячменева Т.В. продолжили проживать и пользоваться жилым домом, несли расходы по его содержанию. Ячменевой Т.В. произведены работы по ремонту дома, оплачивались коммунальные услуги.
Решением администрации Гамского сельсовета <Номер> от 13 ноября 1992 года земельный участок, на котором расположен жилой дом, передан <ФИО2> на праве пожизненного наследуемого и постоянного владения.
На основании заявления <ФИО2> постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от 26 апреля 2010 года <Номер> прекращено право пожизненного наследуемого и постоянного владения земельным участком.
<Дата> <ФИО2> умерла. Ее наследником первой очереди по закону является Ячменева Т.В. (дочь), которой получено свидетельство о праве на наследство по закону в отношении денежных вкладов.
Согласно техническому паспорту, общая площадь жилого дома составляет 40,3 кв.м, следовательно, указание истцом в исковом заявлении площади 43,3 кв.м является неверным.
При совокупности установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права собственности Ячменевой Т.В. на жилой дом общей площадью 40,3 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, в порядке наследования, что не противоречит закону и по своему правовому результату фактически совпадает с государственной регистрацией права собственности по решению суда.
Учитывая предмет заявленного иска (жилой дом) и положения статей 1151 и 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым отметить, что администрация МР «Усть-Вымский» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, следовательно, в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать право собственности в порядке наследования Ячменевой Т. В. (ИНН <Номер>) на жилой дом общей площадью 40,3 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>.
Исковое заявление Ячменевой Т. В. к администрации МР «Усть-Вымский» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева