Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-725/2019 ~ М-220/2019 от 07.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 апреля 2019 года                            г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Родиной Т.А.,

при секретаре                 Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-725/2019 по административному исковому заявлению Дорофеева О.А., Дорофеевой С.А. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,

с участием представителя Дорофеева О.А., Дорофеевой С.А. по доверенности Погорелова А.В.,

у с т а н о в и л:

Дорофеев О.А., Дорофеева С.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 1 602 645 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 1 538 903 руб., нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 1 880 406 руб..

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками названных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Погорелов А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области представил письменные пояснения.

Выслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Дорофеевым О.А. и Дорофеевой С.А. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Из материалов дела следует, что Дорофееву О.А. и Дорофеевой С.А. на праве общей совместной собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 78,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 73,0 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Дорофеева С.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером площадью 83,3 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений определена Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером - в размере 3 777 298,48 руб. по состоянию на 26 марта 2013 года; нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 3 522 670,47 руб. по состоянию на 24 июля 2013 года; нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 3 234 548,24 руб. по состоянию на 6 июня 2011 года.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость нежилых помещений затрагивает права административных истцов, владеющих помещениями на праве собственности.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов капитального строительства и считая свои права нарушенными, административные истцы 7 февраля 2019 года с пропуском срока обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные обществом с ограниченной ответственностью «СТАТУС-ЭКСПЕРТ».

Согласно отчета от 25 декабря 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена по состоянию на 26 марта 2013 года в размере 1 602 645 рублей.

Отчетом от 27 декабря 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 538 903 руб.

Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена отчетом об оценке от 27 декабря 2018 года в размере 1 880 406 руб. по состоянию на 6 июня 2011 года.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 26 марта 2013 года, 24 июля 2013 года и 6 июня 2011 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости нежилых помещений.

Отчеты содержат сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности.

Как указано в отчетах об оценке, объекты оценки используются в качестве коммерческих помещений.

Определение рыночной стоимости объектов оценки произведено в рамках сравнительного подхода, от применения доходного и затратного подходов оценщик мотивированно отказался.

В рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж оценщик выбрал единицу сравнения - цену за 1 кв. м площади объекта, проанализировал основные элементы сравнения, изучил рынок офисно-торговой недвижимости Советского района г. Самары, ввел необходимые корректировки для сглаживания различий между объектами оценки и объектами-аналогами, после чего определил итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки как сумму произведений скорректированных стоимостей объектов-аналогов на соответствующий вес.

Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости. Итоговое суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определенная отчетами об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.

Проанализировав отчеты об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 26 марта 2013 года, 24 июля 2013 года, 6 июня 2011 года, то есть на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 7 февраля 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Дорофеева О.А., Дорофеевой С.А. удовлетворить.

Восстановить Дорофееву О.А., Дорофеевой С.А. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 83,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 марта 2013 года в размере 1 602 645 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 78,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 538 903 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 73 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 880 406 руб.

Датой обращения Дорофеева О.А., Дорофеевой С.А. в суд считать 7 февраля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

3а-725/2019 ~ М-220/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорофеев О.А.
Дорофеева С.А.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.02.2019Регистрация административного искового заявления
08.02.2019Передача материалов судье
08.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019Подготовка дела (собеседование)
22.02.2019Рассмотрение дела начато с начала
22.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
11.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее